Рабочая программа по кружковой работе
«Жили-были пальчики»
для детей с ОВЗ 4-7 лет
Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
2024 г.
Оглавление:
Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Введение ……………………………………………………………………….. 6
Актуальность программы …………………………………………………….. 7
Цель и задачи программы ……………………………………………………. 10
Предполагаемые результаты …………………………………………………. 11
Методологические основы и принципы построения программы …………... 13
Организация работы по программе …………………………………………. 14
Методические рекомендации ………………………………………………… 14
Работа с родителями …………………………………………………………. 16
Перспективный план работы ………………………………………………… 17
Заключение …………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………………….. 21
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Именно в первые семь лет развивается и формируется «фундамент личности» ребёнка. Особенно важен этот период для детей с ОВЗ так как именно в дошкольном возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем мире. Дети с ОВЗ часто слабо ориентируются в основных понятиях, времени, сложно запоминают названия предметов, у них нарушено восприятие речи. Дети с ОВЗ часто демонстрируют низкую умственную работоспособность и нарушение концентрации внимания, также отмечается повышенная истощаемость; слабо развита мелкая моторика рук. Также у детей с ОВЗ часто нарушено словесно-логическое мышление, такие дети испытывают трудности в дифференциации общего и различного. Поэтому занятия организуются с использованием различных наводящих вопросов, подсказок, большое значение имеет наглядный материал.
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук и если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение показало, что у всех детей с нарушением мелкой моторики отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Коммуникативная деятельность наших дошкольников с ОВЗ, имеет стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, часть из них не способна использовать речь для полноценного общения. Одни воспитанники совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.
Так же у наших воспитанников большие трудности в ручном труде, затруднительны такие - действия, как шнуровка, застегивание пуговиц, характерны трудности в приёме пищи: плохо удерживают ложку, медленно жуют, их рисунки небрежны, сила нажима неравномерна, карандашом и фломастерами при рисовании рвут бумагу.
Большую помощь в нашей коррекционной работе оказывают элементы массажа и самомассажа биологически активных точек, которые находятся на кончиках пальцев. Для этого мы делаем нашим деткам или учим их делать, по мере их функциональных возможностей, самомассаж, перед пальчиковыми играми.
Опыт работы показывает, что мощным средством компенсации детей с ОВЗ позволяющим ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие предметы, является осязание. Многие дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с ОВЗ оказываются вялыми или слишком напряженными. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания; предметно-практической деятельностью.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно влияет и на развитие речи ребёнка. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и речевые впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научится понимать смысл литературного текста, сопровождающего движения рук, и улавливать ритм и темп речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Мария Монтессори говорила, что каждое движение рук ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Введение
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Дети с ОВЗ познают мир по-разному в зависимости от степени особенностей их развития. У многих дошкольников процесс познания окружающего мира ограничен, что влияет на развитие речи, памяти, воображения, мышления. Игровые занятия с использованием движений рук имеют свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены, простота и мелодичность сопровождающих движения рук текстов позволяют ребенку запомнить не только слова, но и движения пальцев рук. Многократное повторение фраз, их ритмичность позволяют ребенку самостоятельно выполнять несложные движения пальцами рук. Пальчиковые игры активизируют внимание ребенка, устойчивость и интерес к тексту и движениям. Стимуляция детских пальчиков и ладоней ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи ребенка, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент. Помимо этого, ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения ребенка чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, названия предметов, животных и многое другое).
Главная цель пальчиковых игр — активизация произвольного внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка с нарушением зрения. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых движений пальцами рук дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Актуальность программы по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка с ОВЗ.
Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) детей с ОВЗ является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять подвижным играм, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам. Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных игр, упражнений и заданий. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Одним из приобретений детей дошкольного возраста является способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Тренировка тонких движений пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но и способствует развитию речи, что в свою очередь ведет к активной познавательной деятельности с окружающими его объектами. Кроме того, интерес, который вызывают у детей упражнения с руками и пальчиковые игры, сближают взрослого и ребенка. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции у ребенка. У пальчиковых игр есть и другие преимущества. Они помогают развить чувство ритма, воображение, память, внимание, помогают удерживать его в течение определенного времени. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму;
способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории;
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
помогают в игре формировать элементарные математические представления;
учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять;
развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи;
развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Ценность таких игр заключается в том, что с их помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Таким образом, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую и двигательную активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель: содействие развитию мелкой моторики рук, координации движений рук и речи у детей с ОВЗ 4-7лет посредством пальчиковых игр.
Задачи программы:
Развивающие:
Развивать координацию движений и мелкую моторику обеих рук.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Развивать координационно-регулирующие функции речи и движения.
Развивать произвольное внимание, мышление, воображение, память, речь.
Развивать связную речь.
Образовательные:
Формировать умение вслушиваться и понимать содержание литературного текста, сопровождающего игровое упражнение.
Формировать умение отчетливо произносить слова, фразы, предложения.
Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
Формировать умение действовать по словесным инструкциям взрослого.
Повышать речевую активность ребёнка во время пальчиковых игр.
Обогащать пассивный словарь ребёнка.
Расширять активный словарь.
Способствовать овладению детьми речедвигательных умений.
Обогащать совместный с взрослым и сверстниками игровой опыт ребёнка.
Воспитательные:
Воспитывать желание вступать в контакт и игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Воспитывать позитивную эмоциональную отзывчивость на совместные с взрослым и сверстниками пальчиковые игры.
Воспитывать в детях усидчивость, произвольность внимания, терпеливость.
Воспитывать у детей коммуникативные качества, речевой этикет.
Цель коррекционной работы: систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно - развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников.
- формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
- совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
- обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Развивать силу, гибкость и выносливость мелких мышц кисти и пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений руки и глаза.
Развивать статистическую и динамическую координацию движений кистей и пальцев рук.
Совершенствовать зрительно–моторную координацию и ориентировку в пространстве.
Развивать зрительное и слуховое восприятие посредством совершенствования движений обеих рук.
Упражнять в умении действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным.
Развивать умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществляя контроль над собственными действиями.
Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
Предполагаемые результаты:
Проявление интереса детей к пальчиковой гимнастике, увеличение словарного запаса, увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности.
Подготовка кистей рук и пальцев к работе с мелкими игрушками, развитие подвижности и гибкости рук, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Развития мышления, воображения, памяти, речи, мышления.
Развитие умения подражать взрослым, умения вслушиваться в речь собеседника и ее понимать.
Повышение речевой активности детей.
Формирование умения концентрировать внимание и правильно его распределять.
Формирование умения осуществлять контроль над своими движениями.
Методологические основы и принципы построения рабочей программы
Методологической основой рабочей программы являются индивидуально-дифференцированный и системно-деятельностный подходы. Программа руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО; методологическими принципами обучения детей с ОВЗ
В коррекции нарушений развития ребёнка особое значение имеют следующие принципы:
• индивидуальный подход, который предполагает необходимость определения индивидуальных задач развития ребёнка, создания индивидуальных условий организации и проведения коррекционной работы с ребёнком,
• личностно-развивающий подход к детям с ОВЗ в различных видах общения и деятельности в зависимости от речевых нарушений, с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе применения специальных форм и методов работы.
учет их возрастных особенностей, состояния зрительных функций, уровня сформированности представлений и практических навыков ориентирования в пространстве;
обеспечение максимальных условий для активного действия детей в реальной действительности;
включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей;
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Организация работы по программе
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации детей –игра-занятие.
Продолжительность игры-занятия: длительность игры-занятия зависит от возраста и степени увлечённости детей. Рекомендуемая продолжительность занятия:
в группе 4-5 лет (средний возраст) – 15–20 минут;
в группе 6-7 лет (старший возраст) – 20–25 минут.
Общее количество игр-занятий в год – 35 игра-занятие
Учебный план
п./п. № | Возрастная группа | Количество игр-занятий в неделю, продолжительность | В месяц | В год |
В течение года | ||||
1. | Группа «Солнышко» дети с ОНР возраст детей 4-7 лет | 1 15-20 минут | 4 | 35 |
2. | группа «Звездочки» дети с ЗПР возраст детей 4-7 лет | 1 15-20 минут | 4 | 35 |
Методические рекомендации
Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Основной особенностью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
перед началом пальчиковой игры нужно разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;
каждая новая игра сначала должна выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз;
выполняя пальчиковые манипуляции вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой;
при выполнении игры необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;
во время игры обязательно следить за правильной осанкой, правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;
нужно добиваться, чтобы все пальчиковые манипуляции выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:
наглядный метод работы - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики, использование игрушки на стадии обучения игре;
словесный метод работы – чёткое проговаривание сопровождающего игру текста; заучивание его наизусть;
практический метод работы - пальчиковая игра.
Использование данных методов даёт положительный результат:
улучшение качества речи детей;
пополнение пассивного и активного словаря ребёнка;
развитие мелкой моторики рук детей; координации, пространственной ориентации;
развитие таких познавательных процессов, как мышление, воображение, память, внимание;
развитие эмоциональной сферы детей.
Очень важно во время занятий поддерживать у каждого ребёнка ощущение ситуации успеха. Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм:
во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения;
во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности ребёнка;
в-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности ребёнка;
в-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе;
в-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития детей с особыми образовательными потребностями.
Работа с родителями:
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Достичь хороших результатов в работе по данной теме помогает использование разнообразных форм работы с родителями:
Консультации для родителей: « Роль пальчиковых игр в развитии ребенка с ОВЗ», «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»; «Роль мелкой моторики в развитии ребенка».
Привлечение родителей к созданию картотеки пальчиковых игр «Играем вместе».
Просветительская работа с родителями о значимости пальчиковых игр с детьми с ОВЗ в форме семинаров – практикумов, индивидуальных консультаций, наглядной информации (папки-передвижки).
Индивидуальные консультации, беседы по запросам родителей.
Памятки «Пальчиковые игры: повторите дома»; «Пальчиковые игры - интересное и увлекательное занятие для детей и для взрослых».
Мастер-класс по пальчиковым играм для родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Примечание.В программе используются пальчиковые игры из методического пособия для развивающего обучения Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» / Ткаченко Т.А. – М.: Эксмо, 2010, - 64 с. (приложение).
В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть: разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.
Первые три занятия (1-3 недели) мы разучиваем с детьми пальчиковую игру: стихотворный текст и последовательность действий пальцев рук, а в последнее занятие месяца повторяем и закрепляем все три игры. В первые три недели соблюдаются следующие этапы разучивания игры:
Педагог сначала произносит текст новой игры без показа движений.
Педагог показывает игру с пальцами, чётко произнося текст.
Педагог ещё раз произносит текст и показывает игру, манипулируя пальцами, дети повторяют движения за ним. По необходимости педагог манипулирует рукой ребёнка, у которого не получается правильно складывать или сгибать пальцы.
Педагог и дети вместе проговаривают текст игры.
Педагог и дети выполняют движения и проговаривают текст одновременно.
На последнем занятии (4 неделя):
Педагог показывает каждую игру, чётко произнося текст.
Педагог и дети выполняют движения и проговаривают текст одновременно.
Дети по желанию самостоятельно выполняют движения и произносят текст, либо показ игры (роль педагога) берёт на себя любой ребёнок, который хорошо выполняет движения и знает текст наизусть.
Каждое новое упражнение (игру) нужно выполнять в медленном темпе. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждая игра имеет название, выполняется 2 – 3 раза. Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности.
Недели | Название игры | |
Сентябрь | ||
1 неделя | Осень наступила. «Осенние листья» | |
2 неделя | «Моя семья» | |
3 неделя | «По грибы» | |
4 неделя | «Еж с ежатами» | |
Октябрь | ||
1 неделя | «Белка и ворона» | |
2 неделя | «Засолка капусты» | |
3 неделя | «Большая стирка» | |
4 неделя | «Белка и ворона», «Засолка капусты», «Большая стирка». | |
Ноябрь | ||
1 неделя | «Подарок мишке» | |
2 неделя | «Волшебник» | |
3 неделя | «По воду» | |
4 неделя | «Подарок мишке», «Волшебник», «По воду». | |
Декабрь | ||
1 неделя | «Помощники» | |
2 неделя | «Музыканты» | |
3 неделя | «Баян и барабан» | |
4 неделя | «Помощники», «Музыканты», «Баян и барабан». | |
Январь | ||
1 неделя | «Весёлая музыка» | |
2 неделя | «Приглашение» | |
3 неделя | «Весёлая музыка», «Приглашение». | |
Февраль | ||
1 неделя | «Закрытая дверь» | |
2 неделя | «За столом» | |
3 неделя | «В домике» | |
4 неделя | «Закрытая дверь», «За столом», «В домике». | |
Март | ||
1 неделя | «Капитан» | |
2 неделя | «Зайки-попрыгайки» | |
3 неделя | «Птички-невилички» | |
4 неделя | «Капитан», «Зайки-попрыгайки», «Птички-невилички». | |
Апрель | ||
1 неделя | «Дом за кустом» | |
2 неделя | «Колечко» | |
3 неделя | «Аленький цветочек» | |
4 неделя | «Дом за кустом», «Колечко», «Аленький цветочек». | |
Май | ||
1 неделя | «Кто где живёт» | |
2 неделя | «На птичьем дворе» | |
3 неделя | «На мосту» | |
4 неделя | «Кто где живёт», «На птичьем дворе», «На мосту». |
Заключение
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Игры из методического пособия «Развиваем мелкую моторику» являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Игры-занятия по данной программе выступают как дополнительные занятия, содействующие повышению уровня моторных, речевых и речедвигательных умений, а также оказывают корректирующее воздействие. Поэтому в данной программе диагностика не предусмотрена. Каждый ребенок получает возможность приобрести новые знания и умения; повысить уровень социальной адаптации; обогатить собственный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для детей с ограниченными возможностями здоровья пальчиковая гимнастика должна проходить ежедневно, в форме игры. Собственно методические особенности кружковой работы благоприятствуют воспитанию коммуникативных навыков и личностных качеств с повышенной социальной востребованностью.
Список использованной литературы
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.
Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет, 2003.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
Диченкова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.
Крупенчук О.И.«Пальчиковые игры». СПб.,2003.
Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М.: Сфера, 2006.
Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов на Дону :
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2010.
Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» М.2001г
Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.
ШанинаС. «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008. Дефектология N – 3 – 1994г.
Шарикова Е. Книги из серии «Уроки логопеда», «Пальчиковые игры» ОАО «Тульская типография» 2010 год.