Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Математика
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Математическая лестница» 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Математическая лестница» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Математическая лестница» является частью общеинтеллектуального направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Утверждаю

Директор _______________

В. В. Кудельникова

Приказ № 209а – ОД

от 30.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

основное общее образование

«Математическая лестница»

7 класс

Михайловой Елены Николаевны

учителя математики и информатики

2022

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Математическая лестница» является частью общеинтеллектуального направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;

  2. Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  3. Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")

  4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”;

  5. Учебного плана по внеурочной деятельности МБОУ «СШ №9» г. Смоленска на 2019-2020 учебный год

Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.

Цели программы:

1. развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2. расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3. активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

4. выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

5. способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

6. воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

7. формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

8. воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.

Задачи программы:

Обучающие:

− Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.

- Формировать геометрические (конструктивные) навыки учащихся через решение задач на «разрезание», «со спичками», «выбор пути» и другие.

− Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу».

− Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

− Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.

− Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Комбинаторика», «Графы», «Неравенства», «Теория вероятности».

Воспитательные:

− Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

− Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.

− Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение учащихся в занятия по истории математики

− Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

Развивающие:

− Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

− Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.

− Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

− Развивать логическое мышление.

− Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.

− Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

− Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.

Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности.

Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.

Связь с другими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии в программах «Мир измерений», «За страницами учебника биологии» и других.

Новизна заключается в том, что программа разработана для пяти параллелей: для учащихся 5–9 классов.

Этапы реализации программы привязаны к годам обучения, вследствие, чего можно выделить 5 этапов: 5 класс — 1 этап, 6 класс — 2 этап и т. д., 9 класс — 5 этап. Это напрямую связано с диалектическим принципом «от простого — к сложному», взаимосвязью с темами, изучаемыми в классе: от класса к классу увеличивается багаж знаний, умений учащихся, благодаря чему учащиеся все более адаптируются к заданиям повышенной сложности и научно-исследовательской деятельности. Каждый этап рассчитан на 34 часа.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации и виды деятельности

«Математическая лестница»

7 класс (34 часа в год / 1 час в неделю)

Решение занимательных задач

4

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов. Закрепление знаний о классах и разрядах. Закрепление знаний нумерации чисел.

Поиск информации. Решение задач, работа в группах. Математическое соревнование, викторина.

Числовые головоломки

3

Городок величин, математические ребусы, математические софизмы

Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе. Групповая работа. Мини - доклады.

Интересные приёмы решения задач

3

Решение задач методом «с конца» Различные занимательные задачи на вычисление процентов и действий с процентами.

Беседа – лекция. Самостоятельное решение задач. Оформление брошюры – пособия.

Решение задач практического характера.

4

Задачи на доли и части, на выбор оптимального тарифа. Задачи, связанные с распродажами. Задачи на банковские кредиты

Занятие – обсуждение Практикум – исследование. Решение заданий в парах.

Наглядная геометрия

8

Геометрические игры. Геометрические построения. Формула Пика.

Практикум - исследование. Практическая работа в группах.

Решение логических задач

8

Задачи на доказательство и принцип Дирихле. Методы решения задач на переливание и взвешивание. Логические и комбинаторные задачи и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа.

Занятие – обсуждение. Разбор олимпиадных заданий, анализ ошибок. Решение заданий в парах.

Математика в различных сферах

4

Задачи на смеси, сплавы и растворы. Математика в строительстве, архитектуре. Математика и экономика.

Схематическое изображение задач Оформление брошюры – пособия.








3.1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

Решение занимательных задач

4

Числовые головоломки

3

Интересные приёмы решения задач

3

Решение задач практического характера

4

Наглядная геометрия

8

Решение логических задач

8

Математика в различных сферах

4

Всего

34

0

4.1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Математическая лестница»

7 класс (34 часа в год / 1 час в неделю)

п. п.

Наименование раздела,

темы

Кол-во

часов

1. Решение занимательных задач(4 часа)

Решение задач по теме «Нумерация чисел»

1

Лилавати – милостивая госпожа арифметика. Приёмы быстрого счёта.

1

В мире дробных чисел. Эстафета «Кто быстрей считает»

1

Задачи на «магические квадраты»

1

2.Числовые головоломки (3 часа)

Городок величин

1

Математические ребусы

1

Математические софизмы

1

3.Интересные приёмы решения задач (3 часа)

Решение задач методом «с конца»

1

Решение задач на проценты

1

Решение задач на все действия с дробями.

1

4. Решение задач практического характера (4 часа)

Задачи на доли и части. Математическое соревнование.

1

Задачи на выбор оптимального тарифа. Викторина.

1

Задачи, связанные с распродажами. Математические игры.

1

Задачи на банковские кредиты. Викторина

1

5. «Наглядная геометрия» (8 часов)

Задачи на разрезание.

1

Построение циркулем и линейкой

1

Построение фигур одним росчерком карандаша.

1

Танграмы. Подсчёт фигур.

1

Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.

1

Задачи со спичками и счётными палочками.

1

Решение олимпиадных задач.

1

Моделирование геометрических тел из пластилина, бумаги

1

6. Решение логических задач (8 часов)

Задачи типа «Кто есть кто?» (решение с помощью графов и таблиц)

1

Принцип Дирихле. Решение простейших задач.

1

Комбинаторные умения. «Расставьте, переложите»

1

Круги Эйлера. Решение простейших задач

1

Задачи на переливание

1

Задачи на взвешивание.

1

Логические задачи вокруг нас.

1

Решение олимпиадных задач.

1

  1. Математика в различных сферах (4 часа)

Олимпиадные задачи на смеси, сплавы и растворы.

1

Математика в строительстве, архитектуре.

1

Математика и экономика.

1

Решение задач на смекалку.

1

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельнопредполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;

  • отбиратьнеобходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов;

  • добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравниватьигруппироватьфакты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлятьболее простой планучебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказыватьсвою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

Формы занятий

В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный

Основные формы проведения занятий

  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или учащегося (5-10 мин);

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме (7-10 мин);

  • Разбор решения задач (5-7 мин);

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений (10-12 мин);

  • Ответы на вопросы учащихся (2-3 мин);

  • Домашнее задание (3 мин).

  1. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.

  • Математический бой, хоккей, футбол.

  • Математические турниры, эстафеты.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.

  1. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок;

  1. Решение задач на разные темы;

  2. Изготовление моделей для уроков математики;

  3. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил;

  4. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой;

  5. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Результативность изучения программы

Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.

Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах, в том числе дистанционных. Защита практико-исследовательских работ, участие в проектной деятельности. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа внеурочной деятельности «Математическая лестница» является частью общеинтеллектуального направления, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы.
0 ₽