Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.
Для реализации программного содержания используется учебник «Литературное чтение»
3 класс авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по литературному чтению и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г № 373;
Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России.
Образовательная программа начального общего образования ОУ.
Примерная программа по литературному чтению УМК «Школа России».
Авторская программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1-4 классы.
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2023- 2024 учебный год.
Учебный план гимназии на 2023-2024 учебный год.
Положение о рабочей программе.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором предполагается работа по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование базовых национальных ценностей.Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы
Основные цели и задачи учебного курса
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
развивать поэтический слух,
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в Базисном учебном плане
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана для 3 класса начальной школы в соответствии с Базисным учебным планом и на основе примерной рабочей программы. Всего для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования отводится 448 часов.
На изучение предмета в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год
(34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основное содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Формы образовательных технологий:
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Технологии организации проектной деятельности;
Групповая работа
Современные информационные технологии
Технологии проблемно-диалогового общения
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Крометехники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать /понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Учащиеся должны уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Учащиеся должны научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Система проверочных и контрольных измерений по предмету
Учебный триместр | Объем измерений | Проверочная работа | Проектная работа | Комплексная контрольная работа |
3 класс | ||||
I | См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2009 г. | 10 | 3 | 1 |
II | ||||
III | ||||
Год |
Разделы тематического планирования
Тема | Кол-во часов |
Вводный урок по курсу | 1 |
Самое великое чудо на свете | 4 |
Устное народное творчество | 14 |
Поэтическая тетрадь 1 | 8 |
Великие русские писатели | 18 |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
Литературные сказки | 8 |
Были – небылицы | 10 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
Люби живое | 17 |
Поэтическая тетрадь 2 | 9 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 17 |
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» | 6 |
Зарубежная литература | 12 |
Итого за год: | 136 часов |
Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы:
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, М., «Просвещение», 2021 год.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» М., «Просвещение», 2022 год.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2016 год.
4..Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению для 3 класса. М., «Ювента», 2019 год.
5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, тесты)
Поурочно-календарное планирование
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
по плану | фактически | |||
I триместр - 48 часов | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения - 1 час | ||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. | 1 | ||
Самое великое чудо на свете - 4 часа | ||||
2. | Рукописные книги Древней Руси | 1 | ||
3. | Первопечатник Иван Федоров | 1 | ||
4. | Урок-путешествие в прошлое | 1 | ||
5. | Проект «Первопечатники Древней Руси» | 1 | ||
Устное народное творчество - 14 часов | ||||
6-7. | Устное народное творчество. Русские народные песни | 2 | ||
8-9. | Докучные сказки | 2 | ||
10-12. | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 3 | ||
13-15. | «Иван-царевич и серый волк» | 3 | ||
16-18. | «Сивка-бурка» | 3 | ||
19. | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 - 8 часов | ||||
20. | Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза» наизусть | 1 | ||
21. | Ф.И.Тютчев «Листья» | 1 | ||
22. | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нива» наизусть | 1 | ||
23. | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» наизусть | 1 | ||
24. | И.Никитин «Встреча зимы» наизусть | 1 | ||
25. | И.Суриков «Детство» наизусть | 1 | ||
26. | И.Суриков «Зима» | 1 | ||
27. | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Тест | 1 | ||
Великие русские писатели - 18 часов | ||||
28-29. | А.С.Пушкин. Стихи наизусть | 2 | ||
30-33. | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 4 | ||
34. | И.А.Крылов. «Мартышка и очки» наизусть | 1 | ||
35. | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна» | 1 | ||
36. | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» наизусть | 1 | ||
37. | М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | ||
38. | М.Лермонтов. «Утес» | 1 |
39. | М.Лермонтов. «Осень» наизусть | 1 | ||
40. | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний) | 1 | ||
41. | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 | ||
42. | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | ||
43. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | ||
44. | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | ||
45. | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» Тест | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов | ||||
46. | Н.А.Некрасов «Славная осень!..» | 1 | ||
47. | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором...» наизусть | 1 | ||
48. | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | ||
II триместр – 44 часа | ||||
49. | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» | 1 | ||
50. | И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги» наизусть | 1 | ||
51. | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Тест | 1 | ||
Литературные сказки – 8 часов | ||||
52. | Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”» | 1 | ||
53. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | ||
54-56. | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 3 | ||
57-58. | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | 2 | ||
59. | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Тест | 1 | ||
Были – небылицы - 10 часов | ||||
60-61. | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | 2 | ||
62-64. | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» | 3 | ||
65-68. | А. Куприн «Слон» | 4 | ||
69. | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы» | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 - 6 часов | ||||
70. | С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..» | 1 | ||
71. | С. Черный. «Воробей», «Слон» наизусть | 1 | ||
72. | А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 | ||
73. | А. Блок. «Сны», «Ворона» | 1 | ||
74. | С. Есенин. «Черемуха» наизусть | 1 | ||
75. | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Тест | 1 | ||
Люби живое – 17 часов | ||||
76. | М. Пришвин. «Моя Родина» | 1 | ||
77-79. | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 3 | ||
80-81. | В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | 2 | ||
82-84. | В. Бианки. «Мышонок Пик» | 3 | ||
85-88. | Б. Житков. «Про обезьянку» | 4 | ||
89-90. | В. Астафьев. «Капалуха» | 2 | ||
91. | В. Драгунский. «Он живой и светится» | 1 | ||
92. | Обобщающий урок по теме «Люби живое» Тест | 1 | ||
III триместр – 44 часа | ||||
Поэтическая тетрадь 2 – 9 часов | ||||
93. | С.Я.Маршак. «Гроза днем» | 1 | ||
94. | С.Я.Маршак. «В лесу над росистой поляной» наизусть | 1 | ||
95. | А. Барто. «Разлука» | 1 | ||
96. | А. Барто. «В театре» | 1 | ||
97. | С. Михалков. «Если» наизусть | 1 | ||
98. | Е. Благинина. «Кукушка» | 1 | ||
99. | Е. Благинина. «Котенок» | 1 | ||
100. | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Тест | 1 | ||
101. | Проект «Праздник поэзии» | 1 | ||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок - 17 часов | ||||
102. | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | ||
103-104. | А. Платонов. «Цветок на земле» | 2 | ||
105-107. | А. Платонов. «Еще мама» | 3 | ||
108-110. | М. Зощенко. «Золотые слова» | 3 | ||
111-114. | М. Зощенко. «Великие путешественники» | 4 | ||
115-116. | Н. Носов. «Федина задача», «Телефон» | 2 |
117. | В. Драгунский. «Друг детства» | 1 | ||
118. | Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тест | 1 | ||
По страницам детских журналов - 6 часов | ||||
119. | Ю. Ермолаев. «Проговорился» | 1 | ||
120. | Ю. Ермолаев. «Воспитатели» | 1 | ||
121. | Г. Остер. «Вредные советы» | 1 | ||
122. | Г. Остер. «Как получаются легенды» | 1 | ||
123. | Р. Сеф. «Веселые стихи» | 1 | ||
124. | Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов» Тест | 1 | ||
Зарубежная литература - 12 часов | ||||
125-127. | Мифы Древней Греции | 3 | ||
128-133. | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок» | 6 | ||
134. | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» Тест | 1 | ||
135. | Комплексная контрольная работа по тексту администрации. | 1 | ||
136. | Обобщение изученного за год. Задание на лето | 1 |