Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классному руководителю
  3. Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Для реализации программного содержания используется учебник «Литературное чтение» 3 класс авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по литературному чтению и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классному руководителю

Категория

Классному руководителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.

Для реализации программного содержания используется учебник «Литературное чтение»

3 класс авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.

Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по литературному чтению и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (2010 г.)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г № 373;

  • Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России.

  • Образовательная программа начального общего образования ОУ.

  • Примерная программа по литературному чтению УМК «Школа России».

  • Авторская программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1-4 классы.

  • Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2023- 2024 учебный год.

  • Учебный план гимназии на 2023-2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором предполагается работа по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование базовых национальных ценностей.Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы

Основные цели и задачи учебного курса

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

  • развивать поэтический слух,

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Место предмета в Базисном учебном плане

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана для 3 класса начальной школы в соответствии с Базисным учебным планом и на основе примерной рабочей программы. Всего для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования отводится 448 часов.

На изучение предмета в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год

(34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование лич­ностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основное содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование).Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Формы образовательных технологий:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Технологии организации проектной деятельности;

  3. Групповая работа

  4. Современные информационные технологии

  5. Технологии проблемно-диалогового общения

Виды учебной деятельности

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.

  • Индуктивные, дедуктивные.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Крометехники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать /понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

Учащиеся должны уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

Учащиеся должны научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Система проверочных и контрольных измерений по предмету

Учебный триместр

Объем измерений

Проверочная работа

Проектная

работа

Комплексная контрольная работа

3 класс

I

См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2009 г.

10

3

1

II

III

Год

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Вводный урок по курсу

1

Самое великое чудо на свете

4

Устное народное творчество

14

Поэтическая тетрадь 1

8

Великие русские писатели

18

Поэтическая тетрадь 2

6

Литературные сказки

8

Были – небылицы

10

Поэтическая тетрадь 1

6

Люби живое

17

Поэтическая тетрадь 2

9

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

17

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

6

Зарубежная литература

12

Итого за год:

136 часов

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, М., «Просвещение», 2021 год.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» М., «Просвещение», 2022 год.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2016 год.

4..Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению для 3 класса. М., «Ювента», 2019 год.

5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, тесты)

Поурочно-календарное планирование

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

по плану

фактически

I триместр - 48 часов

Вводный урок по курсу литературного чтения - 1 час

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

1

Самое великое чудо на свете - 4 часа

2.

Рукописные книги Древней Руси

1

3.

Первопечатник Иван Федоров

1

4.

Урок-путешествие в прошлое

1

5.

Проект «Первопечатники Древней Руси»

1

Устное народное творчество - 14 часов

6-7.

Устное народное творчество. Русские народные песни

2

8-9.

Докучные сказки

2

10-12.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3

13-15.

«Иван-царевич и серый волк»

3

16-18.

«Сивка-бурка»

3

19.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

Поэтическая тетрадь 1 - 8 часов

20.

Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза» наизусть

1

21.

Ф.И.Тютчев «Листья»

1

22.

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нива» наизусть

1

23.

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» наизусть

1

24.

И.Никитин «Встреча зимы» наизусть

1

25.

И.Суриков «Детство» наизусть

1

26.

И.Суриков «Зима»

1

27.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Тест

1

Великие русские писатели - 18 часов

28-29.

А.С.Пушкин. Стихи наизусть

2

30-33.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

4

34.

И.А.Крылов. «Мартышка и очки» наизусть

1

35.

И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»

1

36.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» наизусть

1

37.

М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

38.

М.Лермонтов. «Утес»

1

39.

М.Лермонтов. «Осень» наизусть

1

40.

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний)

1

41.

Л.Н.Толстой «Акула»

1

42.

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

43.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

44.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

45.

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» Тест

1

Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов

46.

Н.А.Некрасов «Славная осень!..»

1

47.

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором...» наизусть

1

48.

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

II триместр – 44 часа

49.

К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»

1

50.

И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги» наизусть

1

51.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Тест

1

Литературные сказки – 8 часов

52.

Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”»

1

53.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

54-56.

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

3

57-58.

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

2

59.

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Тест

1

Были – небылицы - 10 часов

60-61.

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

2

62-64.

К.Паустовский. «Растрепанный воробей»

3

65-68.

А. Куприн «Слон»

4

69.

Обобщающий урок по теме «Были – небылицы»

1

Поэтическая тетрадь 1 - 6 часов

70.

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

1

71.

С. Черный. «Воробей», «Слон» наизусть

1

72.

А. Блок. «Ветхая избушка»

1

73.

А. Блок. «Сны», «Ворона»

1

74.

С. Есенин. «Черемуха» наизусть

1

75.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Тест

1

Люби живое – 17 часов

76.

М. Пришвин. «Моя Родина»

1

77-79.

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

3

80-81.

В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

2

82-84.

В. Бианки. «Мышонок Пик»

3

85-88.

Б. Житков. «Про обезьянку»

4

89-90.

В. Астафьев. «Капалуха»

2

91.

В. Драгунский. «Он живой и светится»

1

92.

Обобщающий урок по теме «Люби живое» Тест

1

III триместр – 44 часа

Поэтическая тетрадь 2 – 9 часов

93.

С.Я.Маршак. «Гроза днем»

1

94.

С.Я.Маршак. «В лесу над росистой поляной» наизусть

1

95.

А. Барто. «Разлука»

1

96.

А. Барто. «В театре»

1

97.

С. Михалков. «Если» наизусть

1

98.

Е. Благинина. «Кукушка»

1

99.

Е. Благинина. «Котенок»

1

100.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Тест

1

101.

Проект «Праздник поэзии»

1

Собирай по ягодке – наберешь кузовок - 17 часов

102.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

103-104.

А. Платонов. «Цветок на земле»

2

105-107.

А. Платонов. «Еще мама»

3

108-110.

М. Зощенко. «Золотые слова»

3

111-114.

М. Зощенко. «Великие путешественники»

4

115-116.

Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»

2

117.

В. Драгунский. «Друг детства»

1

118.

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тест

1

По страницам детских журналов - 6 часов

119.

Ю. Ермолаев. «Проговорился»

1

120.

Ю. Ермолаев. «Воспитатели»

1

121.

Г. Остер. «Вредные советы»

1

122.

Г. Остер. «Как получаются легенды»

1

123.

Р. Сеф. «Веселые стихи»

1

124.

Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов» Тест

1

Зарубежная литература - 12 часов

125-127.

Мифы Древней Греции

3

128-133.

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

6

134.

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» Тест

1

135.

Комплексная контрольная работа по тексту администрации.

1

136.

Обобщение изученного за год. Задание на лето

1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Для реализации программного содержания используется учебник «Литературное чтение» 3 класс авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Гимназия №6». Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по литературному чтению и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а также возрастных особенностей учащихся.
0 ₽