МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №2»
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
`
Принято на педагогическом совете. Протокол от ____ августа 2019 года №_____ | Утверждаю. _________ Н.Н. Хачанова Приказ от _______ августа 2019 года №______ |
Рабочая программа
по математике
(предмет)
3 класс
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
Составитель программы:
Нагаева И.Х.
(ФИО учителя-составителя)
город-курорт Кисловодск
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математика 3 класс составлена на основании приказа МО и науки РФ( №1577 от 31 декабря 2015 года) «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МО и науки РФ
(от 6 октября 2009 года №373) на основе программы по математике для 3 класса УМК «Школа России» авторов: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова (Москва Просвещение 2016г)
Основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2» с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов (рабочая тетрадь в 2-х частях по предмету Математика-С.И.Волкова,3 класс, проверочные работы-С.И.Волкова) и ориентирована на использование учебника Математика в 2-х частях 3 класс авторов: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова (Москва Просвещение 2016г) рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №2» на 2018-2019 учебный год на изучение математике в 3 начальной школы отводится 136 часов: 4 часа в неделю, 34 учебные недели. Этот учебный план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.
Цели:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;
- привитие умений и качеств, необходимых современному человеку.
Задачи:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащиеся получат возможность научиться:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между
объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических
способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
Учащиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
Учащийся получат возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащиеся научатся:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
Арифметические действия
Учащиеся научатся:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
Работа с текстовыми задачами
Учащиеся научатся:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащиеся научатся:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Геометрические величины
Учащиеся научатся:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащиеся научатся:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах
Содержание учебного предмета
Нумерация .Числа от 1 до 1000
Образование и названия трехзначных чисел, порядок следования чисел при счете; запись и чтение трехзначных чисел, представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приемы сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число; единицы массы: грамм, килограмм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1–3 действия на сложение, вычитание.
Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена – количество – стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х : 4 = 9, 27 : х = 9; площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приемы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида: х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знаний взаимосвязи между результатами и компонентами действий.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Числа от1-100. Сложение и вычитание | 9 |
2 | Табличное умножение и деление | 55 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 |
4 | Нумерация. Числа от 1 до 1000 | 13 |
5 | Сложение и вычитание | 12 |
6 | Умножение и деление | 5 |
7 | Приёмы письменных вычислений | 13 |
Итого | 136 часов |
Практическая часть программы
Вид работы | Год |
Проверочная работа | 10 |
Контрольная работа | 12 |
Проект | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание Причина корррек-тировки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание( 9ч.) | ||||||
1, 2. | 1,2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 2 | |||
3. | 3 | Выражения с переменной. | 1 | |||
4, 5. | 4,5 | Решение уравнений. | 2 | |||
6. | 6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | |||
7. | 7 | Странички для любознательных. Проверочная работа. | 1 | |||
8. | 8 | Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» | 1 | |||
9. | 9 | Анализ контрольной работы. Связь умножения и сложения. | 1 | |||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч.) | ||||||
10. | 1 | Вводная контрольная работа | 1 | |||
11. | 2 | Анализ контрольной работы. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | |||
12. | 3 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | |||
13. | 4 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | |||
14. | 5 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | |||
15-17. | 6,7 | Порядок выполнения действий. | 2 | |||
18. | 8 | Странички для любознательных.Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 1 | |||
19. | 9 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 | |||
21. | 11 | Закрепление изученного.Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | |||
22, 23. | 12,13 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 | |||
24. | 14 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |||
25. | 15 | Решение задач. | 1 | |||
26. | 16 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | |||
27, 28. | 17,18 | Задачи на кратное сравнение. | 2 | |||
29. | 19 | Решение задач. | 1 | |||
30. | 20 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | |||
31-33. | 21,22,23 | Решение задач. Проверочная работа | 3 | |||
34. | 24 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | |||
35. | 25 | Проект «Математические сказки».Странички для любознательных. | 1 | |||
36. | 26 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||
37. | 27 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | |||
38. | 28 | Анализ контрольной работы. | 1 | |||
39, 40. | 29,30 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 2 | |||
41. | 31 | Квадратный сантиметр. | 1 | |||
42. | 32 | Площадь прямоугольника. | 1 | |||
43. | 33 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | |||
44, 45. | 34,35 | Закрепление изученного. Решение задач. | 2 | |||
46. | 36 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 |
47. | 37 | Квадратный дециметр. | 1 | |||
48. | 38 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | |||
49. | 39 | Закрепление изученного. | 1 | |||
50. | 40 | Квадратный метр. | 1 | |||
51. | 41 | Закрепление изученного. | 1 | |||
52. | 42 | Контрольная работа | 1 | |||
53, 54. | 43,44 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 2 | |||
55. | 45 | Умножение на 1. | 1 | |||
56. | 46 | Умножение на 0. | 1 | |||
57. | 47 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 | |||
58. | 48 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | |||
59. | 49 | Доли. | 1 | |||
60-61. | 50,51 | Окружность. Круг. Диаметр круга. Решение задач | 2 | |||
62. | 52 | Единицы времени. | 1 | |||
63. | 53 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | |||
64. | 54 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1 | |||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление( 29ч.) | ||||||
65. | 1 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | |||
66. | 2 | Деление вида 80:20. | 1 | |||
67,68. | 3,4 | Умножение суммы на число. | 2 | |||
69,70. | 5,6 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 2 | |||
71. | 7 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | |||
72,73. | 8,9 | Деление суммы на число. | 2 | |||
74. | 10 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | |||
75. | 11 | Делимое. Делитель. | 1 | |||
76. | 12 | Проверка деления. | 1 | |||
77. | 13 | Случаи деления вида 87:29. | 1 | |||
78. | 14 | Проверка умножения. | 1 | |||
79. 80 | 15 16 | Решение уравнений. Решение уравнений | 1 1 | |||
81,82. | 17,18 | Закрепление изученного. | 2 | |||
83. | 19 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1 | |||
84. | 20 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | |||
85-87. | 21,22,23 | Деление с остатком. | 3 | |||
88. | 24 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | |||
89. | 25 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | |||
90. | 26 | Проверка деления с остатком. | 1 | |||
91, 92. | 27,28 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 2 | |||
93. | 29 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 | |||
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.) | ||||||
94. | 1 | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 | |||
95. | 2 | Образование и названия трёхзначных чисел. | 1 | |||
96. | 3 | Запись трёхзначных чисел. | 1 | |||
97. | 4 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | |||
98. | 5 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 | |||
99. | 6 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | |||
100 | 7 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | |||
101 | 8 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | |||
102 | 9 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | |||
103 | 10 | Единицы массы. Грамм. | 1 | |||
104, 105 | 11,12 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 2 | |||
106 | 13 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 | |||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание( 12 ч.) | ||||||
107 | 1 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | |||
108 | 2 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 1 | |||
109 | 3 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 |
110 | 4 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 | |||
111 | 5 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | |||
112 | 6 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 | |||
113 | 7 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | 1 | |||
114 | 8 | Виды треугольников. | 1 | |||
115 | 9 | Закрепление изученного. | 1 | |||
116117 | 10,11 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 2 | |||
118 | 12 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | |||
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч.) | ||||||
119 | 1 | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1 | |||
120, 121 | 2,3 | Приемы устных вычислений. | 2 | |||
122 | 4 | Виды треугольников. | 1 | |||
123 | 5 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | |||
Приёмы письменных вычислений (13 ч.) | ||||||
124 | 1 | Анализ контрольной работы. Приемы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | |||
125 | 2 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | |||
126, 127 | 3,4 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 2 | |||
128 | 5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
129 | 6 | Анализ комплексной работы. Приемы письменного деления в пределах 1000. | 1 | |||
130 | 7 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 | |||
131 | 8 | Проверка деления. | 1 | |||
132 | 9 | Закрепление изученного. Знакомство с микрокалькулятором. | 1 | |||
133 | 10 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики». | 1 | |||
134 | 11 | Закрепление изученного. | 1 | |||
135 | 12 | Закрепление изученного. | 1 | |||
136 | 13 | Закрепление изученного. | 1 |
17