Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 кл.

Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 кл.

Программа рассчитана на 70 часов: по 1 часу в неделю, по 35 часов в год в 5-х и 6-х классах (из расчета на 35 учебных недель в учебном году). Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для обучающихся 5–6-х классов

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5–6-х классов ГБОУ СОШ № 1 разработана в соответствии с требованиями: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; -СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; -концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» -примерной рабочей программы по ОДНКНР; -основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом ГБОУ СОШ № 1 от 31.08.2021 № 175 «Об утверждении -основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС третьего поколения»; - положения о рабочих программах ГБОУ СОШ № 1 - УМК Виноградовой Н.Ф. ОДНКНР (5–6 класс).

Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебно-методических задач:

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

  • формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

  • воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

  • получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 70 часов: по 1 часу в неделю, по 35 часов в год в 5-х и 6-х классах (из расчета на 35 учебных недель в учебном году).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5-й класс

Введение

Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.

РазделI. В мире культуры

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав культур народов, проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

РазделII. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства – характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. Охрана природы в Энской области.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. Наши семейные традиции.

Обобщающие уроки.

6-й класс

Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России

Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.

Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра

РазделI. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона – художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VIIXII века – золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.

Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.

РазделII. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

РазделIII. Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Обобщающие уроки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

2. Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

3. Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4. Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6. Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

7. Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8. Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

  • способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

  • способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

  • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

  • умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные

  • понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия;

  • понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

  • поддержка интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

  • знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

  • формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

  • осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

  • формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации;

  • умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;

  • умение использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий ее прошлого и настоящего;

  • умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;

  • умение выявлять характерные черты национальных характеров народов России;

  • умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;

  • способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры;

  • выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;

  • умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);

  • умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;

  • способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры;

  • умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности русского народа и других народов России;

  • умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности, нравственные понятия народов России, выявляя в них общие черты и различия;

  • умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

  • умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-й класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные

Практические

1

Введение. Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

3

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

РазделI. В мире культуры (12 часов)

2

Величие многонациональной российской культуры

6

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

3

Человек – творец и носитель культуры

6

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

РазделII. Нравственные ценности российского народа (20 часов)

4

Законы нравственности – часть культуры общества

3

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

5

Береги землю родную, как мать любимую

5

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

6

Плод добрых трудов славен

5

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

7

Семья – хранитель духовных ценностей

5

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

8

Обобщение

2

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Всего часов

35

0

6-й класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные

Практические

1

Введение. Что мы знаем о духовно-нравственной культуре народов России

2

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

РазделI. Религия и культура (18 часов)

2

Роль религии в развитии культуры

2

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

3

Культурное наследие христианской Руси

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

4

Культура ислама

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

5

Иудаизм и культура

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

6

Культурные традиции буддизма

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

РазделII. Как сохранить духовные ценности (5 часов)

7

Забота государства о сохранении духовных ценностей

5

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

РазделIII. Твой духовный мир (10 часов)

8

Духовный мир человека

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

9

Культура человека и его образованность

4

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

10

Обобщение

2

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

Всего часов

35

0

Поурочное планирование

5 класс

№ урока

№ наименование тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение

3

1

Введение. Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

2

Культура общества.

1

3

Многообразие культуры. Культура материальная и духовная.

1

I

В мире культуры

12

4

Величие многонациональнойроссийской культуры.

1

5

Величие многонациональнойроссийской культуры.

1

6

Фольклор народов России.

1

7

Декоративно-прикладное творчество народов России.

1

8

Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели, художники)

1

9

Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий)

1

10

Человек-творец и носитель культуры

1

11

Михаил Васильевич Ломоносов и российская наука.

1

12

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым.

1

13

Выдающиеся личности, причисленные к православным святым.

1

14

Защита проектов «Человек-творец и носитель культуры»

1

15

Защита проектов «Человек-творец и носитель культуры».

1

II

Нравственные ценности российского народа

20

16

Что такое нравственная культура

1

17

Быть справедливым – нравственный долг человека.

1

18

Интеллигентность – что это такое?

1

19

Патриотизм – нравственное чувство гражданина.

1

20

Страницы Великой Отечественной войны.

1

21

Православные священнослужители – защитники Родины.

1

22

Подвиги в мирной жизни.

1

23

Гуманизм – высшее нравственное чувство человека.

1

24

Труд – как общечеловеческая ценность.

1

25

В труде – красота человека

1

26

«Плод добрых трудов славен» Проект.

1

27

Люди труда

1

28

Бережное отношение к природе.

1

29

Семья-хранитель духовных ценностей.

1

30

Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.

31

Семья – первый трудовой коллектив.

32

Традиции и семейные праздники.

33

Наши семейные традиции.

Обобщение

2

34

Защита проектов «Традиции моей семьи»

«История семейной реликвии», «Мое родословное древо», «Профессиональное древо моей семьи».

1

35

Защита проектов «Значение религии в жизни человека и общества»

«Памятники религиозной культуры в моем городе»

«Памятники в моем городе», «Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

1

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ урока

№ наименование тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение

2

1

Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России?

1

2

Человек – носитель и творец культуры.

1

Религия и культура

18

3

Роль религии в развитии культуры.

1

4

Нравственные ценности российской культуры.

1

5

Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа.

1

6

Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

1

7

Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры

1

8

Особенности православного календаря. Православные праздники.

1

9

Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России 7-12 вв.- золотое время исламской культуры.

1

10

Мечеть- архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман.

1

11

Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.

1

12

Исламский календарь. Мусульманские праздники.

1

13

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора- Пятикнижие Моисея.

1

14

Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира.

1

15

Синагога - дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев.

1

16

Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.

1

17

Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма.

1

18

Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов

1

19

Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений.

1

20

Буддийский календарь. Буддийские праздники.

1

Как сохранить духовные ценности

5

21

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедания

1

22

Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.

1

23

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.

1

24

Примеры благотворительности из российской истории.

1

25

Известные меценаты России.

1

Твой духовный мир

10

26

Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир.

1

27

Интересы, склонности, убеждения человека.

1

28

Культура человека и его образованность.

1

29

Влияние образования на повышение уровня культуры.

1

30

Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни

1

31

Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств.

1

32

Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства.

1

33

Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

1

34

Защита проектов «Значение религии в жизни человека и общества»

«Памятники религиозной культуры в моем городе»

«Памятники в моем городе», «Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

1

35

Итоговый урок по темам: «Религия и культура», «Твой духовный мир».

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • ​‌‌​Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник;

  • Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;

  • Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник;

  • Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Российская электронная школа (resh.edu.ru)

  2. Библиотека МЭШ (mos.ru)

  3. ЯКласс (yaklass.ru)

  4. Сферум

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа рассчитана на 70 часов: по 1 часу в неделю, по 35 часов в год в 5-х и 6-х классах (из расчета на 35 учебных недель в учебном году). Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
0 ₽
План подготовки к ЕГЭ по обществознанию является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. Данный план включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
0 ₽
Цель мероприятия – рассказать о героях нашего времени, сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию, показать примеры всеобщего героизма людей в современное время; воспитание таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу. Для достижения цели, были поставили такие задачи: 1. найти информацию о воине, который прославился своим подвигом; 2. провести отбор информации по заранее выбранному критерию и её обработку; 3. создать проект: «Героями не рождаются – героями становятся. Герои СВО живущие рядом с нами» с рассказами о подвигах, совершенных детьми -героями в наше время; 4. поделиться результаты работы с учащимися 8-11 классов своей школы. Форма проведения: час общения.
0 ₽