РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5–6-х классов
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5–6-х классов ГБОУ СОШ № 1 разработана в соответствии с требованиями: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; -СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; -концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» -примерной рабочей программы по ОДНКНР; -основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом ГБОУ СОШ № 1 от 31.08.2021 № 175 «Об утверждении -основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС третьего поколения»; - положения о рабочих программах ГБОУ СОШ № 1 - УМК Виноградовой Н.Ф. ОДНКНР (5–6 класс).
Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебно-методических задач:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 70 часов: по 1 часу в неделю, по 35 часов в год в 5-х и 6-х классах (из расчета на 35 учебных недель в учебном году).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Введение
Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
РазделI. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав культур народов, проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
РазделII. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства – характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. Охрана природы в Энской области.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. Наши семейные традиции.
Обобщающие уроки.
6-й класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра
РазделI. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона – художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII–XII века – золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма.
Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
РазделII. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
РазделIII. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Обобщающие уроки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные
понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
поддержка интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации;
умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;
умение использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий ее прошлого и настоящего;
умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;
умение выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;
способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры;
выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;
умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;
способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры;
умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности русского народа и других народов России;
умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности, нравственные понятия народов России, выявляя в них общие черты и различия;
умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-й класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Всего | Контрольные | Практические | |||||
1 | Введение. Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | 3 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
РазделI. В мире культуры (12 часов) | |||||||
2 | Величие многонациональной российской культуры | 6 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
3 | Человек – творец и носитель культуры | 6 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
РазделII. Нравственные ценности российского народа (20 часов) | |||||||
4 | Законы нравственности – часть культуры общества | 3 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
5 | Береги землю родную, как мать любимую | 5 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
6 | Плод добрых трудов славен | 5 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
7 | Семья – хранитель духовных ценностей | 5 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
8 | Обобщение | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||
Всего часов | 35 | 0 |
6-й класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
Всего | Контрольные | Практические | |||||||
1 | Введение. Что мы знаем о духовно-нравственной культуре народов России | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
РазделI. Религия и культура (18 часов) | |||||||||
2 | Роль религии в развитии культуры | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
3 | Культурное наследие христианской Руси | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
4 | Культура ислама | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
5 | Иудаизм и культура | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
6 | Культурные традиции буддизма | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
РазделII. Как сохранить духовные ценности (5 часов) | |||||||||
7 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 5 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
РазделIII. Твой духовный мир (10 часов) | |||||||||
8 | Духовный мир человека | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
9 | Культура человека и его образованность | 4 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
10 | Обобщение | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | ||||||
Всего часов | 35 | 0 |
Поурочное планирование
5 класс
№ урока | № наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Введение | 3 | |||
1 | Введение. Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». | 1 | ||
2 | Культура общества. | 1 | ||
3 | Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. | 1 | ||
I | В мире культуры | 12 | ||
4 | Величие многонациональнойроссийской культуры. | 1 | ||
5 | Величие многонациональнойроссийской культуры. | 1 | ||
6 | Фольклор народов России. | 1 | ||
7 | Декоративно-прикладное творчество народов России. | 1 | ||
8 | Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели, художники) | 1 | ||
9 | Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий) | 1 | ||
10 | Человек-творец и носитель культуры | 1 | ||
11 | Михаил Васильевич Ломоносов и российская наука. | 1 | ||
12 | Выдающиеся личности, причисленные к православным святым. | 1 | ||
13 | Выдающиеся личности, причисленные к православным святым. | 1 | ||
14 | Защита проектов «Человек-творец и носитель культуры» | 1 | ||
15 | Защита проектов «Человек-творец и носитель культуры». | 1 | ||
II | Нравственные ценности российского народа | 20 | ||
16 | Что такое нравственная культура | 1 | ||
17 | Быть справедливым – нравственный долг человека. | 1 | ||
18 | Интеллигентность – что это такое? | 1 | ||
19 | Патриотизм – нравственное чувство гражданина. | 1 | ||
20 | Страницы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
21 | Православные священнослужители – защитники Родины. | 1 | ||
22 | Подвиги в мирной жизни. | 1 | ||
23 | Гуманизм – высшее нравственное чувство человека. | 1 | ||
24 | Труд – как общечеловеческая ценность. | 1 |
25 | В труде – красота человека | 1 | ||
26 | «Плод добрых трудов славен» Проект. | 1 | ||
27 | Люди труда | 1 | ||
28 | Бережное отношение к природе. | 1 | ||
29 | Семья-хранитель духовных ценностей. | 1 | ||
30 | Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. | |||
31 | Семья – первый трудовой коллектив. | |||
32 | Традиции и семейные праздники. | |||
33 | Наши семейные традиции. | |||
Обобщение | 2 | |||
34 | Защита проектов «Традиции моей семьи» «История семейной реликвии», «Мое родословное древо», «Профессиональное древо моей семьи». | 1 | ||
35 | Защита проектов «Значение религии в жизни человека и общества» «Памятники религиозной культуры в моем городе» «Памятники в моем городе», «Герои России» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока | № наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Введение | 2 | |||
1 | Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России? | 1 | ||
2 | Человек – носитель и творец культуры. | 1 | ||
Религия и культура | 18 | |||
3 | Роль религии в развитии культуры. | 1 | ||
4 | Нравственные ценности российской культуры. | 1 | ||
5 | Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. | 1 | ||
6 | Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. | 1 | ||
7 | Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры | 1 | ||
8 | Особенности православного календаря. Православные праздники. | 1 | ||
9 | Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России 7-12 вв.- золотое время исламской культуры. | 1 | ||
10 | Мечеть- архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. | 1 | ||
11 | Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. | 1 | ||
12 | Исламский календарь. Мусульманские праздники. | 1 | ||
13 | Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора- Пятикнижие Моисея. | 1 | ||
14 | Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. | 1 | ||
15 | Синагога - дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. | 1 | ||
16 | Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. | 1 | ||
17 | Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. | 1 | ||
18 | Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов | 1 | ||
19 | Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. | 1 | ||
20 | Буддийский календарь. Буддийские праздники. | 1 | ||
Как сохранить духовные ценности | 5 | |||
21 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедания | 1 |
22 | Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России. | 1 | ||
23 | Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. | 1 | ||
24 | Примеры благотворительности из российской истории. | 1 | ||
25 | Известные меценаты России. | 1 | ||
Твой духовный мир | 10 | |||
26 | Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. | 1 | ||
27 | Интересы, склонности, убеждения человека. | 1 | ||
28 | Культура человека и его образованность. | 1 | ||
29 | Влияние образования на повышение уровня культуры. | 1 | ||
30 | Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни | 1 | ||
31 | Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. | 1 | ||
32 | Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. | 1 | ||
33 | Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. | 1 | ||
34 | Защита проектов «Значение религии в жизни человека и общества» «Памятники религиозной культуры в моем городе» «Памятники в моем городе», «Герои России» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» | 1 | ||
35 | Итоговый урок по темам: «Религия и культура», «Твой духовный мир». | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник;
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник;
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Библиотека МЭШ (mos.ru)
ЯКласс (yaklass.ru)
Сферум