Оглавление
1.Пояснительная записка………………………………………………………..................... 2
2.Общая характеристика внеурочной деятельности……………………………………….. 3
3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочнойдеятельности…………………………………………………………………… 4
4. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………………………6
5. Календарно-тематическое планирование ….......................................................................8
6. Список учебно-методической литературы………………………………………………. 9
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритм» по хореографии для 6 класса на 2023-24 уч.год составлена на основании следующих документов и материалов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 29.12. 2016 № 1977) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729);
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ с.Белянка;
- Учебный план МБОУ СОШ с.Белянка на 2023-2024 учебный год;
- Локальный нормативный акт МБОУ СОШ с.Белянка «Положение о структуре рабочей программы педагога»;
-
Цели и задачи обучения:
Цель - приобщение обучающихся к искусству хореографии посредством занятий ритмикой.
Задачи программы:
Развитие природных задатков и способностей, общей физической подготовки: силы, выносливости, ловкости, гибкости.
Воспитание трудолюбия, терпения, навыков толерантного отношения в коллективе.
Формирование правильного дыхания, формирование и\или исправление дефектов осанки.
4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма)
5. Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
6. Воспитывать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа «Ритмика» предназначена для обучающих 6 классов. Данная программа составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика», утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Содержание программы опирается на возрастные особенности детей, улучшение состояния здоровья, развитие музыкального слуха и движенческих навыков учащихся. Танцы в наши дни являются одним из популярных и любимых видов деятельности многих детей. Среди множества форм художественного воспитания детей хореография занимает особое место. Через танцы происходит формирование и закрепление интереса к танцевальному искусству, развиваются хореографические и творческие способности, совершенствуются физические данные детей. Занятия танцем учат также понимать и создавать прекрасное. Развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое и пластическое развитие.
Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. любое движение представляет собой рефлекс, а на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Первым этапом освоения хореографии является ритмика, которая дает детям первоначальную хореографическую подготовку, развивает музыкальность, чувство ритма и сформировывает у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем.
Принципы воспитания:
Принцип субъективностиисключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребенка взрослому.
Принцип целостности – предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношения, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру.
Принцип успешности. Ступень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа «Ритм» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиесяусваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом,входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца,учащиесязнакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, узнают о тех или иных народах, странах.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий обучающихся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Планируемые результаты
УУД | Индикаторы |
Личностные | 20 % |
Положительно относиться к процессу познания;понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе. | |
Познавательные | 20% |
Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевать логическими действиями сравнения, анализа. | |
Регулятивные | 25% |
Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | |
Коммуникативные | 20% |
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоения учебного содержания | |
Специальные | 20% |
- правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; - чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения; - распознать характер танцевальной музыки; - иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско; - отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры; - слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении; - танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы; - воспринимать и передавать в движении образ; - ритмично двигаться; - проводить самостоятельно разминку; - выстукивать ритм под музыку; - соединять отдельные элементы танца в единое целое. - анализировать музыку разученных танцев; - иметь навык актерской выразительности. |
Формы представления результатов:
- проведение открытых уроков для родителей;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итоговых занятий;
- участие в конкурсах.
Формы занятий:
-занятие;
-занятие-путешествие;
-занятие-игра;
-итоговое занятие
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса включает в себя: - музыкальную грамоту; - общеразвивающие упражнения; - основы классического танца; - музыкальные игры; - танцевальные движения; - музыкально-ритмические упражнения; - партерную гимнастику; - танцевальные этюды, постановки разнообразного жанра.
Программа предназначена для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на один год.
Возраст детей в группе составляет 11 -13 лет.
Занятия проводятся 1 час в неделю, 35 часов в год. Продолжительность одного занятия для школьников, как в группе, так и индивидуально проводятся в соответствии с санитарными нормами.
Программный материал направлен на формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков через решение поставленных задач. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний при дальнейшем изучении хореографии. В основу обучения детей младшего школьного возраста положено игровое начало и является органичным компонентом урока.
Программой предусмотрена возможность осваивать несложные сюжетно-тематические произведения и привлекать высокохудожественную классическую, народную и современную музыку с учетом возрастных особенностей. Программный материал сочетает физическую нагрузку с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением, что способствует грамотному овладению первоначальной хореографической подготовке.
Программа содержит следующие разделы:
Танцевальные упражнения
Диско- танцы
Бальные танцы.
1. Раздел «Танцевальные упражнения» (10 часов)содержит упражнения, которые способствуют развитию общих физических и танцевальных данных (силы, выносливости, ловкости, выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации) и включают
изучение позиций рук и ног классического танца. Это простейшие шаги, элементы балетной и партерной гимнастики, упражнения на ориентировку в пространстве, несложные элементы танцев. С помощью упражнений этого раздела необходимо сформировать осанку учащихся, обеспечить правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивать физические данные, правильное дыхание.
2. Раздел «Диско - танцы» (10 часов) включает в себя изучение основных шагов современных танцев и создание танцевальных композиций из изученных шагов.
3. Раздел «Народные танцы» (14 часов) включает знакомство с базовыми шагами, с особенностями танцев, которые входят в латино – американскую программу бальных танцев.
Содержание тем учебного предмета
Основные темы, кол – во часов | Подтемы | Формы внеурочной деятельности |
Танцевальные упражнения. 10 ч. | История развития танца. | Внеурочное, занятие |
Основные позиции и положения ног и рук в народно – сценических танцах. | Внеурочное, занятие | |
Знакомство и обучение комплексу физических упражнений для развития гибкости, осанки и.т.д. | Внеурочное, занятие | |
Упражнения для рук и плечевого пояса, туловища. | Внеурочное, занятие | |
Упражнения для ног, стоп. | Внеурочное, занятие | |
Упражнения для тренировки равновесия. | Внеурочное, занятие | |
Современные танцы. 10 ч. | Изучение современной пластики | Внеурочное, занятие |
Разучивание элементов современного танца. | Внеурочное, занятие | |
Разучивание танца «Поп - корн» | Внеурочное, занятие | |
Народные танцы. 14 ч | Разучивание элементов русского танца | Внеурочное, занятие |
Разучивание русского танца «Плясовая ». | Внеурочное, занятие | |
Отработка движений русского народного танца. | Внеурочное, занятие | |
Элементы русского народного танца «Хоровод». | Внеурочное, занятие | |
Разучивание танца «Хоровод». | Внеурочное, занятие | |
Итоговое занятие | Занятие – концерт. | Внеурочное, занятие - концерт |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводный урок. История развития танца | 1 | 04.09 – 08.09 | |
2 | Упражнения для развития выносливости | 1 | 11.09 – 15.09 | |
3 | Эмоционально -музыкальные образы в пластике детей | 1 | 18.09 - 22.09 | |
4 | Отработка поточных упражнений | 1 | 25.09 - 29.09 | |
5 | Отработка поворотов | 1 | 09.10 – 13.10 | |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения | 1 | 16.10 – 20.10 | |
7 | Отработка Па и фуете | 1 | 23.10 -27.10 | |
8 | Упражнения для тренировки равновесия | 1 | 07.11 -10.11 | |
9 | Упражнения для тренировки скорости | 1 | 13.11 -17.11 | |
10 | Упражнения на растяжку | 1 | 20.11 - 24.11 | |
11 | Упражнения для ног, стоп | 1 | 27.11 - 01.12 | |
12 | Строевые упражнения | 1 | 04.12 – 08.12 | |
13 | Упражнения для туловища | 1 | 11.12 – 15.12 | |
14 | Упражнения для рук и плечевого пояса | 1 | 18.12 - 22.12 | |
15 | Элементы классического танца | 1 | 25.12 - 29.12 | |
16 | Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика | 1 | 09.01 - 13.01 | |
17 | Музыкальные, танцевальные темпы | 1 | 15.01 - 19.01 | |
18 | Танцевальные шаги | 1 | 22.01 - 26.01 | |
19 | История балета | 1 | 29.01 – 02.02 | |
20 | Танцы народов РФ | 1 | 05.02 - 09.02 | |
21 | Игровые этюды | 1 | 12.02 - 102 | |
22 | Музыкально — танцевальные игры | 1 | 19.02 – 24.02 | |
23 | Построения и перестроения | 1 | 26.02 – 01.03 | |
24 | Элементы Классического танца | 1 | 04.03 – 09.03 | |
25 | Элементы Народно — сценического танца | 1 | 11.03 – 15.03 | |
26 | Образные танцы (игровые) | 1 | 18.03 – 22.03 | |
27 | Танец сидя | 1 | 01.04- 05.04 | |
28 | Русские народные танцы- хоровод | 1 | 08.04 – 12.04 | |
29 | Русская народная плясовая | 1 | 15.04 – 19.04 | |
30 | «Если весело живется» | 1 | 22.04 - 26.04 | |
31 | Башкирские народные танцы | 1 | 29.04– 03.05 | |
32 | Современные танцы | 1 | 06.04 – 10.05 | |
33 | Занятие-концерт | 1 | 13.05 - 17.05 | |
34 | Итоговое занятие. Повторение | 1 | 20.05 – 24.05 | |
35 | Итого | 35 |
Список учебно-методической литературы
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Интернет- ресурсы
1. www.horeograf.com. Сайт посвящен хореографам и танцорам.
2. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические разработки по хореографии.
3. http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей,гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа.
4.http://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_ko mplekt_plakatov/ Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры
5. http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до наших дней: виртуальная галерея
6. http://www.balletmusic.ru -Balletmusic: Балетная и танцевальная музыка
Экранно-звуковые пособия: - аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях); - аудиозаписи.Технические средства обучения: - радиомикрофон (петличный); - телевизор с универсальной приставкой БУО-плеер или ПУБ-рекордер (с набором дисков); - мультимедийный компьютер; - сканер; - принтер; - копировальный аппарат; - видеокамера; - мультимедиапроектор; - экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: - стенка гимнастическая; 14 - перекладина гимнастическая; - скамейка гимнастическая жесткая; -гантели наборные; - коврик гимнастический; - маты гимнастические; - мяч набивной (1 кг, 2 кг); - скакалка гимнастическая; - коврики массажные; - секундомер; - обруч гимнастический; - палка гимнастическая; - лента финишная; - флажки разметочные на опоре; - шагомер электронный; - тонометр автоматический
10