Планируемые результаты освоения программы
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | •Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. •Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; •Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. •Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания | •Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. •Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. •Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. •Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. •Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. •Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. •Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | •Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. •Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. •Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. •Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. •Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | •Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. •Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; •Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. •Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания | Овладение способностью прини-мать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. •Освоение способов реше-ния проблем творческого и поис-кового характера. •Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-ответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. •Формирование умения по-нимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способно-сти конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. •Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика-ции, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. •Готовность слушать собе-седника и вести диалог; готов-ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку собы-тий. •Определение общей цели и путей её достижения; умение до-говариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять вза-имный контроль в совместной де-ятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формирование установки на без-опасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к мате-риальным и духовным ценностям. •Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не созда-вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. •Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. •Формирование эстетических по-требностей, ценностей и чувств. •Развитие самостоятельности и лич-ной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельно-сти, на основе представлений о нрав-ственных нормах, социальной справедли-вости и свободе. |
Содержание программы
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. | 32 |
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. | 36 |
Итого: 68 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Повторение изученного материала. | 1 | 04.09.2023 | |
2 | Основы миттельшпиля. Шахматная доска. Повторение изученного. Игровая практика. | 1 | 05.09.2023 | |
3 | Основы миттельшпиля. Шахматная доска. Повторение изученного материала. | 1 | 11.09.2023 | |
4 | Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | 1 | 12.09.2023 | |
5 | Основы миттельшпиля. Игровая практика | 1 | 18.09.2023 | |
6 | Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 1 | 19.09.2023 | |
7 | Основы миттельшпиля. Игровая практика | 1 | 25.09.2023 | |
8 | Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | 1 | 26.09.2023 | |
9 | Основы миттельшпиля. Игровая практика | 1 | 02.10.2023 | |
10 | Основы миттельшпиля. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 1 | 03.10.2023 | |
11 | Основы миттельшпиля. Игровая практика | 1 | 09.10.2023 | |
12 | Основы миттельшпиля. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, | 1 | 10.10.2023 | |
13 | Основы миттельшпиля. Игровая практика | 1 | 16.10.2023 | |
14 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 | 17.10.2023 |
15 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 23.10.2023 | |
16 | Основы миттельшпиля. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 | 24.10.2023 | |
17 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 07.11.2023 | |
18 | Основы миттельшпиля. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 | 13.11.2023 | |
19 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 14.11.2023 | |
20 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. | 1 | 20.11.2023 | |
21 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 21.11.2023 | |
22 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. | 1 | 27.11.2023 | |
23 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. | 1 | 28.11.2023 | |
24 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 | 04.12.2023 | |
25 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 05.12.2023 | |
26 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 1 | 11.12.2023 | |
27 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 12.12.2023 | |
28 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 1 | 18.12.2023 | |
29 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. “Сделай ничью”. | 1 | 19.12.2023 | |
30 | Основы миттельшпиля. Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 | 25.12.2023 | |
31 | Основы миттельшпиля. Решение заданий. | 1 | 26.12.2023 | |
32 | Основы миттельшпиля. Игровая практика. | 1 | 09.01.2024 | |
33 | ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 | 15.01.2024 | |
34 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 16.01.2024 | |
35 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 22.01.2024 | |
36 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 | 23.01.2024 | |
37 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 29.01.2024 | |
38 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 30.01.2024 | |
39 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 05.02.2024 | |
40 | Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 | 06.02.2024 | |
41 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 12.02.2024 | |
42 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 13.02.2024 | |
43 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 19.02.2024 | |
44 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 20.02.2024 | |
45 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 26.02.2024 | |
46 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 27.02.2024 | |
47 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 04.03.2024 | |
48 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 05.03.2024 | |
49 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 11.03.2024 |
50 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 12.03.2024 | |
51 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | 1 | 18.03.2024 | |
52 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 19.03.2024 | |
53 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 01.04.2024 | |
54 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 02.04.2024 | |
55 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 08.04.2024 | |
56 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 09.04.2024 | |
57 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | 1 | 15.04.2024 | |
58 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 16.04.2024 | |
59 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 22.04.2024 | |
60 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 | 23.04.2024 | |
61 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 | 06.05.2024 | |
62 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 07.05.2024 | |
63 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 13.05.2024 | |
64 | Основы эндшпиля. Решение заданий. | 1 | 14.05.2024 | |
65 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 20.05.2024 | |
66 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 21.05.2024 | |
67 | Основы эндшпиля. Игровая практика. | 1 | 27.05.2024 | |
68 | Повторение программного материала. Решение Заданий. | 1 | 28.05.2024 |