Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Рабочая программа "Шахматы", 4 год обучения

Рабочая программа "Шахматы", 4 год обучения

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 4 класс – 34 часа в год). Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Планируемые результаты освоения программы

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

•Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

•Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

•Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

•Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

•Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

•Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

•Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

•Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

•Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих.

•Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

•Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

•Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

•Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

•Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

•Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

•Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

•Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Овладение способностью прини-мать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

•Освоение способов реше-ния проблем творческого и поис-кового характера.

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-ответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•Формирование умения по-нимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способно-сти конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

•Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика-ции, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

•Готовность слушать собе-седника и вести диалог; готов-ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку собы-тий.

•Определение общей цели и путей её достижения; умение до-говариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять вза-имный контроль в совместной де-ятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих.

Формирование установки на без-опасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к мате-риальным и духовным ценностям.

•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не созда-вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

•Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

•Формирование эстетических по-требностей, ценностей и чувств.

•Развитие самостоятельности и лич-ной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельно-сти, на основе представлений о нрав-ственных нормах, социальной справедли-вости и свободе.

Содержание программы

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

32

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

36

Итого: 68 часов

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Повторение изученного материала.

1

04.09.2023

2

Основы миттельшпиля. Шахматная доска. Повторение изученного. Игровая практика.

1

05.09.2023

3

Основы миттельшпиля. Шахматная доска. Повторение изученного материала.

1

11.09.2023

4

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

12.09.2023

5

Основы миттельшпиля. Игровая практика

1

18.09.2023

6

Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

19.09.2023

7

Основы миттельшпиля. Игровая практика

1

25.09.2023

8

Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

26.09.2023

9

Основы миттельшпиля. Игровая практика

1

02.10.2023

10

Основы миттельшпиля. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

1

03.10.2023

11

Основы миттельшпиля. Игровая практика

1

09.10.2023

12

Основы миттельшпиля. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения,

1

10.10.2023

13

Основы миттельшпиля. Игровая практика

1

16.10.2023

14

Основы миттельшпиля. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1

17.10.2023

15

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

23.10.2023

16

Основы миттельшпиля. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

1

24.10.2023

17

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

07.11.2023

18

Основы миттельшпиля. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1

13.11.2023

19

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

14.11.2023

20

Основы миттельшпиля. Решение заданий.

1

20.11.2023

21

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

21.11.2023

22

Основы миттельшпиля. Решение заданий.

1

27.11.2023

23

Основы миттельшпиля. Решение заданий.

1

28.11.2023

24

Основы миттельшпиля. Решение заданий. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

1

04.12.2023

25

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

05.12.2023

26

Основы миттельшпиля. Решение заданий. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

1

11.12.2023

27

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

12.12.2023

28

Основы миттельшпиля. Решение заданий. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

1

18.12.2023

29

Основы миттельшпиля. Решение заданий. “Сделай ничью”.

1

19.12.2023

30

Основы миттельшпиля. Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

1

25.12.2023

31

Основы миттельшпиля. Решение заданий.

1

26.12.2023

32

Основы миттельшпиля. Игровая практика.

1

09.01.2024

33

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

15.01.2024

34

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

16.01.2024

35

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

22.01.2024

36

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья

против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

23.01.2024

37

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

29.01.2024

38

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

30.01.2024

39

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

05.02.2024

40

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1

06.02.2024

41

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

12.02.2024

42

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

13.02.2024

43

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

19.02.2024

44

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

20.02.2024

45

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

26.02.2024

46

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

27.02.2024

47

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

04.03.2024

48

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

05.03.2024

49

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

11.03.2024

50

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

12.03.2024

51

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

1

18.03.2024

52

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

19.03.2024

53

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

01.04.2024

54

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

02.04.2024

55

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

08.04.2024

56

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

09.04.2024

57

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и

шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

15.04.2024

58

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

16.04.2024

59

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

22.04.2024

60

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

23.04.2024

61

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

06.05.2024

62

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

07.05.2024

63

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

13.05.2024

64

Основы эндшпиля. Решение заданий.

1

14.05.2024

65

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

20.05.2024

66

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

21.05.2024

67

Основы эндшпиля. Игровая практика.

1

27.05.2024

68

Повторение программного материала. Решение

Заданий.

1

28.05.2024

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 4 класс – 34 часа в год). Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
0 ₽