Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
г. Железногорска Курской области
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО на научно-методическом советеПриказ № 1- 292
______/Иванова Н.Н/ _____ /Соболева М.А / от «31» августа 2020г Протокол № 1 Протокол № 1 Директор лицея № 5
от «29» августа 2020г от «30» августа 2020г ____ /Шкутова М.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Волшебная шкатулка»
начального общего образования
г. Железногорск, 2022г.
Оглавление
I. Аннотация……………………………………………………………………………. 3 – 4
II. Планируемые результаты освоения предмета……………………………………... 5
III. Содержание учебного предмета……………………………………………………. 6 - 8
IV. Календарно-тематическое планирование…………………………………………. 9 - 10
I. Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка» составлена на основе образовательной программы МОУ «Лицей № 5», Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской программы по курсу «Речь» Школа развития речи Т. Н. Соколовой.
Цели и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка.
Задачи курса:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
углубление и расширение знаний и представлений о разделах русского литературного языка: лексике, фонетике, грамматике;
развитие творческой инициативы и обогащение словарного запаса обучающихся;
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
Общая характеристика курса
Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами).
В детстве каждый ребенок любит играть, так как, именно в игре он и познаёт окружающий мир. Именно в игре он учится всем тонкостям русского языка, в игре, может увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
В школу поступают дети с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Основными принципами, лежащими в основе данного курса, являются следующие:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Программа предусматривает использование методов обучения:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
практические (устные, письменные, графические упражнения);
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры)
Основные содержательные линии
1.Лексика (определение значения слова с помощью толкового словаря).
2. Орфография (применение правил правописания).
3. Развитие речи (оценивание уместности использования пословиц и фразеологизмов в различных жизненных ситуациях).
Описание места курса в учебном плане
На изучение курса по внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка» отводится: 34 часа (1 час в неделю)
Составитель программы: учитель начальных классов Малышева О. Н.
II. Планируемые результаты освоения внеурочного курса
«Волшебная шкатулка»
Личностные УУД
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами является формирование УДД:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
III. Содержание внеурочного курса «Волшебная шкатулка»
(34 часа)
Мир полон звуков (6 часов)
Звуки речи: гласные - ударные и безударные, согласные - звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные. Слог, ударение. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Правильная постановка ударений в словах.
Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадай-ка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово».
Всему название дано (4 часа)
Словари - наши друзья и помощники. Словари сокровища языка. Знакомство с «Орфографическим словарём». Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Сказочное царство слов (9 часов)
Рождение слова. Знакомство с термином «лексика» и лексическим значением слов. Однозначные и многозначные слова. Знакомство со словами - синонимами и словами – антонимами. Нахождение слов-синонимов и антонимов в тексте. Омонимы в русском языке и их роль. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии.
Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Фразеологизмы. Подбор фразеологизмов.
Как делаются слова (10 часов)
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные слова.
Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами».
Секреты правильной речи (5 часов)
Предложение. Виды предложений. Рифма. Сочинение загадок. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Пословицы. Составление пословиц.
Тема 1. В Стране Говорящих Скал.
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема 2. В глубь веков на Машине времени. Как возникла наша письменность?
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?
Тема 4. «Фонемы повелевают буквами».
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов.
Тема 5. Добрый “волшебник” – Ударение. Ударение меняет значение.
Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”.
Тема 8. Имена, имена, имена…
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Тема 11. Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).
Отгадывание загадок, название групп предметов, объединение многозначных слов в группы, ответы на шуточные вопросы.
Тема 13. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 14. Одно и то же, но по-разному. Пестрое семейство синонимов.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов синонимов в речи. Игра «Отметь лишнее слово», раскрашивание слов синонимичных пар, веселые рифмы, графический диктант, инсценировки, кроссворд «Синонимы».
Тема 15. Слова с противоположным значением. Роль антонимов в русском языке.
Особенности антонимов. Правильное употребление слов антонимов в речи.
Нахождение в пословицах антонимы, шифровка слов, кроссворд «Антонимы», игра «Подбери антонимы». Загадки. Раскрась узор.
Тема 17. Ох уж эти фразеологизмы! Растения и животные во фразеологизмах.
Чтение стихотворения «Коварная лиса». Расшифруй фразеологизм.
Тема 18. Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Тема 22. Зри в корень!
Слова – «родственники». Корень. Признаки родственных слов. Секреты родственных слов. Подбор родственных слов. Игра «Третий лишний». Два секрета корня (общая часть, общее значение).
Тема 23. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов.
Тема 24. «Пересаженные» корни.
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём.
Тема 32. И снова пословицы, пословицы, пословицы…(1ч.)
Отгадай загадку – напиши отгадку. Соедини линиями пары загадок с одинаковыми отгадками. Инсценировка. Расшифруй загадку. Речевые упражнения. Расшифруй загадку, используя код. Отгадай загадку.
Тема 33. Слово плюс слово – пословица готова…
Исправление ошибок в пословицах, игра «Найди начало и конец пословицы», игра «Расшифруй пословицу». Игра «Закончи пословицу», нахождение начала и конца пословицы, криптограмма, «Раскрась узор», игра «Пословицы рассыпались».
IV. Календарно - тематическое планирование внеурочного курса
«Волшебная шкатулка»
(34 часа – 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел.Мир полон звуков – 6 часов | |||
1 | В Стране Говорящих Скал. | ||
2 | В глубь веков на Машине времени. Как возникла наша письменность? | ||
3 | Звуки и буквы - не одно и то же. Удивительные звуки. К тайнам звуков и букв. | ||
4 | Фонемы повелевают буквами. | ||
5 | Добрый “волшебник” – Ударение. Ударение меняет значение. |
6 | Ударение над гласной может сделать букву ясной. Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | ||
Раздел.Всему название дано – 4 часа | |||
7 | Где же хранятся слова? Путешествие в страну словарей. | ||
8 | Имена, имена, имена… | ||
9 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | ||
10 | Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов». | ||
Раздел.Сказочное царство слов – 9 часов | |||
11 | Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). | ||
12 | Прямое и переносное значение слов. | ||
13 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Омонимы. | ||
14 | Одно и то же, но по-разному. Пестрое семейство синонимов. | ||
15 | Слова с противоположным значением. Роль антонимов в русском языке. | ||
16 | Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик». | ||
17 | Ох уж эти фразеологизмы! Растения и животные во фразеологизмах | ||
18 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость. | ||
19 | КВН «Путешествие в мир лексики» | ||
Раздел.Как делаются слова – 10 часов | |||
20 | Из чего же, из чего же состоят слова? Состав слова. Основа слова. Формы слова. | ||
21 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень учил окончание уму – разуму. | ||
22 | Зри в корень! | ||
23 | Не лезьте за словом в карман! Корень и главное правило. | ||
24 | Пересаженные» корни. | ||
25 | Новые друзья корней – приставки. Учимся различать приставку и предлог. | ||
26 | К кому и зачем пристают приставки? | ||
27 | Суффикс - звучит загадочно… | ||
28 | Необычные слова. Образование сложных слов, соединительная гласная. | ||
29 | Аукцион знаний о значимых частях слова. Презентации о частях слова. | ||
Раздел.Секреты правильной речи - 5 часов | |||
30 | Королевство предложений. | ||
31 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | ||
32 | Рифма. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. | ||
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | ||
34 | Игра «Счастливый случай». |