РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся работать с текстом
5–9 классы»
Составитель:Бочкарь О.В.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Челябинск
Пояснительная записка
Статус документа
«Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5–9 классов.
Программа разработана:
− в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
− на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
− с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности,
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся); − формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение
необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, становление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности в умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачами данного курса являются:
− формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопо-ставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
− формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
− приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
− духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. оценка информации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 175 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).
Планируемые результаты
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
-осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
-учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
-ориентироваться в тексте;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей).
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;
-определять тему и основную мысль текста, его стиль;
-определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
-составлять простой и сложный план текста;
-подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);
-писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)
-адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
-выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
-сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-рецензировать чужие тексты и редактировать собственные.
Программа разработана на основе Программы курса внеурочной учебной деятельности
«Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Васильева В. В. Ежова Е. В.
Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, Срок реализации программы: 5 лет
Цель курса – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи курса
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Предметные результаты
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: − определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; − выбирать из текста или придумать заголовок, соот- ветствующий содержанию и общему смыслу текста; − формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; − составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; − сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; - находить в тексте требуемую информацию (пробе- гать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); - решать учебно-познавательные и учебно-практи- ческие задачи, требующие полного и критического понимания текста: − определять назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя вни- мание на полезную в данный момент информацию; − различать темы и подтемы специального текста; − выделять не только главную, но и избыточную ин- формацию; − прогнозировать последовательность изложения идей текста; − сопоставлять разные точки зрения и разные источ- ники информации по заданной теме; − выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; − формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |
-структурировать текст, используя списки, оглав- ление, разные виды планов; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; - интерпретировать текст: − сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; − обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; − делать выводы из сформулированных посылок; − выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | -выявлять имплицитную информацию текста на ос- нове сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) |
Работа с текстом: оценка информации | |
-откликаться на содержание текста: − связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; − оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; − находить доводы в защиту своей точки зрения; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -в процессе работы с одним или несколькими источ- никами выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - использовать полученный опыт восприятия инфор- мационных объектов для обогащения чувственного опыта, -высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) | -критически относиться к рекламной информации; - находить способы проверки противоречивой ин- формации; -определять достоверную информацию в случае на- личия противоречивой или конфликтной ситуации |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли
в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание иформации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка ис-
пользуемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).Создание собственных письменных материалов на ос-
нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному дей-
ствию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диа-
граммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных све-
дений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания
с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного
текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитан-
ного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (170ч .)
Тема | 5класс (количество часов) | 6класс (количество часов) | 7класс (количество часов) | 8класс (количество часов) | 9класс (количество часов) | |
1. | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 15 | 12 | 12 | 8 | 8 |
2. | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 9 | 13 | 13 | 19 | 19 |
3. | Работа с текстом: оценка информации | 10 | 9 | 9 | 7 | 7 |
Всего: | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |