Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Рабочий лист по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм"

Рабочий лист по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм"

Материал предназначен для учеников 7-11 классов для отработки практической грамотности по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм". Можно использовать для организации индивидуальной, парной работы в качестве практикума, контроля. Материал подобран с учетом особенностей содержания ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Соответствует требованиям ФГОС.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Shape2Shape1

ПОМНИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!

 Если ударение падает на ВА, то выделяем в глаголе суффикс ВА!! Перед ним пишется та же гласная, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс ВА (ПОВЕЛЕВАТЬ – ПОВЕЛЕТЬ, ЗАПЕВАТЬ-ЗАПЕТЬ, ПОДЛИВАТЬ – ПОДЛИТЬ,   ПОДЛИВАТЬ – ПОДЛИТЬ)

Исключения:

ЗАСТРЕВАТЬ (ВСТРЕВАТЬ), ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ, РАСТЛЕВАТЬ, ОБУРЕВАТЬ, УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СОМНЕВАТЬСЯ

Рабочий лист «Правописание суффиксов глагола и глагольных форм»

Shape3

-ОВА-/ -ЕВА 1 л. ед. ч. -У/-Ю

Shape4

-ЫВА/ -ИВА 1 л.ед.ч. -ЫВА-/ -ИВА-

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание суффикса.

Развеш_вать, застр_вать, одалж_вать, переноч_вать,

оскуд_вать, развёрт_вать, переоборуд_вать, погляд_вать,

воздейств_вать, попроб_вать, разбрызг_вать, подразум_вать-

ся, потч_вать, размал_вать, подпрыг_вать, подсчит_вать,

мудрств_вать, пропит_вать, отгад_вать, исслед_вать, под-

свеч_вать, заготавл_вать, омолаж_вать, врач_вать,

обнарод_вать, раскид_вать, поспособств_вать, прикле_вать,

проветр_вать, корч_вать, содейств_вать, засчит_вать,

досад_вать, огляд_ваться, глянц_вать, накруч_вать,

окольц_вать, затм_вать, порад_ваться, разгляд_вать,

оборуд_вать, откид_вать, устар_вать, подсуш_вать,

пристег_вать, оплак_вать, заноч_вать, протапт_вать, перерасход_вать, подбадр_вать, команд…вать, совет…вать, отта..вать, бесед..вать, преслед…вать, отгад…вать, испыт..вать, угад..вать, пол..вать, ухаж…вать, распил..вать, проб..вать, успока..вать.

Shape5

Использование И или Е в глагольных парах типа ОБЕЗВОДИТЬ–ОБЕЗВОДЕТЬ зависит от переходности-непереходности глаголов.

Пишется суффикс И (сочетание обез-(обес-)… -и- ) , если глагол переходный: обескровить врага, обезлесить территорию.

Пишется суффикс -е- (сочетание обез-(обес-)… -е- ), если глагол непереходный: больной обескровел, территория обезлесела.

Упражнение 2.Вставьте пропущенные буквы. Определите вид глаголов. Обоснуйте ответ.

1. Отечественная война осирот..ла многих детей. 2. В небе набирались тучи… Проходя над горами, они отяжел..ли и обессил..ли (Кор.). 3. Я тоже плотником был, да вот обезруч…л в Карпатах (Пришв.). 4. Земля во время засухи совсем обезвод..ла. 5. Автмобильная авария навек его обезнож…ла. 6. Брюшной тиф, обескров..вший отряд, подобрался и к Павлу (Н. Остр.). 7. После очистки мирабилит обезвод…ли. 8. Колеса брички, захватывая ее (грязь), сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжел…ло экипаж (Г.). 9. Длительный переход в горах всех нас обессил…л. 10. В одном селе возле Блудова болота в районе города Переславль-Залесского осирот…ли двое детей (Пришв.).

Упражнение 3.Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Упражнение 4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. колыш_щий 2. кле_щий 3. бор_щийся 4. бре_щий
5. гон_щий 6. мел_щий 7. дыш_щий 8. трепещ_щий
9. наде_щийся 10. ма_щийся 11. стел_щий 12. мысл_щий
13. ка_щийся 14. скач_щий

Упражнение 5.Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. проповедывать 2. заведывать 3. продлевать 4. затмивать
5. усовещивать 6. расклеял 7. выздоровел 8. зиждился
9. разевать 10. потчевать

Гласная перед –л-

Правило

Пример

-И-

У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, которая находится в неопределённой форме перед суффиксом -ть

Заметить - заметил

-Е-

Обидеть - обидел

-Я –

Растаять - растаял

-А-

Послышаться -послышался

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы

1 вид_л небо

2 ты его обид_ла

3 посе_ли морковь

4 зала_л громко

5 раста_л снег

6 нервнич_л сильно

7 беспоко_лся о друге

8 увид_л гору

9 остав_л след

10 пове_ло свежестью

1 что-то почу_л

2 ре_л орёл

3 завис_л от труда

4 обид_л невзначай

5 накле_л марку

6 закашл_лся сильно

7 повес_л на гвоздь

8 стро_л дом

9 назнач_л командиром

10 обвеш_л стены

1 раста_л снег

2 улицы обезлюд_ли

3 обессил_л в бою

4 разве_ли сомнения

5   леле_л мечту

6 посе_ли семена

7 нечаянно обид_л

8 постро_л дом

9 увид_л впервые

10 прикле_л ярлык

1 выполн_л задание

2 ре_л в небе

3 услыш_ли звук

4 замет_л недоброе

5 выкрас_ли в чёрный цвет

6 направ_ли на лечение

7 законч_ли в срок

8 раска_лся в преступлении

9 вер_ла в лучшее

10 измер_ли глубину

1 выздоров_л быстро

2 та_л на солнце

3 увид_л издалека

4 почу_л добычу

5 ла_л на незнакомца

6 наде_лся на лучшее

7 плохо вид_л

8 пове_ло весной

9 закле_л конверт

10 отта_л весной

1 завис_ли от обстоятельств

2 выздоров_л вовремя

3 замороз_л цветы

4 нач_л упражнение

5 зала_ла собака

6 зате_л ссору

7 ужал_л больно

8 поджар_л на огне

9 выстав_ла раму

10 ве_л на ветру

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал предназначен для учеников 7-11 классов для отработки практической грамотности по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм". Можно использовать для организации индивидуальной, парной работы в качестве практикума, контроля. Материал подобран с учетом особенностей содержания ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Соответствует требованиям ФГОС.
0 ₽