Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Рабочий лист по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм"

Рабочий лист по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм"

Материал предназначен для учеников 7-11 классов для отработки практической грамотности по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм". Можно использовать для организации индивидуальной, парной работы в качестве практикума, контроля. Материал подобран с учетом особенностей содержания ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Соответствует требованиям ФГОС.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Shape2Shape1

ПОМНИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!

 Если ударение падает на ВА, то выделяем в глаголе суффикс ВА!! Перед ним пишется та же гласная, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс ВА (ПОВЕЛЕВАТЬ – ПОВЕЛЕТЬ, ЗАПЕВАТЬ-ЗАПЕТЬ, ПОДЛИВАТЬ – ПОДЛИТЬ,   ПОДЛИВАТЬ – ПОДЛИТЬ)

Исключения:

ЗАСТРЕВАТЬ (ВСТРЕВАТЬ), ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ, РАСТЛЕВАТЬ, ОБУРЕВАТЬ, УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СОМНЕВАТЬСЯ

Рабочий лист «Правописание суффиксов глагола и глагольных форм»

Shape3

-ОВА-/ -ЕВА 1 л. ед. ч. -У/-Ю

Shape4

-ЫВА/ -ИВА 1 л.ед.ч. -ЫВА-/ -ИВА-

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание суффикса.

Развеш_вать, застр_вать, одалж_вать, переноч_вать,

оскуд_вать, развёрт_вать, переоборуд_вать, погляд_вать,

воздейств_вать, попроб_вать, разбрызг_вать, подразум_вать-

ся, потч_вать, размал_вать, подпрыг_вать, подсчит_вать,

мудрств_вать, пропит_вать, отгад_вать, исслед_вать, под-

свеч_вать, заготавл_вать, омолаж_вать, врач_вать,

обнарод_вать, раскид_вать, поспособств_вать, прикле_вать,

проветр_вать, корч_вать, содейств_вать, засчит_вать,

досад_вать, огляд_ваться, глянц_вать, накруч_вать,

окольц_вать, затм_вать, порад_ваться, разгляд_вать,

оборуд_вать, откид_вать, устар_вать, подсуш_вать,

пристег_вать, оплак_вать, заноч_вать, протапт_вать, перерасход_вать, подбадр_вать, команд…вать, совет…вать, отта..вать, бесед..вать, преслед…вать, отгад…вать, испыт..вать, угад..вать, пол..вать, ухаж…вать, распил..вать, проб..вать, успока..вать.

Shape5

Использование И или Е в глагольных парах типа ОБЕЗВОДИТЬ–ОБЕЗВОДЕТЬ зависит от переходности-непереходности глаголов.

Пишется суффикс И (сочетание обез-(обес-)… -и- ) , если глагол переходный: обескровить врага, обезлесить территорию.

Пишется суффикс -е- (сочетание обез-(обес-)… -е- ), если глагол непереходный: больной обескровел, территория обезлесела.

Упражнение 2.Вставьте пропущенные буквы. Определите вид глаголов. Обоснуйте ответ.

1. Отечественная война осирот..ла многих детей. 2. В небе набирались тучи… Проходя над горами, они отяжел..ли и обессил..ли (Кор.). 3. Я тоже плотником был, да вот обезруч…л в Карпатах (Пришв.). 4. Земля во время засухи совсем обезвод..ла. 5. Автмобильная авария навек его обезнож…ла. 6. Брюшной тиф, обескров..вший отряд, подобрался и к Павлу (Н. Остр.). 7. После очистки мирабилит обезвод…ли. 8. Колеса брички, захватывая ее (грязь), сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжел…ло экипаж (Г.). 9. Длительный переход в горах всех нас обессил…л. 10. В одном селе возле Блудова болота в районе города Переславль-Залесского осирот…ли двое детей (Пришв.).

Упражнение 3.Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Упражнение 4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. колыш_щий 2. кле_щий 3. бор_щийся 4. бре_щий
5. гон_щий 6. мел_щий 7. дыш_щий 8. трепещ_щий
9. наде_щийся 10. ма_щийся 11. стел_щий 12. мысл_щий
13. ка_щийся 14. скач_щий

Упражнение 5.Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. проповедывать 2. заведывать 3. продлевать 4. затмивать
5. усовещивать 6. расклеял 7. выздоровел 8. зиждился
9. разевать 10. потчевать

Гласная перед –л-

Правило

Пример

-И-

У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, которая находится в неопределённой форме перед суффиксом -ть

Заметить - заметил

-Е-

Обидеть - обидел

-Я –

Растаять - растаял

-А-

Послышаться -послышался

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы

1 вид_л небо

2 ты его обид_ла

3 посе_ли морковь

4 зала_л громко

5 раста_л снег

6 нервнич_л сильно

7 беспоко_лся о друге

8 увид_л гору

9 остав_л след

10 пове_ло свежестью

1 что-то почу_л

2 ре_л орёл

3 завис_л от труда

4 обид_л невзначай

5 накле_л марку

6 закашл_лся сильно

7 повес_л на гвоздь

8 стро_л дом

9 назнач_л командиром

10 обвеш_л стены

1 раста_л снег

2 улицы обезлюд_ли

3 обессил_л в бою

4 разве_ли сомнения

5   леле_л мечту

6 посе_ли семена

7 нечаянно обид_л

8 постро_л дом

9 увид_л впервые

10 прикле_л ярлык

1 выполн_л задание

2 ре_л в небе

3 услыш_ли звук

4 замет_л недоброе

5 выкрас_ли в чёрный цвет

6 направ_ли на лечение

7 законч_ли в срок

8 раска_лся в преступлении

9 вер_ла в лучшее

10 измер_ли глубину

1 выздоров_л быстро

2 та_л на солнце

3 увид_л издалека

4 почу_л добычу

5 ла_л на незнакомца

6 наде_лся на лучшее

7 плохо вид_л

8 пове_ло весной

9 закле_л конверт

10 отта_л весной

1 завис_ли от обстоятельств

2 выздоров_л вовремя

3 замороз_л цветы

4 нач_л упражнение

5 зала_ла собака

6 зате_л ссору

7 ужал_л больно

8 поджар_л на огне

9 выстав_ла раму

10 ве_л на ветру

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал предназначен для учеников 7-11 классов для отработки практической грамотности по теме "Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм". Можно использовать для организации индивидуальной, парной работы в качестве практикума, контроля. Материал подобран с учетом особенностей содержания ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. Соответствует требованиям ФГОС.
0 ₽