Тема моего доклада: «Работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности: проблемы и пути решения».Для начала вспомним, что такое группы комбинированной и компенсирующей направленности.
Группы комбинированной направленности – это группы, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ.
Группы компенсирующей направленности – это группы, в которых осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ. Максимальное количество детей в группе ограничено 5–12, в зависимости от возраста и вида нарушений.
Так как моя работа осуществляется в компенсирующих группах, то я расскажу о проблемах, которые возникают при работе именно в этих группах.
Проблемы и пути их решения:
1. Дети с ОВЗ различных нозологий в одной группе. (В одной группе могут находиться дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с умственной отсталостью; также есть дети с сочетанными нарушениями: ЗПР с РАС, ЗПР с НОДА и т.д.). Это усложняет работу специалистов. Но всегда есть выход, все мы знаем об индивидуальном и дифференцированном подходе.
Индивидуальный подход в обучении и воспитании – это осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании – это условное разделение детей на подгруппы, с учетом уровня подготовки и особенностей восприятия информации. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всей группой и индивидуальной работой с каждым воспитанником.
Для реализации этих подходов создается специальный наглядно-развивающий материал, дидактические пособия и игры, упражнения и задания различного уровня сложности и объема, также оказывается разная помощь воспитанникам (направляющая, организующая, обучающая и стимулирующая).
2. Включение родителей в пространство развития и образования детей в компенсирующих группах. Не каждый родитель готов стать активным участником образовательного и воспитательного процесса. Не все родители понимают значение коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе.
Для решения этой проблемы, проводятся индивидуальные консультации для родителей, открытые занятия, мастер-классы, создаются буклеты и памятки. Также в работе использую информационно-коммуникационные технологии:
онлайн общение с родителями в различных мессенджерах;
использование официального сайта учреждения;
также у меня есть страница на портале https://www.prodlenka.org/, где я размещаю различную информацию для родителей и не только.
Мы активно информируем родителей и стараемся сделать всё возможное для решения этой проблемы.
3. Соотнесение индивидуальных возможностей детей с необходимостью выполнения требований Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Соотнесение индивидуальных возможностей детей с ОВЗ с целевыми ориентирами и планируемыми результатами, прописанными в программе. С каждым учебным годом дети приходят всё тяжелее и тяжелее. И достигнуть целевых ориентиров становится всё сложнее и сложнее.
Но, мы, педагоги – самые позитивные люди! И справимся с любыми проблемами и трудностями! На этом у меня всё, спасибо за внимание!:)