Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Астрономия
  3. Разработка урока «Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов»

Разработка урока «Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов»

Урок астрономии предназначен для обучающихся 1 курса СПО. Урок знакомства с телескопами, а именно телескопами во всех диапазонах электромагнитных волн. На уроке обучающиеся познакомятся и с методами астрономических исследований.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Астрономия

Категория

Астрономия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока «Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов»

Цель: знакомство обучающихся с методами астрономических исследований.

Задачи обучения:

Общеобразовательные:

формирование понятий:

- о методах астрономических исследований: астрономических наблюдениях (визуальных, фотографических, фотометрических, спектроскопических и т.д.), астрономических измерениях;
- о классификации методов астрономических исследований в зависимости от их задач и используемых инструментов;
- об условиях проведения и особенностях астрономических исследований;
- о применении законов физики для определения основных физических характеристик космических объектов и взаимосвязи этих характеристик;
- об астрономических формулах, позволяющих рассчитывать основные физические характеристики космических объектов на основе данных астрономических наблюдений;
- о применении физических приборов в астрономических исследованиях, их назначении, устройстве и принципе действия.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения обуучащихся в ходе знакомства с методами астрономических исследований. Патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники в развитии астрономических и космических методов исследования Вселенной. Политехническое образование и трудовое воспитание при изложении сведений о практическом применении физики для создания астрономических методов исследования.

Развивающие: формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы, решать задачи на расчет основных физических характеристик космических тел по данным астрономических наблюдений.

Учащиеся должны знать:

  1. Назначение телескопов.

  2. Виды телескопов, а именно телескопы во всех диапазонах электромагнитных волн.

  3. Методы астрофизических исследований.

Демонстрационный материал. Интерактивные модели телескопов. Презентация.

Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение заданий с помощью электронного планетария.

Использование новых информационных технологий. Работа с интерактивными моделями.

План урока

Краткое содержание урока

Формы

использования

планетария

Время, мин

Приемы и методы

I. Актуализация знаний. Методы астрофизических исследований

3

Сообщение учителя

II. Изучение нового материала

Иллюстрации

модель

15

Беседа,

объяснение учителя

III. Закрепление материала.

Иллюстрации, планетарий

10

Объяснение учителя, беседа

IV. Самостоятельная работа с планетарием и подвижной картой.

Планетарий

15

самостоятельная работа

V. Домашнее задание

2

Запись на доске учителя

Конспект урока.

Методы астрофизических исследований

Астрономия является одной из древнейших наук.

Астрономия происходит от двух греческих слов:astron – «звезда, светило» и nomos – «закон».

Астрономия изучает строение Вселенной, движение, физическую природу, происхождение и эволюцию небесных тел и образованных ими систем. Астрономия исследует также фундаментальные свойства окружающей нас Вселенной.

Как наука, астрономия основывается, прежде всего, на наблюдениях. В отличие от физиков астрономы лишены возможности ставить эксперименты. Практически всю информацию о небесных телах приносит нам электромагнитное излучение. Только в последние сорок лет отдельные миры стали изучать непосредственно: зондировать атмосферы планет, изучать лунный и марсианский грунт, изучать непосредственно атмосферу Титана.

В XIX веке физические методы исследования проникли в астрономию, и возникла симбиотическая наука - астрофизика, которая изучает физические свойства космических тел. Астрофизика делится на: а) практическую астрофизику, в которой разрабатываются и применяются практические методы астрофизических исследований и соответствующие инструменты и приборы, способные получить максимально полную и объективную информацию о космических телах; б) теоретическую астрофизику, в которой на основании законов физики даются объяснения наблюдаемым физическим явлениям.

Телескопы бывают самыми разными – оптические (общего астрофизического назначения, коронографы, телескопы для наблюдения ИСЗ),радиотелескопы, инфракрасные, нейтринные, рентгеновские. При всем своем многообразии, все телескопы, принимающие электромагнитное излучение, решают две основных задачи:

  • создать максимально резкое изображение и, при визуальных наблюдениях, увеличить угловые расстояния между объектами (звездами, галактиками и т. п.);

  • собрать как можно больше энергии излучения, увеличить освещенность изображения объектов.

Способность увеличивать угол характеризуется увеличением телескопа. Оно равно отношению фокусных расстояний объектива F и окуляра f.

Изучение Вселенной началось и продолжается в течение нескольких тысячелетий, но вплоть до середины прошлого века исследования были исключительно в оптическом диапазоне электромагнитных волн. Поэтому доступной областью излучения был диапазон от 400 до 700 нм. Первые астрономические научные наблюдения являлись астрометрическими, изучалось  только расположение планет, звёзд и их видимое движение на небесной сфере.(Слайд 2.)

В XX веке астрономия стала всеволновой. В настоящее время излучение от космических объектов регистрируется во всем диапазоне электромагнитного спектра от длинноволнового радиоизлучения (частота 107 Гц, длина волны  = 30 м) до гамма-излучения (частота 1027 Гц, длина волны  = 310–19м = 310–10нм).(Слайд 3.)

Наблюдения в других спектральных диапазонах позволили сделать важные открытия. Сначала были изобретены радиотелескопы. Так, радиоволны принесли информацию о наличии крупных молекул в холодных молекулярных облаках, об активных галактиках, о строении ядер галактик, в том числе и нашей Галактики, тогда как оптическое излучение от центра Галактики полностью задерживается космической пылью. Любой радиотелескоп по принципу своего действия похож на оптический: он собирает излучение и фокусирует его на детекторе, настроенном на выбранную длину волны, а затем преобразует этот сигнал, показывая условно раскрашенное изображение неба или объекта. Чтобы существенно улучшить угловое разрешение, в радиоастрономии используют радиоинтерферометры. Простейший радиоинтерферометр состоит из двух радиотелескопов, разнесенных на расстояние, называемое базой интерферометра. Радиотелескопы, находящиеся в разных странах и даже на разных континентах, также могут соединяться в единую систему наблюдений. Такие системы получили название радиоинтерферометров со сверхдлинной базой(РСДБ). Такие системы дают максимально возможное угловое разрешение, в несколько тысяч раз лучше, чем у любого оптического телескопа. (Слайды 4,5.)

Наша Земля надежно защищена атмосферой от проникающего жесткого электромагнитного излучения, от инфракрасного излучения. Поэтому современные инфракрасные, рентгеновские и гамма обсерватории вынесены за пределы земной атмосферы.(Слайды 6,7.)

Наблюдения в рентгеновском и гамма-диапазонах позволяли исследовать космические объекты на поздних стадиях их жизни, открыть пульсары, черные дыры, столкновения скоплений галактик и т.д.

С помощью астрофизических методов можно определять скорости космических объектов, химический состав, массу, оценивать их размеры. Космос является гигантской физической лабораторией, в которой естественным путем создаются физические условия, невозможные на Земле, - экстремальные значения температур, плотностей, светимостей и т.д. Природа космических тел и космического пространства является предметом исследования не только астрономов, но и физиков.

Обсудить вопросы. (Слайд 8.)

1.Почему можно проводить наблюдения на Земле в радиодиапазоне, но нельзя проводить в гамма - диапазоне?

2.Почему есть наземные радиотелескопы и нет наземных гамма - телескопов?

3.К какому типу телескопов относится орбитальная обсерватория Чандра? В каком диапазоне проводятся наблюдения на этой обсерватории?

4.На какой максимальной частоте проводятся наблюдения и к какому диапазону это относится?

5.Какие объекты являются яркими источниками рентгеновского излучения? Как их наблюдают с Земли или с помощью орбитальных рентгеновских телескопов?

6.Какие объекты являются мощными источниками гамма-излучения?

7.На каких самых длинных волнах ведутся наблюдения радиотелескопами? (Ответ: 30 м. Радиоволны с длиной волны λ > 30 м не проходят через атмосферу Земли).

8.На каких минимальных частотах ведутся наблюдения радиотелескопами? (Ответ: 10 МГц).

Вопросы обучащимсяест)

Вариант 1.

1. Какое из перечисленных электромагнитных излучений имеет наибольшую длину волны?

А.Инфракрасное излучение.

Б. Видимое излучение.

В. Ультрафиолетовое излучение

Г. Рентгеновское излучение

2. Термин «всеволновая астрономия» означает:

А. прозрачность земной атмосферы для всех волн электромагнитного излучения, приходящего из космоса;

Б. изучение излучения небесных объектов во всем диапазоне электромагнитного спектра от радиоволн до гамма-излучения;

В. изучение невидимых диапазонов электромагнитного спектра у небесных светил;

Г. изучение излучения небесных объектов во всем диапазоне видимого спектра электромагнитного излучения, от красного до синего цветов.

3. Увеличение разрешающей способности телескопа возможно:

А. При уменьшении диаметра объектива;

Б. При уменьшении длины волны регистрируемого излучения

В. При уменьшении диаметра окуляра

Г. При увеличении длины волны регистрируемого излучения

4. Как можно вычислить увеличение телескопа?

А. Отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию окуляра.

Б. Отношение фокусного расстояния окуляра к фокусному расстоянию объектива.

В. Отношение фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра.

Г. Отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию объектива.

5. Самый большой в мире наземный телескоп имеет диаметр около:

А.5 м;

Б.6 м;

В.10 м;

Г. 20 м;

Вариант 2.

1. Какое из перечисленных электромагнитных излучений имеет наименьшую длину волны?

А.Гамма-излучение.

Б. Видимое излучение.

В. Ультрафиолетовое излучение

Г. Рентгеновское излучение

2. Термин «всеволновая астрономия» означает:

А. изучение невидимых диапазонов электромагнитного спектра у небесных светил;

Б. изучение излучения небесных объектов во всем диапазоне видимого спектра электромагнитного излучения, от красного до синего цветов.

В. прозрачность земной атмосферы для всех волн электромагнитного излучения, приходящего из космоса;

Г. изучение излучения небесных объектов во всем диапазоне электромагнитного спектра от радиоволн до гамма-излучения;

3. Телескоп служит:

А. Для увеличения углового размера небесного объекта.

Б. Для усиления блеска звезд.

В. Для увеличения углового расстояния между небесными объектами

Г. Для всего вышеперечисленного

4.Чем собирается свет в телескопе-рефлекторе?

А. Выпуклым зеркалом

Б. Выпуклой линзой

В. Вогнутым зеркалом

Г. Рассеивающей линзой

5. Как можно вычислить увеличение телескопа?

А. Отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию окуляра.

Б. Отношение фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра

В. Отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию объектива

Г. Отношение фокусного расстояния окуляра к фокусному расстоянию объектива

Ответы на тест

Вариант 1

1

2

3

4

5

А

Б

Г

В

В

Вариант 2

1

2

3

4

5

А

Г

Г

В

Б

Задание на дом:

Б.А. Воронцов-Вельяминова: повторить §§ 1(1, 2), 2 (2), изучить § 14

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок астрономии предназначен для обучающихся 1 курса СПО. Урок знакомства с телескопами, а именно телескопами во всех диапазонах электромагнитных волн. На уроке обучающиеся познакомятся и с методами астрономических исследований.
0 ₽