Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Разработка занятия по Функциональной грамотности

Разработка занятия по Функциональной грамотности

Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания и приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Этому я и стараюсь посвящать большую часть времени при работе с детьми. Проект урока разработан мною для участия в конкурсе. Моя любовь к работе над смысловым чтением отражена в этой разработке.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Источник

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г.

  2. «Легенды и мифы о звездах и созвездиях. Мерцанье мириадов звезд…» Составитель В.Частникова

Юкагирская сказка«Отчего у белого медведя нос чёрный»

Белый медведь по зимней тундре идёт — его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает — будто ветер снегом кидается. На берегу станет — как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него — чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет — медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем — все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища — медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую — всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

  1. Объясните, почему медведь часто остаётся без добычи.

  2. Расскажите, почему у белого медведя нос стал чёрным.

  3. Объясни устно, что означают выделенные слова, встретившиеся в тексте. Подпиши иллюстрацию

Докажи, что определения этих слов составлены верно. Что тебе помогло с доказательством?

Тундра - безлесная природная зона с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами

Нерпа - ластоногое млекопитающее семемейства тюленей.

Стойбище - временное поселение кочевников.

Головешка - кусок тлеющего или обуглившегося дерева.

  1. Ниже даны предложения, в которых говорится о том, что происходило с белым медведем. Пронумеруй события в правильном порядке.

__ Люди решили проучить медведя.

__ К нерпе подходит легко, а человека боится.

__ Вот какой хитрый!

__ Превращение.

__ Чёрный мячик по льдине скачет.

  1. Ребятам из соседней школы дали задание самостоятельно объяснить «Почему у медведя нос чёрный», предложив составить сказку на это тему. Прочитай, что у них получилось.

Однажды пригласили белого медведя в гости. И решил он показаться во всей своей красе. Пошел он к модельеру. Модельер сказал: “Твоя шуба- это настоящее произведение искусства! Но вот твой нос выглядит невзрачным. Его надо перекрасить”. Стал он красить нос в желтый цвет. Не подходит… Стал красить в красный цвет, не подошло! Все цвета перепробовал, и все не так. Остался черный цвет. Стал красить в черный. И наконец –то подошло! Медведь поблагодарил модельера и пошел в гости. Шел он по улице, а все медведи восхищались. Они тоже перекрасили свои носы в черный цвет. Теперь у каждого медведя такой нос.
С. Нина

Жила-была медведица с медвежатами. Гуляли как-то, раз медвежата по Арктике и увидели черное пятно на белом-белом снегу.
-Что это такое? - спрашивает один медвежонок.
-Не знаю. – отвечает второй.
Первый медвежонок взял и сунул свой любознательный нос в пятно. Это оказалась сажа. Мишке понравилось. И второй брат тоже испачкался. Когда медвежата вернулись домой, то мама никак не могла отмыть их. Так и стали все медведи и медвежата ходить с черными носами.
К. Вера

Жили-были в Арктике медведь с медвежатами. Однажды пошли медвежата погулять, и нашли кусочек угля, стали его нюхать и носы испачкали в черный цвет. Побежали они к озеру, стали мыть носы, но грязь не отмывалась. Пошли медвежата к папе медведю, но и он не смог их отмыть. Так и остались они с черными носами.
Я. Анастасия

Проанализируй, у кого из ребят получилось выразительнее выполнить задание и почему. Создай свою сказку, объясняющую ответ на вопрос. Проиллюстрируй фрагмент, являющийся ключевым.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Однажды учёные решили узнать, как именно под снегом мишка спит и что делает. Для этого они выбрали нескольких животных и поместили на огороженную территорию с искусственными берлогами. На каждом медведе были прикреплены специальные датчики, которые передавали информацию о состоянии зверей. В ходе эксперимента выяснилось, что медведи любят спать, свернувшись клубком. Ворочаются они крайне редко — один раз в несколько дней. А дышат невероятно медленно — всего два вздоха в минуту! Однако рассказы о том, что во сне мишка сосёт свою лапу, не подтвердились. Во время зимней спячки медведь действительно иногда засовывает лапу в рот. Вероятнее всего, потому, что у него зимой облезают подошвы лап. Они зудят, вот мишка их и чешет зубами.

Белый медведь

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

1. Ответь на вопросы

  1. Верно ли, что белый медведь меняет окрас, как заяц-беляк?

  2. Что указывает на то, что медведь - прекрасный пловец?

  3. Медведь - хороший ныряльщик?

  4. Где он охотится?

  5. Кто является его главной добычей?

  6. Можно ли утверждать, что белый медведь всеяден?

  7. Подумай, кто тяжелее: лев или белый медведь?

Отвечая на вопросы, заполняй таблицу краткими ответами в первой свободной строке. Если ответа не знаешь, ставь прочерк. После вторичного восприятия проверка с фиксацией ответов во второй свободной строке.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учащимся распечатываются фрагменты текста, но с недостающей или недостоверной информацией. Нужно исправить.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 60 тюленей. Летом меню его более скудно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных травоядных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 граммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тысячу килограммов!

3.Пользуясь текстом заполни таблицу

S

V (медведя)

t

1

45

7

  1. Как ты объяснишь приспособленность белого медведя к суровым условиям Арктики? Напиши ответ из 3 – 4 предложений. (Можешь использовать опорные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, шерсть, подкожный жир, достаточно, пища).

Белый медведь хорошо______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери из текста названия ДВУХ животных для продолжения предложения. Закончи предложение. В холодных северных краях обитают такие млекопитающие: белый медведь, _____________

_________________________________________________________

Рассмотрите инфографику. Найдите информацию о белом медведе, которая не встречалась в текстах. Придумайте «тонкие» и «толстые» вопросы

Укажите стрелочкой на карте, где обитают белые медведи.

Ключи

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 60 тюленей. Летом меню его более скудно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных травоядных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 граммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тысячу килограммов!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания и приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Этому я и стараюсь посвящать большую часть времени при работе с детьми. Проект урока разработан мною для участия в конкурсе. Моя любовь к работе над смысловым чтением отражена в этой разработке.
0 ₽