«Развитие функциональной грамотности третьеклассников
средствами современных ЦОР, ЭОР на примере Учи.ру»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Сегодня функциональная грамотность на повестке дня: дети разного возраста пишут независимые диагностики по читательской и математической грамотности. Они, как и многие другие мероприятия, направлены на достижение лучших результатов российских школьников в международных исследованиях: PISA, TIMSS, PIRLS — это входит в цели национального проекта «Образование». Пока что одно из самых значимых исследований функциональной грамотности в мире, PISA, показывает, что в нашей стране функциональная грамотность развита средне. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности», говорила Виноградова Н.Ф. А Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Со времен дистанционного обучения весной 2020 года я изучила, и начала активно применять сервис Учи.ру - бесплатная российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, участвовать в вебинарах, проходить курсовую подготовку, осваивать новые вершины цифрового пространства.
На платформе Учи.ру в своей работе использую разнообразные карточки, которые помогают организовать работу по формированию читательской грамотности на различных уроках, а так же дома. Отличным материалом для совершенствования читательских умений служат олимпиады и марафоны. В них много заданий направленных на нахождение и извлечение информации. Задания, связанные с осмыслением и оценкой текста. Использование информации из текста (решение кроссвордов и «кроссворд наоборот» -когда необходимо подобрать вопрос к понятию) При использовании на различных уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяю активные методы учения: деловые и ролевые игры, компьютерные, дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы, уроки-презентации с использованием платформы Учи.ру. Дети с большим интересом выполняют предложенные им олимпиады, конкурсы, марафоны, тесты по изученным темам программы.
Для развития логического мышления я использовала различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания, логические задачи со временем, весом. Большой спектр таких заданий находится на платформе Учи. ру в разделе «Лаборатория».
Дети моего класса с удовольствием занимаются на образовательной платформе. Можно сделать вывод, что основными преимуществами интерактивной образовательной платформы Учи.ру являются:
- разнообразие заданий;
- развитие у ребенка нестандартного креативного мышления;
- повышение образовательных результатов;
- рост интереса к обучению;
- доступность для детей с особыми образовательными потребностями;
- статистика в реальном времени.
Конечно, важно понимать, что Учи.ру, как и любой цифровой образовательный ресурс, не должен быть единственным инструментом для формирования функциональной грамотности. Я считаю, что информационные технологии для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Уверенно можно сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).