.
«Развитие логических умений младших школьников на уроках математики, как составляющих функциональной грамотности»
(Слайд 1)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Важнейшая задача, стоящая перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Успешность изучения математики зависит от того, насколько хорошо развито логическое мышление. Начинать развивать логику нужно с первого класса или даже раньше, чтобы облегчить в процессе освоения материала задачи для ребенка.
Хорошо развитое логическое мышление позволяет ученикам применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в ней.
Одной из основных целей математического образования в рамках ФГОС является формирование логических универсальных действий.
(Слайд 2) 1.Для формирования логических универсальных действий одними из важных мыслительных операций являются анализ и синтез. Анализируя, мы выделяем элементы объекта, его признаки и свойства. При синтезе происходит объединение различных элементов, частей объекта в целое.
Пример:
(Слайд 3) - Разделите предметы на группы. На каких предметах можно выделить квадрат, круг, треугольник? Назовите эти предметы. Какие ещё известные тебе предметы имеют форму квадрата?
Выполняя это упражнение, дети отмечают, какие фигуры похожи на квадрат, какие на треугольник и круг. Таким образ учитель может уточнять и обобщать геометрические представления детей.
- Дима вырезал из бумаги фигуры. Может ли он выложить эти фигуры в ряд так, чтобы рядом не было фигур, одинаковых и по цвету, и по форме?
(Слайд 4) - Придумай рассказ по рисункам. Что было раньше? Что произошло позже? Что было потом? Что на рисунках относится к математике?
Это задание способствует подготовке учащихся к решению текстовых задач. Перед тем как приступить к решению задачи необходимо проанализировать последовательность этапов и установить связи между ними.
Отвечая на вопрос под рисунком, дети демонстрируют свои знания, полученные за период изучения математики:
- что расположено слева, а что справа;
- сколько персонажей;
- какие геометрические фигуры встречаются;
- какое время показывают часы.
(Слайд 5) – Продолжите ряд фигур. Чередование может быть по одному из признаков: цвету, форме, размеру. Может быть чередование по двум признакам и даже по трём.
- Найдите лишнее слово в каждом столбике.
(Слайд 6) – Рассмотри каждую таблицу и расскажи, как надо расположить рисунки в последней строке, чтобы все строки в таблице были разными.
(Слайд 7) 2. Формировать умение к приему сравнения необходимо осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. В математической литературе выделяют следующие этапы:
- выделять признаки, свойства одного объекта;
- устанавливать различия и сходства;
- выявлять сходства и различия между чертами трех четырех и более объектов.
Работа по формированию логического приема сравнения начинается уже с первых уроков математики. В качестве объектов используются рисунки предметов или событий, хорошо им знакомых, из которых они смогут выделить признаки, опираясь на собственный опыт.
Пример:
(Слайд 8) - Сравни рисунки. Сколько палочек слева? Прочитай сколько палочек справа. Сколько яиц на тарелке? Сколько в коробке? Как ты думаешь, десять и один десяток – это одно и то же количество? Возьми десять палочек и свяжи их в десяток.
Задание позволяет развивать логику, применять знания в нестандартных ситуациях, проявлять сообразительность и смекалку.
- Сравни рисунки. Чем они похожи? Чем они различаются? Где помидоров больше: справа или слева? Где меньше? На сколько меньше? Как можно изменить рисунок так, чтобы помидоров на них стало поровну?
(Слайд 9) – Найти отличия.
- Сравни каждое число верхней строки со стоящим под ним числом. Чем они похожи? Чем различаются?
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
На сколько каждое число нижней строки меньше числа, стоящего над ним? Какое общее название подходит всем числам обеих строк? Уменьши на 10 каждое число нижней строки. Запиши результат. Как называются полученные числа?
Сравнивание чисел второго и третьего десятков. Закрепляется умение называть числа по порядку.
- Сравни рисунки. Чем отличаются домики? Чем они похожи? Дорисуй так, чтобы домики стали одинаковыми.
(Слайд 10) 3. Основой приема классификации является выделение сходства и различия предметов по определенным признакам.
(Слайд 11) – Разбей на 2 группы.
- Рассмотри рисунок. Есть ли утверждения, верные для этого рисунка? Все перцы зелёного цвета. Если овощ красного цвета, то это помидор. Если овощ зелёного цвета, то это огурец. Закончи высказывание, верное для данного рисунка. Если овощ жёлтого цвета, то это…
(Слайд 12) 4. Аналогия – это сходство между предметами, явлениями, понятиями, способами действия.
На уроках математики мы не редко слышим от учителя: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Как правило, задания такого характера даются для закрепления пройденного материала.
Но иногда при помощи этого приема ученики находят новые способы для решения задания. Тогда учащийся сам должен произвести доказательство своего суждения, подводя к выводу.
При построении умозаключения необходимо выделить существенные признаки, иначе вывод может оказаться ошибочным.
При построении умозаключения следует учитывать принципы аналогии:
аналогия основывается на сравнении, успешность применения аналогии зависит от того как учащиеся могут выделять признаки и свойства предметов, выделять общее и различное;
для проведения аналогии необходимо два предмета, где свойствам и признакам одного будут противопоставляться свойства и признаки другого. Именно поэтому аналогия подходит для закрепления материала;
по аналогии сравниваются существенные в данной ситуации признаки. Иначе вывод может быть неверным.
(Слайд 13) – Найти решение необычных примеров.
- Расскажи, как работает Вычислительная машина. Какие числа надо поставить в окошки со знаком «?».
(Слайд 14) 5. Выявление недостатка информации. Это задачи с недостающими данными.
(Слайд 15) – Дополни условие задачи и реши её.
(Слайд 16) – Магические квадраты, лабиринты, головоломки, ребусы, математические загадки и т.д.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Наша задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.