Развитие речи и навыков эффективной коммуникации
у детей старшего дошкольного возраста
Одна из ключевых проблем детских садов – это развитие коммуникативных способностей.
Мы ежедневно используем те или иные коммуникативные навыки – это умение говорить, слушать и чувствовать настроение других.
Коммуникативные навыки включают в себя:
- знание способов взаимодействия с окружающими;
- навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.
Эффективная коммуникация – важный компонент личностного успеха на различных уровнях общения: межличностном, межгрупповом, внутригрупповом и внешнем.
Для развития коммуникативных компетенций у дошкольников мы в своей работе используем следующие методы:
- творческие и сюжетно – ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций;
- моделирование;
- проигрывание и анализ ситуации речевого общения.
Сторителлинг
В переводе с английского слово «сторителлинг» звучит как рассказывание историй.
Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.
На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Кубики истории», их можно найти и заказать в интернете. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены знаки и символы.
Взяв за идею оригинальную версию игры, можно использовать различные карточки с картинками.
Цель сторителлинга – развитие умения составлять рассказы и развитие коммуникативных навыков дошкольников.
На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первую карточку берёт ребёнок, а вторую – педагог. Таким образом, взрослый может направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро обучаются. Уже после 3 – 4 игр могут свободно составлять рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Как у каждой игры, у сторителлинга есть свои правила. Чтобы детям было интересно играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».
В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок берёт карточку и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать историю. Затем, следующие игроки выбирают карточки и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
При составлении рассказа следует соблюдать следующую структуру:
1.Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
- Однажды, много лет тому назад….
- В некотором царстве, в некотором государстве….
- Когда – то давным – давно..
- Жили – были…
- Случилось это в одном городке..
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает.
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
- Что произошло с героем?
- Кого он встретил или что он нашел?
- Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
- Появляется решение поставленной проблемы.
- Короткий вывод (итог рассказа).
«Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Посредством сторителлинга можно обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ.
Для этого детям предлагается превратиться в «учёных» и составить научный рассказ. Учитывая программную тематику, картинки можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- Повышение интереса к заданию и, как следствие, повышение концентрации внимания;
- Расширение запасазнаний об окружающем мире;
- Развитие высших психических функций;
- Развитие коммуникативных навыков детей.
Навыки эффективной коммуникации проявляются в том, чтовладеющий ими позволяет сосуществовать противоположным мнениям, он стремиться понять чужую точку зрения и найти компромисс. Выяснение отношений, спор о том, кто прав и кто виноват, ни к чему не приводят. Основной смысл эффективной коммуникации – наладить отношения и найти общий язык.