Обследование детей дошкольного возраста с задержкой психического развития учителем – логопедом.
Автор: Мавлянова Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ № 18, г. Орехово – Зуево,
Описание материала: Диагностические методики предназначены для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, для обследования уровня их речевого развития.
Цель – получение информации об индивидуальных особенностях речевого развития ребенка.
Содержание карты:
Сведения о ребенке.
Сведения о родителях или законных представителях.
Анамнестические данные.
Исследование эмоциональной сферы и поведения ребенка.
Общее развитие ребенка: разговорно – описательная беседа,понимание речи (инструкции),знание предметов, действий, частей тела «Покажи мне»,узнавание предметов по назначению «покажи».
Состояние словаря: звукоподражание, предметный, глагольный, называние родовых понятий с опорой на картинки.
Грамматический строй речи:множественное число существительных, множественное число глаголов «Покажи где», предлоги в, на, под в действии,уменьшительно – ласкательная форма существительных, восприятие слоговой структуры слова
Связная речь.
Фонематический слух.
Звукопроизношение.
Мелкая моторика.
Используемая литература:
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. - СПб., 2003.
Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР
Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А.
ПРОГРАММА воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития
Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.
Речеваякарта
(средняя группа)
Ф.И.О. ребенка………………………………………………………………………………………………..........................
Дата рождения ……………………………………………………………………………………………….........................
Домашний адрес …………………………………………………………………………………………………………….
Сведения о родителях...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Анамнестические данные
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Общее звучание речи
Темп………………………………………голос…………………………………………….................................................
Разборчивость………………………………………………..дыхание……………………………………………………….
Обследование артикуляционного аппарата
Подвижность………………………………………………….правильность прикуса……………………………………..
Строение неба ……………………………………………зубов…………………………………………………………...
Языка……………………....................состояние подъязычной связки……………………………………………………
Губы и их подвижность……………………………………………………………………………………………………...
Исследование | Примечание | НГ | КГ |
Эмоциональная сфера и поведение ребенка. | |||
Контакт и эмоциональная реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д. | |||
Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ) | |||
Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.) | |||
Общее развитие ребенка | |||
Разговорно – описательная беседа | |||
Как тебя зовут? | |||
Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах) | |||
С кем ты пришел? | |||
Как зовут твою маму? Папу? | |||
Есть ли у тебя друзья? | |||
Понимание речи (инструкции) | |||
| |||
Знание предметов, действий, частей тела «Покажи мне» | |||
Покажи, что находится от тебя слева? | |||
Справа? | |||
Вверху? | |||
Внизу? | |||
Впереди? | |||
Сзади? | |||
Узнавание предметов по назначению «покажи» | |||
Из чего пьют? Чем едят? Что мы кушаем? Что мы надеваем? Чем можно играть? Чем мы расчесываем волосы? Чем мы вытираемся? Чем мы рисуем? Чем копаем? | |||
Состояние словаря | |||
Звукоподражание Кошка Собака Корова петух | |||
Предметный Кукла Мишка Машинка Матрешка Тарелка Чайник | |||
Глагольный Мама Зайчик Самолет Рыба | |||
Называние родовых понятий с опорой на картинки Одежда Игрушки Посуда | |||
Грамматический строй речи | |||
Множественное число существительных Карандаш Рука Нога Огурец Дерево | |||
Множественное число глаголов «покажи где» Читает- читают Рисует - рисуют | |||
Предлоги в, на, под в действии Поставь машинку в гараж Посади куклу на стул Положи мячик под стол | |||
Уменьшительно – ласкательная форма существительных Миска Подушка Коляска Стул | |||
Восприятие слоговой структуры слова Сосна Бегемот Танкист Велосипед | |||
Связная речь | |||
Сюжетная картинка Кто нарисован? Что делает? | |||
Фонематический слух | |||
Повтори: Та – да Да – та Ка – га Ка – ха На – ба Па – ба Ба – па |
Звукопроизношение | |||
С, С | |||
З, З | |||
Ц | |||
Ч, Щ | |||
Ш, Ж | |||
Л, ЛЬ | |||
Р, РЬ | |||
Мелкая моторика | |||
Сделай, как я (пальчиковая гимнастика) Деревья Трава Зайчик |
Логопедическое заключение:
Первичное……………………………………………………………………………………………..
Итоговое…………………………………………………………………………………………………
Планируемые мероприятия..............................................................................................................................................................
....................................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Дата..................... логопед............................................
Баллы:
0 – задание не выполняет, инструкцию не понимает
1 – задание выполняет частично, грубые нарушения
2 – задание выполняет по образцу, допускает множественные ошибки
3 – задание выполняет по инструкции педагога, допускает ошибки, незначительное отклонение от нормы
4 – допускает единичные ошибки, самостоятельно исправляет их
5 – норма, нарушений нет, задание выполняет без ошибок
5