Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В данной статье описываются классификации и техники рефлексии, а также для каких целей они применимы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

При использовании рефлексии ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

1) По содержанию устная и письменная 2) По форме деятельности индивидуальная, групповая, коллективная 3) По способам проведения анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно - дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал). Рассмотрим некоторые из них:

Техника «Рефлексивная мишень» используется для рефлексии самых разных сторон состоявшегося урока. Преимущество этого приёма в том, что он очень гибок, его легко подстроить под свои цели. Также он позволяет оперативно получить отклик учеников сразу по нескольким аспектам занятия. На листе бумаги или доске рисуется мишень, разделённая на секторы. Каждый сектор — какой-то аспект урока. Например, оценка содержания, оценка своей деятельности и деятельности педагога. Секторы могут детализировать и разные стороны одного процесса. Например, оценка своей деятельности на уроке может состоять из 4 секторов: «активно участвовал», «было интересно», «было понятно» и «узнал новое». В конце урока каждый участник педагогического взаимодействия (т.е. и учитель тоже) делает «выстрелы» в мишень, ставя в каждом секторе фломастером/мелком отметку, соответствующую его оценке того или иного аспекта. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» — центру мишени, чем ниже — тем ближе к её краю, «молоку». Для удобства можно расчертить круги как у настоящей мишени. По желанию педагог может дать свой комментарий или организовать небольшое обсуждение полученного результата. Варьируя количество и названия секторов, педагог может быстро получить интересующую его информацию. Эта техника развивает у учеников способность рефлексировать и анализировать, учит давать точную оценку разным деталям, даёт возможность высказать своё мнение и в какой-то мере повлиять на учебный процесс.

Следующее упражнение «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

Следующая техника – “Анкета.Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Техника«Мои ответы».На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«T-» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«T +» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«|- » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«I +» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

“Символическая” техника. Такая техника, когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная символическая рефлексия предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная символическая рефлексия уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы, она позволяет ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

Техника на рефлексию в виде эссе.Это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Бортовой журнал” - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.

Письменное интервью” - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Таким образом, рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.Рефлексия также способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В данной статье описываются классификации и техники рефлексии, а также для каких целей они применимы.
0 ₽