Рекомендации логопеда
для родителей на летний период!
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но, если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.
Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами.
Что делать летом родителю, чтобы не потерять результат, достигнутый ребенком на логопедических занятиях?
В нашей статье расписаны основные упражнения, которые поддержат результат и даже помогут сформировать новые навыки!
Упражнения для автоматизации звуков:
Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития речевого дыхания:
выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
надувать шарики, надувные игрушки;
дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
использовать специальные дыхательные тренажеры (можно заказать на маркетплейсахWildberries,OZON), свистки, дудочки, губные гармошки.
Упражнения для развития моторики рук:
лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Упражнения для развития фонематического слуха ислоговой структуры слова:
«Поймать» заданный звук среди других звуков.
Назвать слово на заданный звук.
Назвать первый (последний) звук в заданном слове.
Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?)
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:
Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял, где за садом, много — это глаза – а один …, много — это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):
Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы - …, у слонихи - …, и т.д.
Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т. д.
У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи:
Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
Расспрашивайте о важных для него событиях.
Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.
Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
Ко всем рекомендациям, описанным выше, рекомендуем прислушаться к рекомендациям вашего логопеда.
Хорошего отдыха!