Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. Родительское собрание «Духовно-нравственные вопросы воспитания в семье».

Родительское собрание «Духовно-нравственные вопросы воспитания в семье».

В материале поднимается важнейший вопрос воспитания - становление духовно-нравственной личности школьника, Обращается внимание на понятия "родительство", "духовность" и "нравственность", "иерархия в семье,". Рассматриваются причины непослушания детей. Предлагаются некоторые пути решения этой проблемы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Духовно-нравственные вопросы воспитания в семье».

«Нет ничего хуже, когда детские проступки

не исправляются и обращаются в навык»

Иоанн Златоуст

«Ничего нет хуже, – говорит св. Златоуст, – когда детские проступки не исправляются и чрез это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребёнка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями его исправить…» Какие жёсткие, но справедливые слова, сказанные в 4 веке, и как злободневны сегодня! Проблемы воспитания постоянно находятся в центре внимания всего общества. Педагоги, психологи, врачи, священники очень активно пытаются помочь родителям и воспитателям вырастить духовно, психологически и физически здорового ребёнка.

РОДИТЕЛЬСТВО является одним из самых глубоких проявлений ответственности, которую только может принять на себя взрослый человек, а духовно-нравственные вопросы воспитания актуальны для всех семей.

Расскажу вам такой случай, собрались как-то начинающие отцы поговорить о делах родительских. И один из них сказал следующее: «Вообще правил не существует, просто надо постоянно держать руку на пульсе ребёнка…». Давайте попробуем разобраться, верно ли это утверждение, и как «держать руку на пульсе ребёнка»?

А начать наверное лучше с главного – что такое семья в духовно-нравственном смысле. Семья, это прежде, всего школа ЛЮБВИ, терпения, милосердия, сострадания, внимания, заботы и ЖЕРТВЕННОСТИ.

Великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Любовь – единственное средство подчинить себе душу ребёнка».

Взрослый человек, наверное, больше половины своей жизни тратит на то, что было преодолеть заложенное в первые годы жизни. Подрастающий ребёнок развивается в здоровую личность прямо пропорционально количеству и качеству любви, которую он получает. Именно из «недолюбленных» детей часто вырастают те, кто восполняют недостаток любви суррогатом алкоголя и наркотиками.

Почему же нашим детям не хватает любви? Есть несколько причин, одна из них - родители ошибочно полагают, будто дети должны оправдать все их наилучшие ожидания. У нас частенько возникает ощущение, что наши дражайшие чада не дотягивают до «нужного уровня». Что порождает «законное» недоумение и критику. Отец или мать говорят в гневе такие страшные слова:

- Такого я тебя не люблю!

Конечно, говорится это в запале, и тем не менее ребёнок воспринимает это как отчуждение. Так мы можем заложить фундамент его личных проблем в будущем.

В идеале семья – это школа любви! И чтобы выстроить и вырастить её, нам приходится много трудиться. Но всё - и бессонные ночи, и постоянные переживания и потраченные нервы – всё будет забыто, когда мы увидим реальные плоды своих трудов.

«Все мы родом из детства». И каждый из своей семьи. А что оно такое –семья? Что мы вообще о ней знаем?

В основе существования семьи – любовь, а в основе устройства семьи – ИЕРАРХИЯ, другими словами, вертикаль власти. И вот здесь самое главное, чтобы эта вертикаль никогда не была нарушена. Глава семьи испокон веков кто? (…) Отец – и это незыблемо, это фундамент. За что отвечает отец в семье? (…) Верно, за ВСЁ: чтобы все были защищены, накормлены, одеты, обуты, здоровы, обласканы, а дети получали хорошее полноценное образование. Да, да, за это несёт ответственность лично глава семьи!

Известно, что в Римской империи за ненадлежащее отношение к обучению ребёнка, наказывали отца. Семейное воспитание имело своей главной целью формирование нравственной личности с перспективой её духовного роста.

И если мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то стоит разобраться в этих двух понятиях «духовность» и «нравственность». Нравственность – это проявление внешней стороны личности: воспитанность, вежливость, дисциплинированность, другими словами - культура поведения. Духовность же касается внутренней стороны человека, это то, что не увидеть глазами. Чаще всего повреждённость духовного состояние проявляется в словах и поступках. В каких? Слукавил, позавидовал, рассказал всем о чужом проступке, затаил зло и т.д. Способность бороться с духовными пороками формируется в семье. А что будет, если эту способность не сформировать?

Часто мы сетуем на то, что дети непослушны, не слышат просьб, не выполняют поручения, игнорируют наставления старших. Это действительно очень серьёзная проблема, с которой сталкиваются почти все. В чём тут причина? (…) Однозначно бывает трудно ответить, это совокупность причин и внешних и внутренних. Но главная причина, как отмечают многие психологи и педагоги - нарушена основа семьи – послушание младших старшим. Это как в армии. Представьте себе, что будет если рядовой захочет командовать генералом, да ещё во время войны? Какая судьба ждёт такую армию и её народ?

Там, где дети не слушаются родителей, а родители спорят кто главный в семье, царит разобщённость, а порой и враждебность. Эта атмосфера способна нарушить душевное равновесие ребёнка. В любом случае, даже при самом благоприятном развитии событий, такой ребёнок с детства получит образцы неправильного поведения.

Есть и другая проблема нарушения «вертикали власти». В тех семьях, где младшее поколение командуют старшим, у детей, вдобавок к вышесказанному, развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, жестокость, лень, безответственность. И как пишет известный педагог и писатель, которая более 20-ти лет занимается коррекцией поведения трудных детей и подростков, Татьяна Шишова в своей книге «Ребёнок не слушается… Что делать?», когда в ребёнке превалирует нежелание подчиняться своим родителям, это признак болезненного состояния души. Очень справедливо заметил наш современник Рафаил Карелин «Без послушания невозможно научиться чему бы то ни было по-настоящему; чтобы усвоить какие-либо знания, послушание необходимо». Но ведь он не сказал ничего нового, так велось испокон веков.

Но что делать, если порядок уже нарушен, если послушания нет?

Необходимо воспитывать в ребёнке умение подчинять свою волю воле родителей. Ведь отец и мать подчиняют и направляют волю ребёнка, чтобы дать ему что-то доброе, полезное, уберечь от зла. Ребёнок, не имея ни жизненного опыта, ни развитых аналитических способностей, не может проанализировать последствия своих желаний и поступков, и то, что кажется ему хорошим, может привести к непоправимому.

И вот ещё важный вопрос: а что с пелёнок слышат и видят дети в современных семьях? Мать спорит с отцом; мнение бабушек-дедушек в расчёт не принимается, а зачастую воспринимается в штыки, высмеивается. При детях осуждается всё и вся, от соседа до президента, ребёнок невольно заражается духом протеста. Мы на уроках с этим духом протеста сталкиваемся каждый день…

Как исправить такую ситуацию?

- Для начала, быть очень внимательными в общении дома, стараться, насколько это возможно, уважительно относиться ко всем знакомым, а особенно к близким и для ребёнка это станет нормой. Не будем забывать, что дети копируют все наши слова, жесты, привычки.

- Следующий момент - не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребёнок начинает тревожиться, а тревога у детей часто выражается усилением непослушания. Т.е. мы должны стараться ограждать детей не только от реальных опасностей, но и от опасной и разрушительной информации. Мы иногда, невольно можем подорвать у наших детей веру в справедливость, неосторожными словами или очень эмоциональным обсуждением новостей вогнать их в тоску и уныние. Ребёнку просто необходимо верить, что мир хороший и добрый, что родители и окружающие их взрослые на стороне добра.

- И как сказано в известном стихотворении «… крошка сын пришёл к отцу и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо». Именно в семье ребёнок получает первое представление о добре и зле. Вы возразите: а школа? А школа только дополняет эти представления.

Хрупкая детская душа. Как легко бывает разрушить в ней зародыш Человека с большой буквы. Свт. Иоанн Златоуст сказал: «Возраст детский нежный – ребёнок быстро усваивает то, что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели».

Ну и, конечно, воспитание послушания без воспитательных принципов невозможно. Поэтому я воспользуюсь теми из них, которые обозначила Татьяна Шишова в своей книге, упомянутой выше.

1). Без крайней необходимости нельзя отменять своих поручений. Но и поручения должны быть разумными, мы не должны превращаться в безумных деспотов.

2). Наши просьбы и поручения должны быть точно выражены и сказаны твёрдо, но не грубо и властно.

3). И ещё очень важно приучать детей слушаться с первого слова, хотя это очень не просто. Порой гиперактивные дети не могут сразу выполнить задание, не могут даже сосредоточиться на том, что мы говорим, здесь главное не раздражаться, не кричать на ребёнка. Лучше просто сделать паузу или, как говорится, посчитать до 10.

4). Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у нас, у родителей, должно быть полное согласие между собой. Один родитель не должен отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.

5). Не оставлять без наказания ослушания детей. Ведь наказание – от

слова наказ – т.е. научение, нравственный урок. Наказать, значит научить. Наказания были неотъемлемой частью традиционной системы воспитания! «Ненаказанный сын-бесчестие отцу» - гласит народная мудрость. Наказание - это не рукоприкладство, это может быть в словесной форме, это может быть отлучение от любимых развлечений – гаджетов, игр и прочее или какое-нибудь «дежурство по кухне».

6). Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера. Многие родители быстро отменяют наказание или не доводят его до конца, боясь, «а вдруг будет ненавидеть?». Но почему тогда не было массовой ненависти к родителям у предыдущих поколений? Напротив, дети с гораздо большим уважением относились к родителям. До недавнего времени

в некоторых деревнях сохранялся обычай называть родителей на «Вы». Татьяна Шишова предостерегает, что наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание и даже миролюбие, не раздражаясь и не злобясь. «Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребёнка по порочному пути… Поэтому сперва успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции».

7). Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8). Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком –либо отношении.

9). Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почитания.

10). Самим давать пример послушания: жены – мужу, родителей своим родителям. Хотя бы спорные вопросы решать не на глазах детей. Ведь в этом видится будущее отношение наших детей к нам. Они повторят именно то, что запомнили в детстве.

Логичен вопрос: «А если всё равно не слушается?» Бывает и такое.Но как говорили древние: «Вода точит камень не силой удара, а частотой падения». Всё получится, если система выстроена, принципы не нарушаются, а в семье царит любовь и доверие.

Послушание ребёнка родителям должно основываться на доверии и искренности, на духовных нормах почитания родителей. В свою очередь, детское доверие поддерживается уверенностью в родительской любви и покоится на глубоком уважении к родителям. Уважение же зависит от высоты нравственных качеств отеческих.

Дети невольно перенимают качества родителей, особенно отеческие, поскольку отец - глава семейства. Именно отец пример для подражания. Мама своей терпеливой заботой, мягкостью, ласковым теплом согревает семью, нравственно воспитывает (НАПИТЫВАЕТ) сердце ребёнка. Отец более формирует ум, характер, волю маленького человека, постепенно приучая к рассудительности, ответственности за себя и за других, дисциплине, мужественному терпению. Мать – сердце семьи, отец – её ум и воля.

То доброе, что отец вложит в душу ребёнка, чему его научит сызмальства, непременно прорастёт в своё время и принесёт добрый плод. Равно и всё зло, которое вольно и невольно привил отец к уму и сердцу ребёнка, скорее всего возрастёт и обратится против него самого.

Поэтому, как это ни странно звучит в наш непростой и очень суетный информационный, цифровой век, главной задачей отца семейства является работа над собой. Чем светлее и чище будет образ отца, запечатлённый в сознании ребёнка, тем больше уверенности в том, что он будет следовать именно ему. Напротив, если в сердечной памяти сына сохранится отцовский образ, осквернённый вредными привычками, грубостью, он с большой вероятностью повлечёт за собой в пропасть и ребёнка.

Сегодня немногие отцы могут похвалиться тем, что их дети видят в них не только родителя, но и друга, от которого нет тайн и секретов. К сожалению, в наш век девальвируются понятия «отцовство» и «сыновство», а вместе с этим, дети как будто изолированы от родителей, хотя проживают в одном доме.

А ведь должно быть совсем не так. Отец ремонтирует что-то в доме и сын рядом (держит инструмент, смотрит, учится), отец пошёл в магазин выбрать мясо на шашлык и сын рядом, отец на футбол, а сын снова рядом. Если мама обед готовит, то и дочь помогает, если мама уборкой занята, тоже самое делает и дочь. Мы воспитываем совместным делом! Иначе придётся краснеть за своего сына выпускника, который не знает как держать перфоратор и так же маме придётся краснеть, когда дочь не знает с которой стороны подойти к кастрюле.

Семья – тонкий, сложный живой организм, в котором должна быть гармоническая цельность телесного, нравственного воспитания и духовного наполнения. Именно от родителей дети должны узнать свою историю, свои корни, традиции и нравственные ценности. Как, спросите вы? Через общие семейные дела и праздники, интересные книги и фильмы, выход на природу и совместно проведённый отпуск. Всё можно использовать - главное понимать для чего. Каждое событие в семье должно быть наполнено смыслом.

Мы, как родители, должны помочь детям познать этот удивительный, и вместе с тем такой сложный мир, научить их видеть красоту, чувствовать боль другого человека, уважать уходящее и ушедшее поколение, принимать ответственность за свои поступки и слова.

Время, в которое приходится творить современным родителям, как было сказано выше – непростое (это мягко сказано). «Дурные общества развращают добрые нравы» - это про сейчас. Кто думает, что ему некогда заниматься воспитанием детей, что и дома он мало бывает, что всё само собой как-то устроится, тот очень рискует опоздать и совершить ошибку, которую исправить будет невозможно.

Ребёнок вырастает не сам по себе. Он, - веточка на дереве, которое корнями уходит в глубины прошлого. Семья, - это целостный организм. И проблемы молодого росточка- это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растёт. Дерево семьи питается соками родительской любви. Когда дерево выросло кривым - его уже ничем не выправишь.

Известный зарубежный психолог Эрих Фромм полагал, что «характер ребёнка – это слепок с характера родителей; он развивается в ответ на их характер». Однако, помимо этого, на характере отражаются убеждения, ценности, идеалы, мировоззрение и другие личностные качества

Вспомним мудрость предков, переложенную на современный язык: «Воспитывать надо по принципу: делай как я, а не делай как я сказал». Что касается руки на пульсе ребёнка, почему бы и нет. Пусть будет. Только не холодная и жестокая, а тёплая, ласковая и сильная.

А завершит наш разговор девиз последователей Пифагора: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!». И сделать это возможно только всем вместе, не жалея сил и времени.

Подготовила педагог МБОУ СОШ №74,

Коршунова Галина Валерьевна

1). https://azbyka.ru/semya/nuzhna-li-seme-ierarhija/

2). Алексей Ильич Осипов «Нравственность и духовность».

3). Татьяна Шишова «Ребёнок не слушается… Что делать?»

4). Архимандрит Рафаил (Карелин) «Умение умирать или Искусство жить».

5). Чинякова Г. «Родительский крест. Молитва отца и матери и святость отцовства. Советы родителям по воспитанию благочестия у детей».

6). Митрополит Амфилохий (Радович) «Основы православного воспитания».

7). Игумен Евмений «Аномалии родительской любви».

8). Эрих Фромм «Человек для себя».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале поднимается важнейший вопрос воспитания - становление духовно-нравственной личности школьника, Обращается внимание на понятия "родительство", "духовность" и "нравственность", "иерархия в семье,". Рассматриваются причины непослушания детей. Предлагаются некоторые пути решения этой проблемы.
0 ₽