РОДИТЕЛЯМ
О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
БУДУЩЕГО
ПЕРВОКЛАССНИКА
Показатели речевого развития шестилетних детей
К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
• звукопроизношение полностью соответствует норме;
• сформирована способность к различению на слух всех звуков речи;
• ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, правильно использует предлоги;
• практически не осталось ошибок в словообразовании — так называемых неологизмов;
• словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
• ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
• ребенок умеет осуществлять элементарные логические обобщения (различает овощи и фрукты, мебель и бытовые приборы, одежду и головные уборы и т.д.);
• ребенок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа;
• обладает достаточным уровнем познавательной активности, у него проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.
Уважаемые родители!
При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, чётко и ясно. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в речи, непременно объясните.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка. Но будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ним, самое лучшее – тактично поправить слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Читайте Вашему ребёнку перед сном!
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
* Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
* Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
* Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
* Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе»
* Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван».
* Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
* «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] - [о] - [ н].
* Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова–апельсин–носок –кот...
* Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели, и т.д.) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
* Игра «Из чего? Какое?»: Сок из яблок–яблочный, а из груш? Из слив? Дом из кирпича–какой? Салат из огурцов, одеяло из шерсти и т.д.
* Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)»: у медведя–медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы?
* Учите проговаривать сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Василий регулирует движение. Троллейбус остановился у светофора и др.), скороговорки.
* «Кто у кого?» У лисы–лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы?
* Игра «Большой-маленький» Стол–столик, рука– ручка, язык–?..
* Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
* Ориентация во времени: выучите с ребенком наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, время суток (утро, день, вечер, ночь).
* Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.
* На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки»
* «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?