Шадрина Галина Николаевна
воспитатель
ГБОУ АО «Черевковская СКОШИ»
с. Черевково, Красноборский район
Роль театральной деятельности в социализации и развитии детей с ОВЗ.
В основе разработанных современных стандартов школьного образования лежат представления об образовании как институте социализации личности. Одна из задач системы образования сегодня - «овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности» [1].
Большой опыт работы в решении данной задачи имеют дополнительное образование и внеурочная деятельность, объединяющие многие виды деятельности школьников, через которые целесообразно решать задачи воспитания и социализации. Наблюдения показали, что дети с ОВЗ с удовольствием занимаются театральным творчеством. Данный вид деятельности даёт возможности решать многие педагогические задачи. В плане познания и обучения ребенок глубже познаёт окружающий мир. Участвуя в драматизации конкретных ситуаций, он узнаёт интересные факты из жизни людей или животных. Они чувствуют себя уже не одинокими в этом мире, а равноценными, нужными, знающими и многое умеющими. У них появляется желание общаться, дружить. Это увлечение позволяет привить устойчивый интерес к художественной литературе. Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Кукольный театр. Это самый распространенный вид театральной деятельности. Игрушка и игра всегда идут вместе, они развивают воображение, фантазию, помогают совершать первые открытия. У каждого ребенка в детстве есть любимые игрушки. Их роль в социальном воспитании детей, в формировании правильных представлений об окружающем мире особенно велика.
В кукольном театре любимые игрушки детей вдруг оживают, начинают двигаться, разговаривать и от этого становятся еще более привлекательными. Но рассматривать спектакль кукол как развлечение нельзя: его воспитательное значение намного шире.
Театральное творчество помогает сделать жизнь детей с ОВЗ интересной, наполненной яркими впечатлениями и переживаниями.
Все дети любят спектакли и кукольные представления. Им нравится не только смотреть, но и самим быть артистами, режиссерами, оформителями. Всякую выдумку, все свои пережитые впечатления они стараются воплотить в живые образы и действия. Для многих детей очень трудно впервые выступить на сцене. В кукольном театре на помощь приходит ширма. Для маленького артиста подбирается близкий по характеру персонаж – кукла и доступная роль. Спрятавшись за ширму, застенчивый ребенок преображается, выступление становится эмоциональным. В игре ребенок должен научиться передавать образ героя, его переживания и чувства; согласовывать свои действия с партнерами. Управляя куклой, он входит в роль: свободно читает стихи и даже поет. При этом ответственность тех, кто, находится по ту сторону ширмы, возрастает – нельзя отвлекаться, разговаривать, делать лишних движений. У детей воспитывается терпение, выдержка, умение контролировать свои действия.
Пальчиковый театр. Этот вид театра может расположиться на ладошке ребенка. Пальчиковый театр – это, прежде всего куклы, которые одеваются на пальчик. Размер куклы определяется величиной пальчика.
Персонажи для таких спектаклей могут быть сшиты из ткани, поролона, связаны из ниток, сделаны из бумаги и даже просто нарисованы. С одной куклой можно рассказать маленькое стихотворение, загадать загадку. Сделаем несколько кукол, и мы уже радуем зрителей маленьким концертом или спектаклем.
Игрушки в таком театре не требуют сложности в управлении. Здесь не нужны объемные декорации. Главное здесь выразительность речи и близкий контакт друг с другом детей – артистов. С помощью таких кукол можно обыграть любую конфликтную ситуацию, весело и интересно представить любое событие. На занятиях и репетициях дети с ОВЗ получают посильные задания, создается дружеская творческая атмосфера.
Теневой театр. Один из наиболее сложных и загадочных видов театра. Герои здесь не просто куклы, а плоские силуэты. Это волшебный мир. Здесь большое значение отводится свету. Находясь между экраном и направленным светом, актеру постоянно приходится корректировать свое положение, управлять силуэтом и исполнять роль своего героя. Можно показать сценку и без силуэтов, используя только руки. Забавные зайчики, собачки, лошадки и волки получаются на свету, если ребенок правильно сожмет кулачки, или наоборот расставит пальчики. Здесь свою силу показывают воображение и фантазии детей. Чтобы создать даже небольшую сценку требуется определенная сноровка. Во время таких спектаклей совершенствуется координация движений, диалоговая речь.
Театр «топотушек» (один из видов настольного театра). С героями «топотушками» можно сделать интересную постановку. Управлять куклами на ограниченной плоскости правильно и аккуратно совсем не просто. В ходе игры детям с ОВЗ предоставляется возможность раскрытия своих индивидуальных возможностей. Ведь в игре ребенок должен оживить куклу, дать ей настроение, показать характер. Куклы топотушки могут «бегать», «ходить», «плясать» на столе. Ножки человечков и лапки зверей заменят пальчики маленьких кукловодов. Предлагая ребенку различные роли в театре топотушек, необходимо помочь ему раскрыть свои способности. Выбрав небольшой спектакль, необходимо продумать декорации, от этого спектакли становятся необычными и нарядными.
Театр оригами. Искусство оригами возникло в Китае в глубокой древности. Оригами сегодня пользуется особой популярностью. Ведь бумага всегда под руками, при этом не нужен клей. Из обычного листа бумаги за несколько минут можно изготовить сказочного героя. Однако освоить технику оригами ребенку самостоятельно трудно. Вначале легкое оригами по пошаговым схемам. Затем можно попробовать более сложные поделки. А если подключить фантазию, можно создать целую страну игрушек и использовать их в различных театральных постановках. С помощью оригами из бумаги можно сложить маску, сделать забавную игрушку на пальчик, и просто изготовить куклу. Ожившие куклы оригами помогут разыграть сценку, рассказать веселую историю и даже придумать сюжет новой сказки.
Детский игровой театр. Спектакли, сценки и постановки на сцене – это результат театральной деятельности и работы кружкового объединения «Книги и куклы» в школе. Но чтобы увидеть этот результат надо провести огромную работу на протяжении определенного времени.
Как это делаем мы? Работу начинаем с выбора художественного произведения. Найти подходящий сюжет непростая задача. Он должен быть доступный для детей и совсем несложный. Мы выбираем сюжет с большим количеством персонажей.
Дальше начинается совместная работа над произведением, текстом; распределением ролей. Обсуждаем декорации и характеры героев. Для детей, имеющих проблемы с речью и памятью подбираем роли с небольшим количеством текста. Текст перечитываем много раз, обращая внимание на интонации и ударения. Работа с текстовой и игровой частью ведется отдельно.
Начинаем готовить куклы, в большинстве случаев мы их рисуем. В каждого сказочного героя дети вкладывают много стараний, терпения, усилий, а главное у них есть желание сделать красиво. В такой работе важно все: цвет; художественные материалы; умение аккуратно вырезать. Следующий этап – подбор движений и музыки. На репетициях всегда царит особая атмосфера творчества. Наконец выступление, и если оно приносит удовольствие ребенку, а зрителям радость – значит, мы достигли цели.
Творчеством пронизан весь процесс создания театрального представления. От идеи создания куклы - до игры в спектакле, от сценария - до готовых декораций. Дети с настоящей радостью принимают участие во всех видах игровой активности.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ позволяет формировать им навыки социального поведения.
Список информационных источников:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов [и др.]]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Карлина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение.- Волгоград: «Учитель», 2012.
3. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю. В. Колчеев, Н. М. Колчееева.- М.: «Школьная пресса», 2000. – 96 с. - («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 14).
4. Соколова С. В. Театр оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Эксмо»; СПб.: «Валери», 2006.