Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г |
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
5-9классов
Разработанаиреализуетсявсоответствии
сФАООПобучающихсяс умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Вариант 2
г. Талица, 2023
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В 5 – 9 КЛАССАХ
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФАООП ООО для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Структура рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика», реализуется в 5 – 9 классах.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
формирование умения понимать обращённую речь;
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;
развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка;
формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму;
формирование начальных навыков чтения и письма.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в основной школе рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделено 340 часов:
в 5классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 6 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 7 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 8 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 9 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по речи и альтернативной коммуникации представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности,осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР предметные результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Развития речи каксредстваобщения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными:
качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями;
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путём указания на изображение или передчи карточки с изображением либо другим доступным способом;
Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
узнавание и различение образов графем (букв);
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
начальные навыки чтения и письма.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагаетоценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет делать;
что из полученного применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
"выполняет действие самостоятельно",
"выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),
"выполняет действие по образцу",
"выполняет действие с частичной физической помощью",
"выполняет действие со значительной физической помощью",
"действие не выполняет";
"узнает объект",
"не всегда узнает объект",
"не узнает объект".
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Речи и альтернативной коммуникации» в 5 – 9 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСC
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя и фамилию. Приветствие собеседника звуком, словом (имитацией слова). Выражение своих желаний звуком, словом (имитацией слова). Привлечение к себе внимания звуком, словом (имитацией слова). Реагирование на приветствие. Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком, словом (имитацией слова).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью. Привлечение внимания звучащим предметом.Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.Узнавание себя (членов семьи) на фотографии. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного (графического) символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.). Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, птицы, бытовые приборы, транспорт). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя). Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело). Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, слов. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя, баба и др.). Называние слов, обозначающих предмет, действий предмета.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.
Начальные навыки чтения и письма.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука.Соотнесение звука с буквой.Узнавание буквы.Узнавание (различение) образов графем.Графические действия с использованием элементов графем.
6КЛАСС
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. Установление контакта с собеседником. Приветствие. Учёт эмоционального состояния собеседника. Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом. Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом. Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом. Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос. Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия. Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом, предложением. Поддержание диалога на заданную тему (поддержание зрительного контакта с собеседником). Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Выражение мимикой благодарности, своих желаний. Выражение мимикой приветствия (прощания). Выражение жестом согласия (несогласия), приветствия (прощания). Выражение жестом удовольствия (неудовольствия). Выражение жестом благодарности, своих желаний. Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная (экспрессивная) речь.Понимание (называние) слов по теме семья: мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка, брат, сестра. Реагирование на собственное имя (фамилию). Понимание (называние) близких по значению слов учитель, воспитатель, имена и отчества педагогов. Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: посуда, мебель, бытовые приборы, одежда, обувь. игрушки, школьные принадлежности, спортивный инвентарь, продукты питания, овощи-фрукты, животные, птицы, насекомые, травы, цветы, деревья, транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный, космический), дом, квартира. Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: пить, есть, сидеть, стоять, бегать. играть, гулять, работать, лететь, приходить, уходить, учиться, писать, рисовать, лепить, клеить, вырезать, изменять, спать, отдыхать. Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, страшно, нестрашно, хорошо, плохо, весело, грустно, легко, нелегко). Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (я, ты, он, она, мы, вы, они. мой, твой, его, её, наш, ваш, их). Понимание (называние) слов, обозначающих число, количество предметов (один-пять, второй…). Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, над, из, из-за, перед, к). Понимание простых предложений (показ, как ответное действие). Называние простых предложений (эхолалии, собственная речь).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние собственного имени, имён членов семьи, имён учащихся класса, педагогов посредством напечатанного слова.
Чтение и письмо
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена учащихся класса, педагогов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука. Имитация звуков, узнавание звучащего предмета по звуку. Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. Узнавание (различение) образов графем (букв). Печатание буквенных знаков. Узнавание (различение) образов графем. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов.
КЛАСС
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. Использование звука как средства коммуникации. Использование звукоподражания как средства коммуникации. Использование звукового комплекса как средства коммуникации. Использование слога как средства коммуникации. Использование слова как средства коммуникации: приветствовать собеседника (прощаться с ним).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации. Использование мимики как средства коммуникации. Использование жеста как средства коммуникации. Использование звучащего предмета как средства коммуникации. Использование предметного символа как средства коммуникации. Использование графического изображения как средства коммуникации. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Использование таблицы букв как средства коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Экспрессивная речь.Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние собственного имени. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,. обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графических изображений. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Дифференциация речевых звуков. Узнавание (различение) образов графем (букв). Печатание буквенных знаков. Составление слогов, коротких слов. Чтение (называние) слогов, слов. Запись своего имени, фамилии.
КЛАСС
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. Использование звука как средства коммуникации. Использование звукоподражания как средства коммуникации. Использование звукового комплекса как средства коммуникации. Использование слога как средства коммуникации. Использование слова как средства коммуникации: приветствовать собеседника (прощаться с ним).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации. Использование мимики как средства коммуникации. Использование жеста как средства коммуникации. Использование звучащего предмета как средства коммуникации. Использование предметного символа как средства коммуникации. Использование графического изображения как средства коммуникации. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Использование таблицы букв как средства коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Экспрессивная речь.Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние собственного имени. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графических изображений. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Дифференциация речевых звуков. Узнавание (различение) образов графем (букв). Печатание буквенных знаков. Составление слогов, коротких слов. Чтение (называние) слогов, слов. Запись своего имени, фамилии.
КЛАСС
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. Использование звукоподражания, звукового комплекса, слога как средства коммуникации. Использование слова как средства коммуникации. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним). Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование звучащего предмета как средства коммуникации. Использование предметного символа как средства коммуникации. Использование графического изображения как средства коммуникации. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Использование таблицы букв как средства коммуникации. Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации. Использование коммуникатора как средства коммуникации. Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Рассказ о прошедших (планируемых) событиях. Рассказ о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Составление простых предложений с использованием графических изображений. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений. Составление рассказа о себе с использованием графических изображений. Написание предложения. С использованием графического символа (изображения).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Дифференциация речевых звуков. Узнавание (различение) образов графем (букв). Печатание (прописывание) буквенных знаков. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. Запись своего имени, фамилии.
Содержательныелинии | Всего часов | Количество часовпоклассам | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Коммуникация | 82 | 22 | 18 | 14 | 14 | 14 |
Развитиеречи средствамивербальнойи невербальнойкоммуникации | 141 | 25 | 26 | 30 | 30 | 30 |
Чтение и письмо | 117 | 21 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Итого | 340 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Речь и альтернативная коммуникация» 5 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Коммуникация– 22 часа | ||
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. | 1 |
2 | Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. | 1 |
3 | Приветствие. Учёт эмоционального состояния собеседника. | 1 |
4 | Привлечение к себе внимания собеседника звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
5 | Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
6 | Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
7 | Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
8 | Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
9 | Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос. | 1 |
10 | Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия. | 1 |
11 | Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом, предложением. | 1 |
12 | Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. | 1 |
13 | Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге. | 1 |
14 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. | 1 |
15 | Выражение мимикой согласия (несогласия). Указание взглядом на объект при выражении несогласия. | 1 |
16 | Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия). | 1 |
17 | Выражение мимикой приветствия (прощания). | 1 |
18 | Выражение мимикой благодарности, своих желаний. | 1 |
19 | Выражение жестом согласия (несогласия), приветствия (прощания). | 1 |
20 | Выражение жестом удовольствия (неудовольствия). | 1 |
21 | Выражение жестом благодарности, своих желаний. | 1 |
22 | Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 25 часов | ||
23 | Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов по теме семья: мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка, брат, сестра. | 1 |
24 | Понимание (называние) близких по значению слов учитель, воспитатель, имена. | 1 |
25 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: посуда, мебель. | 1 |
26 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: одежда, обувь. | 1 |
27 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: игрушки, школьные принадлежности. | 1 |
28 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: продукты питания. | 1 |
29 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: овощи-фрукты. | 1 |
30 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: животные, птицы. | 1 |
31 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: транспорт. | 1 |
32 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: бытовые приборы. | 1 |
33 | Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: пить, есть, сидеть, стоять, бегать. играть, гулять. | 1 |
34 | Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: учиться, писать, рисовать, лепить, клеить, спать, отдыхать. | 1 |
35 | Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно). | 1 |
36 | Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (хорошо, плохо, весело, грустно). | 1 |
37 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (я, ты, он, она). | 1 |
38 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой, его, её). | 1 |
39 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (вы, ваш). | 1 |
40 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мы, наш, они, их). | 1 |
41 | Понимание (называние) слов, обозначающих число, количество предметов (один-пять, второй…). | 1 |
42 | Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под). | 1 |
43 | Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (из, за, перед). | 1 |
44 | Понимание простых предложений (показ, как ответное действие). | 1 |
45 | Называние простых предложений (эхолалии, собственная речь). | 1 |
46 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние собственного имени, имён членов семьи посредством напечатанного слова. | 1 |
47 | Называние имён учащихся класса, педагогов посредством напечатанного слова. | 1 |
Чтение и письмо – 21 час | ||
48 | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи. | 1 |
49 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена учащихся класса, педагогов. | 1 |
50 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
51 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
52 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
53 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
54 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
55 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
56 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука. | 1 |
57 | Имитация звуков, узнавание звучащего предмета по звуку. | 1 |
58 | Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. | 1 |
59 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, о, у, и (повторение). | 1 |
60 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы м, с, х, ш, л, н, т, п. | 1 |
61 | Графические действия с использованием элементов графем. Выкладывание из цветных полосок (счётных палочек и т.п.) буквенных знаков м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п. | 1 |
62 | Графические действия с использованием элементов графем: печатание (прописывание) буквенных знаков м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о. | 1 |
63 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о. | 1 |
64 | Узнавание изученного звука в слоге. | 1 |
65 | Соотнесение звука с буквой. | 1 |
66 | Называние буквы. | 1 |
67 | Узнавание изученного звука в слоге. | 1 |
68 | Соотнесение звука с буквой. Называние буквы. | 1 |
«Речь и альтернативная коммуникация» 6 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Коммуникация – 18 часов | ||
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. | 1 |
2 | Установление контакта с собеседником. Приветствие. Учёт эмоционального состояния собеседника. | 1 |
3 | Привлечение к себе внимания собеседника звуком, имитацией слова, словом. Выражение своих желаний звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
4 | Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом. Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
5 | Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом. | 1 |
6 | Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос. | 1 |
7 | Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия. | 1 |
8 | Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом, предложением. Поддержание диалога на заданную тему (поддержание зрительного контакта с собеседником). | 1 |
9 | Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге. | 1 |
10 | Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге. | 1 |
11 | Прощание с собеседником звуком (словом). | 1 |
12 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
13 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
14 | Выражение мимикой благодарности, своих желаний. Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
15 | Выражение мимикой приветствия (прощания). Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
16 | Выражение жестом согласия (несогласия), приветствия (прощания). Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
17 | Выражение жестом удовольствия (неудовольствия). Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
18 | Выражение жестом благодарности, своих желаний. Вступление в диалог всеми возможными средствами коммуникации. | 1 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 26 часов | ||
19 | Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов по теме семья: мама, папа, дядя, тётя, бабушка, дедушка, брат, сестра. Реагирование на собственное имя (фамилию). | 1 |
20 | Понимание (называние) близких по значению слов учитель, воспитатель, имена и отчества педагогов. | 1 |
21 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: посуда, мебель, бытовые приборы. | 1 |
22 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: одежда, обувь. | 1 |
23 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: игрушки, школьные принадлежности, спортивный инвентарь. | 1 |
24 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: продукты питания. | 1 |
25 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: овощи-фрукты. | 1 |
26 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: животные, птицы, насекомые. | 1 |
27 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: травы, цветы, деревья. | 1 |
28 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный, космический). | 1 |
29 | Понимание (называние) слов, обозначающих предметы и их признак по теме: дом, квартира. | 1 |
30 | Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: пить, есть, сидеть, стоять, бегать. играть, гулять, работать, лететь, приходить, уходить. | 1 |
31 | Понимание (называние) слов, обозначающих действие предмета: учиться, писать, рисовать, лепить, клеить, вырезать, изменять, спать, отдыхать. | 1 |
32 | Импрессивная (экспрессивная) речь. Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, страшно, нестрашно). | 1 |
33 | Понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояния (хорошо, плохо, весело, грустно, легко, нелегко). | 1 |
34 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (я, ты, он, она, мы, вы, они). | 1 |
35 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой, его, её, наш, ваш, их). | 1 |
36 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (вы, ваш). | 1 |
37 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (мы, наш). | 1 |
38 | Понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (они, их). | 1 |
39 | Понимание (называние) слов, обозначающих число, количество предметов (один-пять, второй…). | 1 |
40 | Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, над, из). | 1 |
41 | Понимание (называние) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (из-за, перед, к). | 1 |
42 | Понимание простых предложений (показ, как ответное действие). | 1 |
43 | Называние простых предложений (эхолалии, собственная речь). | 1 |
44 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние собственного имени, имён членов семьи, имён учащихся класса, педагогов посредством напечатанного слова. | 1 |
Чтение и письмо – 24 часа | ||
45 | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи. | 1 |
46 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена учащихся класса, педагогов. | 1 |
47 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
48 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
49 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
50 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
51 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
52 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
53 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
54 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета | 1 |
55 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета | 1 |
56 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука. | 1 |
57 | Имитация звуков, узнавание звучащего предмета по звуку. | 1 |
58 | Дифференциация неречевых звуков. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. | 1 |
59 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, о, у, и (повторение), ы, е. | 1 |
60 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы м, с, х, ш, л, н, т, п, к, з, в. | 1 |
61 | Печатание буквенных знаков м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, к, з, в, ы, е (с одновременным проговариванием). | 1 |
62 | Печатание (прописывание) буквенных знаков м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, ы, е (с одновременным проговариванием). | 1 |
63 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). | 1 |
64 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
65 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
66 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
67 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
68 | Узнавание (различение) образов графем (букв) м, с, х, ш, л, н, т, и, а, у, п, о, п, к, з, в, ы, е. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
«Речь и альтернативная коммуникация» 7 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Коммуникация - 14 часов | ||
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. | 1 |
2 | Использование звука как средства коммуникации. | 1 |
3 | Использование звукоподражания как средства коммуникации. | 1 |
4 | Использование звукового комплекса как средства коммуникации. | 1 |
5 | Использование слога как средства коммуникации. | 1 |
6 | Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним). | 1 |
7 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации. | 1 |
8 | Использование мимики как средства коммуникации. | 1 |
9 | Использование жеста как средства коммуникации. | 1 |
10 | Использование звучащего предмета как средства коммуникации. | 1 |
11 | Использование предметного символа как средства коммуникации. | 1 |
12 | Использование графического изображения как средства коммуникации. | 1 |
13 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 |
14 | Использование таблицы букв как средства коммуникации. | 1 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 30 часов | ||
15 | Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
16 | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
17 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
18 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 1 |
19 | Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | 1 |
20 | Называние собственного имени. | 1 |
21 | Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). | 1 |
22 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). | 1 |
23 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). | 1 |
24 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). | 1 |
25 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). | 1 |
26 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
27 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
28 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
29 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 1 |
30 | Называние (употребление) простых предложений. | 1 |
31 | Называние (употребление) простых предложений. | 1 |
32 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя. | 1 |
33 | Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). | 1 |
34 | Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). | 1 |
35 | Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). | 1 |
36 | Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). | 1 |
37 | Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,. обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 |
38 | Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
39 | Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
40 | Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
41 | Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 |
42 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. | 1 |
43 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. | 1 |
44 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. | 1 |
Чтение и письмо – 24 часа | ||
45 | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
46 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
47 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
48 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
49 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
50 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
51 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
52 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
53 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
54 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
55 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета. | 1 |
56 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
57 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. | 1 |
58 | Дифференциация речевых звуков. | 1 |
59 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е. | 1 |
60 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е. | 1 |
61 | Печатание буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е (с одновременным проговариванием). | 1 |
62 | Печатание (прописывание) буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е (с одновременным проговариванием). | 1 |
63 | Узнавание (различение) образов графем (букв) Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). | 1 |
64 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
65 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
66 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
67 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
68 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
«Речь и альтернативная коммуникация» 8 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Коммуникация – 14 часов | ||
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. | 1 |
2 | Использование звука как средства коммуникации. | 1 |
3 | Использование звукоподражания как средства коммуникации. | 1 |
4 | Использование звукового комплекса как средства коммуникации. | 1 |
5 | Использование слога как средства коммуникации. | 1 |
6 | Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним). | 1 |
7 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование взгляда как средства коммуникации. | 1 |
8 | Использование мимики как средства коммуникации. | 1 |
9 | Использование жеста как средства коммуникации. | 1 |
10 | Использование звучащего предмета как средства коммуникации. | 1 |
11 | Использование предметного символа как средства коммуникации. | 1 |
12 | Использование графического изображения как средства коммуникации. | 1 |
13 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 |
14 | Использование таблицы букв как средства коммуникации. | 1 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 30 часов | ||
15 | Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
16 | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
17 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
18 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 1 |
19 | Понимание простых предложений. | 1 |
20 | Понимание сложных предложений. | 1 |
21 | Экспрессивная речь. Называние собственного имени. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). | 1 |
22 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
23 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
24 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
25 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 1 |
26 | Называние (употребление) простых предложений. | 1 |
27 | Называние (употребление) сложных предложений. | 1 |
28 | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 |
29 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | 1 |
30 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | 1 |
31 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 |
32 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). | 1 |
33 | Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). | 1 |
34 | Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,. обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 |
35 | Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 1 |
36 | Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 |
37 | Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.). | 1 |
38 | Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 |
39 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. | 1 |
40 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. | 1 |
41 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. | 1 |
42 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений | 1 |
43 | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений | 1 |
44 | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений | 1 |
Чтение и письмо - 24 часа | ||
45 | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
46 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
47 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
48 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
49 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
50 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
51 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
52 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
53 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
54 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
55 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета. | 1 |
56 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
57 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. | 1 |
58 | Дифференциация речевых звуков. | 1 |
59 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч | 1 |
60 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч | 1 |
61 | Печатание буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч (с одновременным проговариванием). | 1 |
62 | Печатание (прописывание) буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч одновременным проговариванием). | 1 |
63 | Узнавание (различение) образов графем (букв) а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). | 1 |
64 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
65 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
66 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
67 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
68 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
«Речь и альтернативная коммуникация» 9 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Коммуникация – 14 часов | ||
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. | 1 |
2 | Использование звукоподражания, звукового комплекса, слога как средства коммуникации. | 1 |
3 | Использование слова как средства коммуникации. | 1 |
4 | Использование слова как средства коммуникации. | 1 |
5 | Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним). | 1 |
6 | Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним). | 1 |
7 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Использование звучащего предмета как средства коммуникации. | 1 |
8 | Использование предметного символа как средства коммуникации. | 1 |
9 | Использование графического изображения как средства коммуникации. | 1 |
10 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 |
11 | Использование таблицы букв как средства коммуникации. | 1 |
12 | Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации. | 1 |
13 | Использование коммуникатора как средства коммуникации. | 1 |
14 | Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации. | 1 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 30 часов | ||
15 | Импрессивная речь. Понимание простых предложений. | 1 |
16 | Понимание сложных предложений. | 1 |
17 | Понимание сложных предложений. | 1 |
18 | Понимание содержания текста. | 1 |
19 | Понимание содержания текста. | 1 |
20 | Экспрессивная речь. Называние (употребление) простых предложений. | 1 |
21 | Называние (употребление) сложных предложений. | 1 |
22 | Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 |
23 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | 1 |
24 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | 1 |
25 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 |
26 | Рассказ о прошедших (планируемых) событиях. | 1 |
27 | Рассказ о себе. | 1 |
28 | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). | 1 |
29 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 |
30 | Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 |
31 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. | 1 |
32 | Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений. | 1 |
33 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. | 1 |
34 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений. | 1 |
35 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. | 1 |
36 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений. | 1 |
37 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений | 1 |
38 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений | 1 |
39 | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений | 1 |
40 | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений | 1 |
41 | Составление рассказа о себе с использованием графических изображений | 1 |
42 | Составление рассказа о себе с использованием графических изображений | 1 |
43 | Написание предложения. С использованием графического символа (изображения). | 1 |
44 | Написание предложения. С использованием графического символа (изображения). | 1 |
Чтение и письмо- 24 часа | ||
45 | Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
46 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
47 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
48 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
49 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
50 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
51 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
52 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
53 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак действия, состояния | 1 |
54 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
55 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признак предмета. | 1 |
56 | Печатание изученных слов, запоминание целостных образов слов. | 1 |
57 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. | 1 |
58 | Дифференциация речевых звуков. | 1 |
59 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. | 1 |
60 | Узнавание (различение) образов графем (букв). Буквы а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. | 1 |
61 | Печатание буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ (с одновременным проговариванием). | 1 |
62 | Печатание (прописывание) буквенных знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ (с одновременным проговариванием). | 1 |
63 | Узнавание (различение) образов графем (букв) а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). | 1 |
64 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
65 | Узнавание (различение) образов графем (букв) а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
66 | Узнавание (различение) образов графем (букв) знаков а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, ш, и, п, т, к, з, р, й, ж, б, е, г, д, ь, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Составление слогов, коротких слов (сильные учащиеся). Чтение (называние) слогов, слов. | 1 |
67 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
68 | Запись своего имени, фамилии. | 1 |
30