Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Русская Масленица

Русская Масленица

Информация для учителей начальной школы, который можно использовать как дополнительную информацию на уроках литературного чтения, окружающего мира и уроках изобразительного искусства. Через информацию ученики узнают о старинном русском празднике "Масленица".

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МОБУ «СОШ с. Малиново»

«РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА»

(дополнительная информация к уроку)

«Школа России», 1 класс, окружающий мир

Раздел: «Что и кто?»

Тема: «Что мы знаем о народах России?»

Учитель:

Казанцева Ирина Фёдоровна

(первая квалификационная категория)

с. Малиново, 2024

Введение

Древняя основа многих масленичных обрядов и обычаев связана с народной земледельческой культурой, для которой было очень важно отметить переломный момент в состоянии погоды. Однако эти обряды и обычаи претерпели существенные изменения в течение веков под воздействием христианских взглядов на мир и на место человека в нем. В.М. Межуев, М.С. Каган, В. Паперный и другие в своих исследованиях подчеркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом. Но старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании.

Масленица – самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека.

Русская Масленица. Традиции и обычаи

Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

С субботы предшествующей недели начинали праздновать «малую Масленку». Ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?». Кто отвечал: «Нет», того били лаптями.

В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.

Праздник завершался сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим весельем: катанием на лошадях, с гор, на льду, пиршеством, в центре которого были блины – символ возврата к людям солнца и вместе с тем – поминальная трапеза по отжившей свое Зиме.

Блины пекли в каждом доме. Хозяйки начинали печь блины с понедельника. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина ставила опару, выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!

Первый блин клали на слуховое окошко для душ умерших родителей со словами: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!». Часто первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших.

Порядок проведения Масленицы обозначался в названии дней масленой недели, которая была переполнена праздничными делами. Обрядовые и внеобрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. За каждым днем Масленицы были закреплены определенные действия, правила поведения, которые совершались в атмосфере предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник – встреча.

Делали куклу – Масленицу. В старину каждый приносил что-нибудь для наряда масленичной куклы. Масленицу наряжали, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Везут Масленицу на нескольких связанных санках или больших санях, в которые может быть запряжен не настоящий, а масленичный «конь» (его изображают два человека, покрытые рогожной попоной с хвостом из пеньковых веревок, с головой, сшитой из рогожи и украшенной гривой и уздечкой: голову держит на палке первый из наряженных «конем», он поворачивает голову, громко «ржет», оба ряженых пританцовывают при этом ногами, бьют копытами).

Стража расчищает в толпе путь для потешного шествия. Воевода приглашает всех проводить Масленицу на праздничную площадь (главную площадь праздника), где состоится прощание с зимой».

Вторник – заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины.

Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. Играли в традиционные игры: «Горелки», «В кубарь», «В бабушку Пыхтеиху», «Золото хоронить», «Курилка», «Столбы».

Среда – лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Много ели в Масленицу все – и дети, и взрослые. Ведь потом наступали семь недель великого поста – так что наедались в масленицу как бы «впрок».

Четверг – разгуляй, широкий, разгульный четверток.

В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Считали, что долгое катание с гор необходимо, чтобы способствовать росту долгого, длинного льна – растения, одевавшего всю крестьянскую семью от мала до велика.

Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, загадывали загадки.

Пятница – тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота – золовкины посиделки.

Смысл золовкиных посиделок – чествование молодоженов и общение между собой двух породнившихся семей, двух родов, давших начало, корень новой, молодой семье. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого находились в ссоре. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье – прощеный день.

Это были проводы Масленицы. Ее усаживали на передние сани санного поезда, который разъезжал по всем улицам. Впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды. Вечером, после всех гуляний и забав, выходил народ из своих дворов. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями.

Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай.

Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. По людским представлениям, в соломе содержалась буйная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе.

В прощеное воскресенье прощение просили у всех: у родных, знакомых, незнакомых, тех, кого обидели, и тех, кого прощать было не за что, у тех, кого встречали на улице. Специально ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.

Заключение

Праздник Масленицы не утратил и до наших дней своей привлекательности. Этот старинный русский народный праздник всем своим строем, атрибутами, сюжетами обрядовых песен, символикой обычаев как будто помогает Солнцу, повернувшему на лето, одержать верх над Зимой – периодом холода и мрака. Это – не время бездумного веселья. Это время поминовения усопших. Это высокий и чистый обычай просить друг у друга прощенья за обиды. Это – последняя неделя перед Великим постом.

Используемая литература

Круглый год [Текст] // Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989.

Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России [Текст] / В.М. Григорьев. – М., 1994.

Игра «Не ошибись»

Я задаю вопрос, если утверждение верное, вы ставите (+), если утверждение неверное, пишите (-)

  1. Изготавливали куклу Масленицу для сжигания в субботу?

  2. Русскую Масленицу отмечали за семь недель до Пасхи?

  3. Блины на Масленицу пекли во вторник?

  4. Среда – день лакомки?

  5. *Кукла Масленица стояла до Пасхи?

ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ: + (правильный ответ); - (неверный ответ)

1

_

2

+

3

+

4

+

5

_

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Информация для учителей начальной школы, который можно использовать как дополнительную информацию на уроках литературного чтения, окружающего мира и уроках изобразительного искусства. Через информацию ученики узнают о старинном русском празднике "Масленица".
0 ₽