Актуальность.
В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.
Эта задача широко раскрывается в “Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года”, где одним из главных приоритетов считается “формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России”.
Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.
Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания.
В школе необходимо создать условия для воспитания у детей:
активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
способствовать развитию культуры межнационального общения;
формировать приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Цель фестиваля национальных культур: формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.
Задачи фестиваля:
- выявление талантливых детей, созданий условий для реализации их творческого потенциала;
- знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;
- способствовать развитию в детской среде ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.
В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.
При подготовке к фестивалю каждый класс (5-11) выбрал одну национальность, которая проживает на территории России. Провели исследовательские работы с целью познакомиться с бытом, традицией и национальным костюмом данного народа.
Сам фестиваль проходил 2 дня. Конкурсная программа фестиваля включает следующие номинации:
“Национальные традиции и обряды”
Участники конкурса представляют описание или демонстрируют национальные обряды, так же рассказывают традиции своего народа.
“Национальные игры”
Участники конкурса представляют национальные и народные игры, проводя их на участниках фестиваля.
“Национальный костюм”
Демонстрация национального костюма или его детали. Демонстрация сопровождается рассказом об истории, символике и способов изготовления данного изделия.
“Декоративно-прикладное творчество”
В конкурсной программе данной номинации принимают участие авторы творческих работ и хранители семейных реликвий (народная игрушка, вышивка, ткачество, лоскутное шитье, вязание, плетение, бисер, резьба по дереву, керамика и т. д.).
“Блюдо национальной кухни”
Участникам конкурса необходимо: представить приготовленные блюда, рассказать о национальных традициях, связанные с этими блюдами, красочно оформить рецепты представленных блюд.
“Национальные песни и танцы”
Участники конкурса исполняют национальные песни, произведения фольклора на национальном языке, демонстрируют национальные танцы.
Участники конкурса могут выбрать любую номинацию (допускается участие в нескольких номинациях). Продолжительность выступления участников не более 5 минут.
Победители (1-е, 2-е, 3-е места) в каждой номинации фестиваля награждаются почетными грамотами. По итогам фестиваля все участники награждаются благодарностями.
Полученный результат полностью соответствует поставленной цели. Приложение 1
Сценарий проведения фестиваля национальных культур
1 день
Слайд 1. Звучит гимн России
Слайд 2. Фестиваль открывает вокальный коллектив “Фантазия” песней “Ты живи, моя Россия”. Приложение 2
Слайд 3.
Ведущий 1:
Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.
Слайд 4. Видеоролик “Россия – многонациональное государство”
Слайд 5.
Ведущий 2: Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов
Ведущий 1:
Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды.
Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждый класс собирал информацию о культуре одного из выбранных им народов, проживающих на территории РФ.
Ведущий 2. Следующий этап нашего фестиваля – это представление собранного материала по шести номинациям.
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм
3. Национальные песни и танцы
4. Декоративно – прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
Ведущий 1: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.
Ведущий 2: Желаем удачи всем участникам фестиваля.
Выступление по классам (5-7) (ведущие дают краткую информацию о народе, а классы показывают свою заготовку в одной из номинации).
Слайд 6. Респу?блика Алта?й — столица Горно-Алтайск
Слайд 7. Чувашская республика – Столица Чебоксары
Слайд 8. Корейцы волею судьбы оказались оторваны от исторической Родины. Но, живя в России, они чтят свои обычаи и традиции.
Слайд 9. Республика Башкортостан – столица Уфа
Слайд 10. Жители России армянского происхождения. Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс.
Слайд 11. Северная Осетия (Алания) – столица Владикавказ
Слайд 12. Республика Татарстан – столица г. Казань
Слайд 13. Удмуртская республика , столица – Ижевск.
Слайд 14. Украинцы в России занимают 3-е место по численности их постоянного населения, фактически в России проживает более 5 млн украинцев.
Слайд 15.
Ведущий 1:
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Ведущий 2: Дорогие друзья, первый день нашего фестиваля подошел к концу.
2 день фестиваля.
Слайд 1. Гимн России
Слайд 2 Песня “Звезда Россия”, вокальный коллектив “Фантазия”. Приложение 3
Слайд 3.
Ведущий 1:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
Ведущий 2:
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - рубаху носит,
Другой - надел халат.
Ведущий 1:.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один - кумыс готовит,
Другой - готовит мёд.
Ведущий 2:
Одним милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!
Ведущий 1: Мы продолжаем фестиваль национальных культур.
Выступление по классам (8-11).
Слайд 4. Абхазия не входит в состав ни России, ни Грузии. Но подавляющее большинство абхазцев — 80-90 % — являются гражданами России и говорят на русском языке
Слайд 5. Согласно Конституции Республики, Бурятия — демократическое правовое государство. Входит в состав Сибирского федерального округа. Столица — город Улан-Удэ.
Слайд 6. Казаки не являются отдельным народом. Это представители сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 11 казачьих обществ, в частности:
1. Забайкальское казачье войско;
2. Терское казачье войско;
3. Всевеликое войско Донское;
4. Волжское казачье войско;
5. Центральное казачье войско;
6. Енисейское казачье войско;
7. Иркутское казачье войско;
8. Кубанское казачье войско;
9. Сибирское казачье войско;
10. Оренбургское казачье войско ;
11. Уссурийское казачье войско.
Слайд 7. НИВХИ, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части).
По данным переписи населения 2002 года в России живет 5 тысяч нивхов.
Говорят на изолированном нивхском языке.
Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.).
Слайд 8. Русские являются наиболее многочисленным народом в Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. №909 “Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации”, “межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности”
Слайд 9. Русские цыгане — одна из самых образованных национальностей в России с широким спектром профессий. Заметно отличились они в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.
Слайд 10. Чеченская республика – столица г. Грозный. Чеченцы знамениты политиками, деятелями культуры и искусства, спортсменами и религиозными деятелями.
Слайд 11. Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней.
Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего.
Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием предоставляем слово жюри в номинации:
1. Национальные традиции и обряды
2. Национальный костюм (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).
3. Национальные песни и танцы (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).
4. Декоративно-прикладное творчество
5. Национальная кухня
6. Национальные игры
Ведущий 2:
В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Вед. 1.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.
Ведущий 1: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!
Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что ... (вместе) Россия – наш общий дом!
Песня всех участников фестиваля “Мы - оркестр” Приложение 4
Внеклассное мероприятие «Фестиваль народов России».
(3 класс. «Планета знаний»).
Цели мероприятия:
-углублять и расширять знания детей о своей Родине; развивать толерантность;
-прививать чувство гордости за свое Отечество;
– формировать гражданскую позицию школьников, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов России.
– создать комплекс условий для развития творческих и интеллектуальных умений у обучающихся школы, сформировать лояльную позицию по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия.
– познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения.
– содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.
– формировать навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статусу и т.д.
Данная цель реализуется через задачи:
– заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы ни были (и внутренне, и внешне), объединяет нас то, что каждый из нас человек;
– активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащегося, побуждать их к выработке личного отношения к ним, осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностей, в осознании собственной ценностной ориентации;
– через развитие самосознания и самооценки ребенка развить самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей;
– формировать у обучающихся культуру сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышать коммуникативную культуры школьников;
– развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях, способствовать их разнообразному самовыражению.
- вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность.
Методы и формы работы:
Формы: 1. КТД
2. Малые группы
3. Массовая
Методы: 1. Деятельностный метод
2. Эвристическая беседа
3. Игры и игровые ситуации
4. Инсценирование
5. Метод сбора информации и мозговой штурм
6. Метод «проживания» определенной роли
7. Метод оценки
8. Метод создания моделей и проектов
Материалы и оборудование:
– техническое оборудование (компьютер, проектор, экран, музыкальный центр);
– контур карты России;
– приготовленные участниками костюмы, национальные блюда, эмблемы и рисунки, презентации и музыкальное сопровождение;
– материал для проведения игр: бумага, фломастеры, мешки для бега, мячи и т.д.;
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ.
1 Ведущий: Сегодня мы проводим фестиваль «В дружбе народов единство России». Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Наша школа распахнула двери для детей всех национальностей.
Ученик1: Я люблю тебя, Россия!
Я хочу, чтоб ты цвела!
Словно птица в небе синем,
Распахнувши два крыла,
Ты согрела полпланеты –
Сто народов! Сто племен!
Ученик 2: Мы – твои родные дети
Пусть синеет небосклон!
Ученик 3: Немцы, русские, башкиры,
И казахи и мордва,
Проживаем в добром мире
Как на дереве листва.
Ученик 4: И еще десятки разных
Наций, сел и городов!
Этот день – наш общий праздник!
Этот край – наш общий дом!
Давайте поприветствуем представителей разных народов, друзья.
(Выходят под музыку «Широка страна моя родная» дети в национальных костюмах – представители народов)
Ведущий1: Приветствуем представителей республики Северная Осетия.
Ведущий 2: Перед нами представители чеченского народа.
Ведущий 1: На наш фестиваль приехали гости из Татарстана.
Ведущий 2: Встречаем представителей республики Саха – якутский народ.
Ведущий 1: Приветствуем гостей из Башкирии.
Ведущий 2: Перед нами шествуют представители северных народов: чукчи и ненцы.
(Представители выстраиваются полукругом).
Ведущий: На нашем фестивале представлена лишь малая часть народов, проживающих в России. Сегодня мы начинаем более подробное знакомство с традициями, культурой, обычаями народов, представленных на фестивале, живших долгие столетия в дружбе, согласии и мире.
Ведущий: С этого момента считаем наш фестиваль открытым.
Песня «Моя Россия» (Георгий Струве)
1Ведущий: Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги. Звонкими голосами перекликаются сегодня Север и Юг, Восток и Запад: так много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих радостей у народов нашей обширной страны!
И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических сказаниях и легендах. И каждый народ делает это по-своему.
2 Ведущий: Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду-племени?
Многие наверняка могут сказать: «Мои предки принадлежат к древнему племени славян». Одно и таких племен называлось Росы, отсюда и пошло название Русь, а людей , живших на Руси, стали называть русскими.
(Выходят дети в русских национальных костюмах с караваем в руках.)
Дети: - Здравствуйте гости дорогие! С хлебом солью вас встречаем! Желаем мира, согласия!
Ведущий 1: Издавна первой заботой русских крестьян в их жизни был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время праздников и на свадьбах был хлеб – каравай. На нем лепили из теста важнейшие символы – плуг, мировое дерево.
Дети: Позвольте нам, представителям русского народа на правах хозяев фестиваля приветствовать всех гостей, прибывших к нам из разных уголков могучей, великой, необъятной страны – России!
(Звучит русская народная песня « Рады мы Вас видеть», дети угощают караваем присутствующих).
1 Ведущий : Русская история древняя и поучительная. За долгие века существования народная мудрость закрепилась в пословицах, загадках, печальных и веселых обрядовых песнях
Дети: Главным зимним праздником является праздник Нового года. После принятия христианства он совпадал с Рождеством и святками. В новогодние святки ходили по дворам с песнями – колядовали. Рядились в нечистую силу.
Страшные и в то же время смешные маски ряженых делали нечисть менее пугающей.
Дети: Самым веселым праздником можно считать празднование проводов зимы, который у русского народа называется в честь обрядового блюда – масляного блина. На масленицу катались с гор, гуляли, пировали.
Дети: ^ А мы масленицу повстречаем,
Маслом гору поливаем,
На широк двор зазываем,
Да блинами угощаем.
(Дети угощают всех блинами, ставят их на стол).
Дети: За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы, хитрые загадки, и целый кладезь мудрости- народные сказки. (Дети показывают кукольную сказку «Мужик и заяц»). Загадывают ЗАГАДКИ
Дети: А вот и еще одна загадка. Знаете ли вы, почему нашу праздничную одежду украшает вышивка? Считалось, что в праздник человек разговаривает с Богом, но и рубаха тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были написаны все просьбы человека к Богу. Повседневную одежду не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
Рассказ о традициях русской кухни.
Ведущий: Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа. И мы с вами, друзья, в своей жизни и труде должны уважать и почитать традиции наших отцов и дедов.
2 Ведущий: Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе, - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем чеченцы.
(Появляются дети в костюмах чеченского народа)
Дети: - Основное население нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии. (Дети прикалывают эмблему на карту России в то место, где проживает основное население чеченцев) - Мы называем себя «нохчи». Нас в России около 800 тысяч человек. Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем. Послушайте, как красивы наши мелодии. (Звучит музыка: чеченская народная музыка- видеоролик).
– Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева. – Как и на всем Кавказе – самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Он не имеет слов, в нем говорят движения.
- Наш народ чтит обычаи и традиции. Весной 22 марта мы отмечаем «Праздник весны». Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.
Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.
Танец
Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет. Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины.
-Мы приглашаем всех вас в гости. Приедете – угостим вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом и поиграем в народную игру «Бешк» - Утушка.
Ученик: Я сын твой, милая Чечня,
Ты всех дороже для меня.
Ты для меня - вторая мать,
Я жизнь готов тебе отдать.
1.Ведущий: Мы познакомились с народом России – чеченцами, а сейчас слово для выступления предоставляется представителям республики Татарстан. (Выходят дети в национальных костюмах татар.)
Дети: - На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска— на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. (Прикрепляются эмблемы на карту России)
ГЕРБ. Центральный образ нашего герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.
Приподнятая правая передняя лапа барса - это жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.
- Мы живем среди лесов, где много диких необжитых речек, бегущих по хвойным и лиственным чащам. Пихты, ели и березы то подходят к самым берегам, то отступают в глубину чащи. Столица Татарстана- Казань. Город расположен на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки.
Благодаря выгодному географическому расположению, Казань издавна была торговым посредником между Востоком и Западом..
- Наши национальные блюда – это петер – лепешки, шурпа -суп, чай, халва. Попробуйте наши угощенья. (Дети предлагают попробовать блюда участникам фестиваля, ставят их на стол).
- Наша национальная игра – «Тюбитейка». Попробуем поиграть в нее. (Проводится игра с участниками фестиваля.
- Мы очень любим музыку, танцы, песни, сказки А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» - празднике земледелия татар. Послушаем народную татарскую сказку « Про петуха».
- На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте. (Учащимся предлагается поучаствовать в играх: бег в мешках.)
1 Ведущий: Спасибо. А сейчас приглашаем представителей народа Северная Осетия. Щедрые, гостеприимные, почитающие стариков и родителей. Это жители Кавказа. (Выходят дети в национальных костюмах) Столица государства город Владикавказ. Он находится на юге России на берегах реки Терек у подножия Кавказских гор. Рассказ детей, танец, загадки
2 Ведущий: Величественные горные хребты и живописные холмы, обширные равнины, реки и озера, безграничные леса и безбрежные поля, луга и степи, богатые полезными ископаемыми недра земли, плодородные почвы, солнечное лето и снежная зима – все это Башкортостан!
1 ученик: Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия.
С березовый листок величиной
На глобусе страна не велика –
Размер обыкновенного листка.
2 ученик: А если в глубь веков заглянешь ты –
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они – история! Они ушли в века,
И подпись их –на скалах след клинка.
На гербе республики Башкортостан на фоне восходящего солнца изображён всадник на могучем коне. Богатырь поднял правую руку, призывая следовать за собой. Внизу на ленте написано только одно слово – Башкортостан. Все жители этой республики знают, что на гербе красуется не просто символический батыр. Это Салават Юлаев- легендарный национальный башкирский герой.
Ученик. Башкиры славятся своими преданиями и легендами. Одна из них о происхождении башкир.
В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.
С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».
2 Ученик. Башкирия уютно расположилась на склонах Южного Урала…. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1 Ведущий: Из всех народов, живущих в тайге и тундре, самая сильная и древняя культура – у якутов. На сцену приглашаем представителей якутского народа.
(Выходят дети в национальных якутских костюмах)
Якуты – многочисленный народ, населяющий обширные пространства Сибири по обоим берегам реки Лены.
Дети: Якуты – многочисленный народ, населяющий обширные пространства Сибири по обоим берегам реки Лены. Мы скотоводы и охотники. (Вывешивается эмблема на карту России)
Флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов с белым кругом на голубом фоне. Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы. Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов. Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха. Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса. Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".
Герб Якутии представляет собой круг, в центре которого помещено изображение древнего всадника со знаменем на фоне солнечного диска Центральная эмблема герба — древний всадник со знаменем. Три хвоста знамени символизируют единство племен, составляющих вместе один народ — курумчинцы. Знамя в целом подчеркивало силу и залог существования народа. Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов ограненного алмаза означают единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. На огромной территории республики расположено всего чуть более двух десятков городов и поселков городского типа. Среди них главным является столица Якутии. Это город Якутск, где живет 294 тысяч человек, большинство из которых принадлежат коренной национальности.
Дети: Наше древнее жилище – юрта. Как нередко бывает в русских былинах, в произведениях якутского народа – олонгхо – все сказочно огромно. Юрта, где рождается народный богатырь, величиной в тридцать комнат; у нее сорок стеклянных окон, подпирают ее восемьдесят лиственниц; у этой юрты медный пол, тройная серебряная крыша, тройные стены. Так плотно захлопывается дверь в юрте, что семьдесят человек не распахнут; так широки сени, что лошади рысью за целый день их не обежать. А входная дверь такая, что восемьдесят человек открыть не могут.
Внимательно слушают мастера олонгхосута якуты. И продолжает он рассказывать сказки.
(Инсценируется сказка «Бабушка Чачакан-Чачакан»)
Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит – прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лед, льдинки в сторону отвела и целое ведерко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведерки у бабушки красивые были – из бересты, с узорами по закраинкам. Взяла бабушка оба ведерка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. Пока бабушка охала, да вставать собиралась, подол-то у нее ко льду и примерз. Никак бабушке не подняться. Смотрит – кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает: - Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? - Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня черная туча закрыть может. Бабушка – к туче: - Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее? - Да, бабушка, у меня силы много, да только меня ветер унести может. Бабушка – к ветру: - Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее? - Да, бабушка, я очень силен, но мне гора может путь преградить. Глядит бабушка на каменную гору: - Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее? - Да, бабушка, я очень сильна, да только меня человек расколоть может. Бабушка – прохожему: - Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете? - Да, бабушка, я очень силен, да только я огня боюсь. Бабушка – к огню: - Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее? - Да, бабушка, я очень силен, да только меня вода залить может. Бабушка – к воде: - Вода, вода , не ты ли на свете всех сильнее? - Да, бабушка, я очень сильна, да только меня земля выпить может. Бабушка – к земле: - Земля, земля, не ты ли на свете всех сильнее? - Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех. Рассердилась бабушка: - Так отпусти ты мою юбку, чего ты ее держишь? Дернула она свое платье, а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, ведра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла.
Дети: Вот такие сказки рассказывают у нас в Якутии. Мы любим сказки, но еще мы любим играть. Мы предлагаем вам поиграть в национальную игру.
2 Ведущий: Кроме якутов, к малочисленным народам севера, относятся и ненцы. Это самый малонаселённый субъект Российской Федерации. Они тоже готовы представить рассказ о своем народе. (Рассказ детей).
Рассказ детей.
Стихотворение (Тоня, Рахила)
Здороваются на ненецком языке
Рассказ (Тоня, Степа):Нарьян-Мар- административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Город находится за полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.
Тохила –рассказ по мини выставке
Ученик: Обойди хоть всю планету,
Лучше наших танцев нету.
А вы гости не жалейте,
Да в ладоши громче бейте.
Ненецкий танец
Загадки
Игра «У оленя дом большой»
1.Ведущий: Еще в древности русские, якуты и эвены прозвали оленеводов чукчами. Само название говорит само за себя «чаучу» - богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. Послушаем рассказ об этом удивительном народе. (Рассказ детей).
2.Ведущий: Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей родины. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться и пытаться понять, чем живет твой друг, где его корни, какие традиции он чтит.
А еще говорят, что, когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что! И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей. И лучше всего – когда дружат дети.
Пусть каждый помнит, что Россия – наш общий дом!
1.Ученик: Татары мы и русские, грузины и карелы.
Мы черные и русые, мы смуглые и белые,
Мы школьники ровесники Хорошие друзья!
Живем в России вместе мы- у нас одна семья!
2.Ученик:. Наш праздник-фестиваль народов,
Сумел, нам кажется, сердца гостей согреть.
Все знают, что одной семьёй невзгоды
Сумеем мы всегда преодолеть.
3.Ученик: Цвети наш край! Живите в мире, люди!
Народы в дружбе пусть живут из века в век.
Давайте истину простую не забудем:
Достоин счастья каждый человек!
4.Ученик: С людьми, что в крае проживают тут,
Любые беды и ненастья мы осилим.
Всё это наша Родина, мой друг!
Великая, могучая Россия!
5.Ученик: Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.
6.Ученик: Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы России дети!
Ведущий: Ребята, давайте возьмемся за руки - это и будет символом единства и дружбы народов, а значит – могущества России. (Звучит песня на слова Рождественского «Я, ты, он, она»)
Я желаю всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! И приглашаю всех к нашему праздничному столу.