МБУК Чертковского района «МЦБ»
Межпоселенческая центральная детская библиотека Составитель Юдина С.В.
Главный закон нашей жизни
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? (Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина.)
Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну. Даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.
Почему же Человек заскучал? (Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
Ребята, а что же такое Родина? Родина – это…
Велика и прекрасна наша страна Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура все это наша Россия.
Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Вот она по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Прибавляет силы год от года,
Вся красуясь в славе молодой
И живут в содружестве народы
Под её державною звездой.
Наша страна – самая большая в мире. На территории России могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий. И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции. Знаете ли вы, какое называние нашей страны закреплено в Конституции? В статье 1 Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия и Российская Федерация.
А что такое права и обязанности гражданина, как они появились?
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, и у них появились вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? Для чего же нужны правила? Вспомните, как вы играете, например, в прятки. В игре существуют правила игры: один водит, отвернувшись, ждет, когда остальные спрячутся, а потом ищет. Подумайте, если никто из играющих не будет выполнять правила, что получится? Полная неразбериха! Так и для всех людей должны быть правила жизни. В древности никаких правил не было. Кто был сильнее, тот всегда оказывался прав: захотел и все забрал у слабого, и никто не поможет, если у слабого нет сильного защитника. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то и будет порядок на земле. А чтобы соблюдать законы, нужно, по крайней мере, знать их. Что же это такое – законы? (Ответы детей).
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но главный основной закон нашей страны это Конституция.
Итак, Конституция Российской Федерации (показывает брошюру) – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию.
Когда и как была принята Конституция России?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум, то есть всенародное голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.
Какие правила устанавливает наша Конституция?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя.
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
По Конституции нашей страны, мы все имеем право на жизнь, имеем право на образование, право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие. Какое, на данном этапе вашей жизни, для вас самое главное право и ваша главная обязанность? (Учёба). Право учиться в школе и получать образование – это важное право. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...». Как вы думаете, что должно сделать государство, чтобы обеспечить вам право на образование? (Ответы детей). Вы имеете право учиться в школе, получать бесплатное образование. В каждом городе есть школы, которые посещают все дети. А какие обязанности вытекают из этого права? (Ответы детей). Каждый гражданин обязан получить среднее образование.
А что значит: быть гражданином своей страны?
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино». Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их. Дети разбиваются на 2 группы, каждой раздаются карточки, на которых написано:
− Право на образование.
− Право на свободный труд, защита от безработицы.
− Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.
− Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.
− Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
− Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
− Право на жизнь.
Применение Конституции к сказкам.
А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает, царица зовет служанку).
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там, на съедение волкам!
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали? (Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность? (Хорошо учиться).
Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:
1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)
2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)
3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).
4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).
6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).
8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).
10.Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
11.Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
12.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро).
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Ребята, чтобы более подробно узнать о правах детей в нашей стране, предлагаю игру «Права детей». Игра «Права детей».
Ребята, эта игра заключается в следующем. Я начинаю предложение, а вам надо его продолжить, выбрав один из четырех вариантов ответа. Пример из игры: Продолжите высказывание:
В нашей стране детьми по закону считаются...
Только граждане, которым ещё не исполнилось 6 лет.
Только граждане, обучающиеся в школе
Только граждане, которым ещё нет 18 лет
Только граждане до 14 лет, у которых ещё нет паспорта (Правильный ответ выделен жирным шрифтом с подчеркиванием).
Ребята, а вы как пользуетесь своими правами – как отдыхаете, играете? (Ответы детей.)
Каждому можно заниматься творчеством. Что дает возможность реализовать право заниматься творчеством? (Музыкальные школы, Дома детского творчества.)
Право на охрану здоровья? (Поликлиники, больницы.)
Право на защиту от посягательства на жизнь, жилье? (Полиция, суд.)
А также каждый имеет право на пользование культурными учреждениями. Ребята, какие культурные учреждения вы можете посещать? (Библиотеки, музеи, цирки, театры, кинотеатры, Дворцы культуры.)
Знаете ли вы, что любой гражданин России, и взрослый, и ребенок, где бы он ни оказался – в своем родном городе, у бабушки в древне, в далекой Африке или даже на северном Полюсе, - находится под защитой своей страны и Президента? А Президент обязан всегда и везде заступаться за граждан России и выручать их из беды! В Конституции сказано, что Президент – глава нашего государства. Государство создано гражданами для того и только для того, чтобы защищать и охранять права своих граждан. Никаких других целей и задач у государства нет и быть не может. Поэтому, всё, что делает Президент, как глава государства, должно делаться для того и только для того, чтоб права и свободы граждан не нарушались. Если Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, то это для того, чтобы какие-нибудь враги не пришли к нам и не нарушили права и свободы мирных граждан. Если Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, то это потому, что ещё не наказанные преступники могут нарушить права и свободы честных граждан. В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. Одних только глаголов (сказуемых) отвечающих на вопрос «Что делает?» целых тридцать шесть штук.
А почему дети не могут участвовать в выборах Президента? Почему у нас нет такого права?
Вспомните, ребята: пока вы были совсем маленькими, вы ничего себе не выбирали. Какой шарфик купили родители – такой и носили. Какую игрушку дали – с той и играли. Но чем старше вы становитесь, тем чаще выбираете то, что нравится именно вам. И, наконец, когда вы станете совсем взрослыми гражданами, то получите право участвовать в главных выборах – выборах Президента.
Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже записаны в Конституции, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из нас есть права и обязанности. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
Какие же обязанности у школьника?
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы. Как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан? Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого – это ограничения твоих собственных прав и свобод. В Конституции сказано: «Каждый имеет право на жизнь». В Конституции сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Это значит, что никто никого не имеет права мучить и унижать.
Давайте вспомним пример из сказки про Незнайку. Незнайка имеет право заниматься творчеством, что он и делал – писал стихи, рисовал, играл на трубе. Но и остальные коротышки имеют право на отдых, поэтому нельзя нарушать общественный порядок, шуметь, мешать другим. И хотя когда Незнайка рисовал и стихи писал, никакого беспорядка не устраивал, но он забыл про право: «Никто не может умалять достоинство другого человека». Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его. А рисунки и стихи Незнайки были очень обидными для коротышек.
Ребята, сегодня мы познакомились с основным законом нашей страны - Конституцией, с некоторыми правами и обязанностями граждан России.
Принятие законов жизни класса.
Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.