Сценарий конкурса чтецов, посвящённый памяти А. С. Пушкина «Вся жизнь – один чудесный миг» |
Цель: популяризация творчества А. С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся, привлечение интереса к отечественной истории и литературе.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина;
- возрождение традиции звучащего слова;
- пробуждение интереса к чтению;
- воспитание литературного и художественного вкуса;
- воспитание культуры чтения;
- воспитание активной жизненной позиции;
- развитие навыков выступления перед аудиторией.
Ход мероприятия
Ведущий:
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена...
Пушкин! Поэт вошел в нашу жизнь как человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым, даже в самых трагических обстоятельствах. Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». Жизнь Пушкина коротка и бесконечна. Так много вместилось в эту недолгую жизнь, осененную высоким крылом поэзии, что вся она похожа на один чудесный миг, а каждый миг ее – на целую жизнь.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Я рада вас сегодня приветствовать на нашем конкурсе чтецов, посвященному памяти известного всем поэта –
А.С. Пушкина.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений поэта А.С. Пушкина. Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Поэт оставил нам изумительные стихи.
В один из февральских дней 1837 года, 8 февраля, на окраине Санкт – Петербурга в районе Черной речки состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина и Жоржа Дантеса в результате которой поэт был смертельно ранен. Со дня гибели Пушкина А.С. прошло уже 185 лет, но творчество его не забыто.
Сегодня, в день памяти А. С. Пушкина, мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений, отдаем дань уважения великому поэту, известному во всем мире.
Выступление ученицы 9 класса Котовой Виктории
Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта. Им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать. Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.
Пушкин прожил короткую жизнь—всего 37 лет. Но он много трудился и оставил нам поистине бесценное сокровище—свое творчество.
Ведущий: Неумолимо время мчится
На быстрой тройке почтовой
И век уже не повториться,
В котором Пушкин жил с женой.
Уже иное наше время:
И балов нет, и нрав другой
Но, как тогда, младое племя
Стремиться к Пушкину душой!
- А сейчас позвольте представить вам наше жюри, которое сегодня будет оценивать выступление наших чтецов.
Представление жюри.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем конкурс чтецов.
Давайте окунёмся в волшебный мир А. С. Пушкина, а поможет нам в этом ученица 6а класса Овчинникова Виолетта.
Она прочитает пролог к поэме «Руслан и Людмила», который был создан в Михайловском в 1824-1825гг., спустя 4 года после написания самой поэмы.
1.У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий: Пушкин был патриотом своей Родины. Он с изумительной поэтической силой и любовью рисовал картины родной природы, которую любил с детских лет. В стихотворениях А. С. Пушкина открывается неповторимая прелесть родной природы, поэт учит нас видеть её красоту, слышать её чарующие звуки. Давайте послушаем стихи наших конкурсантов о природе.
Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» читает ученик 6б класса Фазлиева Элиза
2.Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Ведущий:
Зима! Чудесная! Красота русской зимней природы вдохновляла многих талантливых людей. И Александр Сергеевич не был исключением.
Выступает ученик 5 класса
3. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Ведущий: Одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
Прочтёт нам его ученица 8б класса Торхова Регина
4. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня
Ведущий: Излюбленным временем года Пушкина была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…», - однажды написал поэт. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: находясь в изгнании в своём имении Болдино, он за короткое время написал около 40 произведений.
В стихотворении «Осень» Пушкин рассказал нам о своём восхищении с необычайной убедительностью и эмоциональностью.
- Прочтёт нам это стихотворение ученица 5 класса
5. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
Ведущий: Болдинской осени суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве.
Выступает ученица 8бклассаДульцева Диана
6.И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь;
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блестящим корытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день – и в камельке забытом
Огонь опять горит – то яркий свет лиет,
То тлеет медленно, - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И легкие на встречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Ведущий: Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году, которое стало своеобразным гимном летнему дождю.
Это стихотворение прочтёт нам ученица 8а класса Сафина Эвелина
7. Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Ведущий: Благодаря стихотворению «К Чаадаеву» за Александром Пушкиным закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества. Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления.
Стихотворение «К Чаадаеву» прочтёт ученица 8а класса Никифорова Аделина
8. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Ведущий: Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев.
Прочитает его ученица 8б класса Габтрахманова Элена
9. Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Ведущий: Самым лучшим другом в детстве поэта была няня Арина Родионовна Преданная, приветливая – настоящий друг. Ей он доверял свои сердечные тайны, жаловался на одиночество. Она разделяла с ним трудности изгнания. От неё, большой выдумщицы, узнавал он о старине. Няня Арина Родионовна постоянно в общении употребляла пословицы и поговорки. Знала много, говорила складно. Именно у неё будущий поэт получил первые уроки литературного мастерства.
Во время ссылки в Михайловском в 1825 г. Пушкин написал стихотворение «Зимний вечер». В этом стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение.
Прочтёт его ученица 6а класса Максимова Галина
10. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей
Ведущий: В октябре-ноябре 1826 года в Михайловском, после теплой трогательной встречи с няней Ариной Родионовной Яковлевой поэт написал ещё одно стихотворение «Няне», которое прочтёт ученик 5 класса Глинка Кирилл
11. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Ведущий: Пушкин любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня и бабушка. Он записывал их в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые мы все знаем. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения. Сказки предназначались автором для взрослых. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.
Вашему вниманию ученица 6б класса Савина Даша представит отрывок из «Сказки о царе Салтане…»
12. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь. Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Ведущий: Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.
Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться. Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет.
Стихотворение «И. Пущину» читает ученик 7 класса Коновалов Виктор
13. Мой первый друг, мой друг бесценный
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ведущий: Особое место в творчестве Пушкина занимает любовная лирика. Нельзя не прочитать стихи Александра Пушкина, которые он посвятил своей будущей супруге, первой красавице Москвы Наталье Гончаровой. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» написано летом 1829 года, после неудачного сватовства поэта. Понимая, что он может получить отказ, Пушкин передал свое предложение о браке родителям Натальи Гончаровой через своего друга, Федора Толстого-Американца, который был вхож в семью избранницы поэта. Получив весьма неопределенный ответ, больше похожий на отказ, который родители невесты аргументировали тем, что Наталья еще слишком молода для замужества (на тот момент ей было 16 лет), Пушкин решил отправиться в действующую армию на Кавказ. Но его друзья, не желая подвергать жизнь поэта опасности, все же уговорили Пушкина погостить несколько месяцев в Тифлисе, где и было создано короткое, чувственное и очень романтичное стихотворение «На холмах Грузии».
Прочтёт нам это стихотворение ученица 7 класса Арина Зиннурова
14. На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Ведущий: Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
О романе «Евгений Онегин» Пушкин писал: «это лучшее мое произведение». Александр Сергеевич работал над ним более 7 лет с огромным увлечением. Его главные герои - Татьяна Ларина и Евгений Онегин вошли в сердце каждого читателя.
Вашему вниманию представляется инсценировка чтения писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина в исполнении учащихся 9 класса – Усовой Карины и Товмач Ярослава.
Инсценировка
«Письмо Татьяны к Онегину»
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
«Письмо Онегина Татьяне»
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Ведущий: Итогом поэтической деятельности Александра Сергеевича Пушкина можно считать его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», которое было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина.
Прочтёт это стихотворение ученица 8а класса Целищева Екатерина
15. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Ведущий: А сейчас ученики 9 класса познакомят вас со стихами, написанными учащимися и учителями
16. Лысякова Тамара Николаевна (Трапезникова Люба)
Я пришла к поэту в гости…
Я пришла к поэту в гости
Рассказать, что с нами сталось,
Что в холодных наших душах
Мало доброты осталось,
Что не та у нас погода
И не те волнуют мысли…
Мира нет уже два года
И совсем терпенье вышло…
Но спасают нас порою
Поэтические строки
О волнующемся море.
О поэте и пророке,
О цыганах на просторе
И царевне, спящей в гробе,
О просёлочной дороге
И богатырях из моря.
В нас горит огонь желаний,
Он зовёт к любви и миру.
Искры пушкинских признаний
Не погаснут! Вечно живы!
Лысякова Тамара Николаевна
Его стихи – великий кладезь…
Ах, если б реки повернулись вспять,
И детство улетевшее вернулось,
Тогда б могли мы снова помечтать
О том, что не сбылось, не получилось…
И можно было б многих повстречать
Людей, с которыми мы разминулись,
И обо всём на свете рассказать,
Чтобы от счастья люди улыбнулись.
Тогда б могла я Пушкину сказать
О той любви великой и признанье
Которое обрёл он на земле,
Хоть часто был на ней всего изгнанник.
О том ему поведала бы я,
Что с детских лет мы Пушкина читаем,
И на закате дней своих всегда
Его стихи мы часто вспоминаем.
Они для нас – живительный родник,
Великий кладезь, сад благоуханный,
И каждый, кто хоть раз к нему приник,
Останется поэту благодарен.
17.Колесова Алина, ученица 5а класса «Люблю я Пушкина читать…» Вагизов Вадим
Люблю я Пушкина читать,
Хочу я многое узнать
Про Черномора и Балду,
Про утро зимнее в саду.
И про царевну, что в гробу
Так много лет спала,
Пока любовь её опять
Для жизни не спасла,
И королевич Елисей
За ней не прискакал
На сером волке средь лесов
И высоченных скал.
Люблю я Пушкина читать,
Учусь из книг всему,
И за науку я ему
Спасибо говорю.
18. Вычкин Дмитрий, ученик 5а класса «Любите Пушкина, друзья!»
Прочтёт стихотворение Муллазянов Вадим, ученик 9 класса
Любите Пушкина, друзья,
Великий он поэт!
Его стихов забыть нельзя,
Хоть им две сотни лет.
Читайте Пушкина стихи,
В них можно всё узнать:
Как жить и как и с кем дружить,
И что нам предпринять,
Чтобы счастливым каждый был
На свете человек,
Его стихи живут уже
Две сотни с лишним лет!
Ведущий: Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в мир его стихотворений.
Но у Пушкина, помимо стихов, очень много и других произведений: это и сказки, и роман, и поэма, и повести. И надеюсь, что я смогла хоть немного пробудить ваш интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Читайте Пушкина, друзья!!!
- А теперь слово нашему жюри для подведения итогов и награждения победителей.