Урок – праздник в 1 классе «Прощай, осень!»
Ход праздника.
1. Организационный момент.
Ведущий:
-Сегодня мы с вами дружно совершим увлекательное путешествие…А вот куда, догадайтесь сами
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… Летят… Летят…
Ведущий: Итак, ваши предположения, ребята…Верно, это…О-С-Е-Н-Ь !!!
Звучит красивая музыка.
Ведущий:Все времена года щедры. Осень, наверное, самая богатая: на яркие краски, щедрый урожай, но ещё и на наших именинников.
Ильюшин М,Васильченко К, Покатова Соня, Финашин , Голованов, Шлетков
На этом уроке, ребята, мы совершим путешествие в красивое время года – осень! Вспомним всё, что мы о ней знаем. А в конце праздника скажем ей прощальные слова…
- Художница – осень разводит кистью чудесные краски. Присядет наша художница на пенек и задумается, шелестя листьями, все ли раскрасила в своем тереме расписном? А где же она сама - художница?
Ведущий:Ребята, внимательнорассмотрите хозяюшку – осень…
Ведущий: Какая она осень? На кого похожа? (ответы детей)
В народе очень часто про осень говорят так…Прочитайте громко вслух по одному слову.
Грибная, неожиданная, богатая, золотая, ненастная, очаровательная.. Когда так говорят?
А какая сейчас осень на дворе стоит?
Подвести детей к понятиям «поздняя», «холодная».
3. Работа с презентацией
Ведущий: ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаём, что наступила осень? (ответы детей)
Ведущий: А теперь, давайте поиграем и ещё раз вспомним признаки осени!
4. Физкультминутка.
Игра «Да или нет»
Если ответ «да», то дети хором отвечают и хлопают в ладоши. Если ответ «нет», то хором отвечают и топают ногами.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
Куртки, шапки надевать?
Ведущий:
Как, Осень, была ты красива!
Запомнился нам листопад,
Осенние гроздья рябины
Огнем ярко-красным горят.
Прощаемся, Осень, с тобою.
Совсем уже рядом зима
Спасибо тебе за подарки,
За все, что ты, Осень, дала.
Ведущий: О каких подарках осени идёт речь?(ответы детей)
Чтобы поближе познакомиться с Дарами Осени и вспомнить всё об Осени –отправляемся в увлекательное путешествие….
6. Знакомство с маршрутом движения.
На доске висит плакат – маршрут движения.
Ведущий: В этом путешествии мы будем двигаться по станциям. И чтобы не заблудиться, нам будет помогать карта- помощница.
Ведущий: А чтобы было похоже на то, что мы с вами идём, перед каждой станцией мы будем вставать и, шагая, будем говорить такие слова:
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём…
Встали со стульчиков и проговорим эти слова…
Дети произносят данные слова.
7. Путешествие по станциям.
1 СТАНЦИЯ « Родные братья»
Ведущий: отгадайте, ребята, ребус, глядя на карту.
Здесь живут родные осенние братья:
СОН
Кто они? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Молодцы! Верно!
Сейчас осенние месяцы загадают ЗАГАДКИ и расскажут о себе….
Подготовленные ученики загадывают загадки. В руках картинки с изображением месяцев.
1 ученик:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл?
Дети: Сентябрь.
Надевается ученику ободок с названием месяца
2 ученик:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети: Октябрь.
Надевается ученику ободок с названием месяца
3 ученик:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
Льдом покрыты воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи?
Дети: Ноябрь
Надевается ученику ободок с названием месяца.
Ведущий : вот теперь мы их никогда не перепутаем. Верно, ребята?
олллллллььшшлВедущий:нам надо подойти к следующей станции…
Встали со своих стульчиков…
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём…
Ведущий:Предположите название 2 станции.
Где растут деревья?
2 СТАНЦИЯ «Лесная»
Ведущий : какие деревья вы знаете? (ответы детей)
- Какими красками красит осень листья? (ответы детей)
Учитель показывает крупных размеров вырезанные листья.
Конкурс 1 «Назови лист»
Ведущий: с какого дерева упал листочек? (ответы детей)
Лист осины, рябины, берёзы, клёна, дуба и вяза.
Первые половинки мелких листьев разбросаны на полу, а вторые - в руках у детей.
Конкурс 2 «Разгадай кроссворд»
Ведущий: повторяем наши попутные слова…
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём…
Ведущий: Догадайтесь, о названии 3 станции. Что это за предмет? Где можно встретиться с ним?(ответы детей)
Правильно, это пугало, которое стоит в огороде.
Что выращивает человек в огороде?(ответы детей)
3 СТАНЦИЯ « Овощная»
Ведущий:какие овощи растут в огороде?( ответы детей)
Игра «Что растет в огороде?».
Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
Викторина для именинников
Каким овощем в старину наказывали лодырей? (Горохом)
Каким фруктом отравили царевну из сказки Пушкина? (Яблоком)
Какой овощ напоминает космическую тарелку. (Патиссон)
Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
Ягода – великан. (Арбуз)
Родина помидора. (Америка)
Что вызвало бессонницу и принцессы. (Горошина)
Какой овощ содержит большое количество витаминов роста. (Морковь)
Чем стрелял барон Мюнхгаузен в оленя? (Косточкой вишни)
Не книжка, а с листочками? (Капуста)
Самая овощная сказка. (Чиполино)
Какой овощ на Руси называют вторым хлебом? (Картофель)
Во что превратилась карета Золушки? (Тыква)
Ведущий: Молодцы, ребята! Знаете, что растет в огороде.
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём….
4 СТАНЦИЯ «ГРИБНАЯ»
Ведущий:отгадайте загадку и узнаете название следующей станции.
Загадка.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят!
Что же это? (Гриб)
Ведущий: Грибная!!!
- О каких грибах вы слышали? (ответы детей)
- Какие грибы собирали сами? ( ответы детей)
Ведущий: давайте послушаем стихотворения о грибах.
Подготовленные ученики рассказывают. В руках картинки с изображением грибов.
Лисички
Золотистые лисички -
Любопытные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Масленок
Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, вырyчай!
Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину,
Не украсит он корзину...
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор!
Поганка
На полянке спозаранку
Повстречала я поганку
-Почему ты бледная?
-Потому что вредная.
Подберезовик
Подберезовик,
Подберезовик,
Ловко спрятался
Под березою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.
Подосиновик
Под осинкой у ворот
Подосиновик растёт.
И горит, горит огнём
Шапка красная на нём!
Опёнок
На пенёк грибочек влез —
Маленький опёнок,
А на землю снова слезть —
Нет ещё силёнок.
Но пройдёт и день и два —
Вырастет грибочек
И завидев грибника —
Прыгнет в кузовочек…
Я — белый гриб! Я — царь грибов!
Бесценный дар грибных лесов!
Росту в дубраве и в бору,
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!
Шампиньон
У него везде грибницы —
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный шампиньон.
Показ рисунков грибов – двойников.
Ведущий:Ребята, оказываются в природе существуют грибы – двойники..
На какие съедобные грибы походят эти грибы? (ответы детей)
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что данные грибы – ложные грибы. Они походят на съедобные, но у них есть существенные отличия: ложные лисички намного ярче по окраске, ложные маслята имеют не коричневый цвет шляпки, у ложных опят есть юбочки, а у ложных шампиньонов имеются жёлтые желчные пятна…
На полу находятся 2 корзинки и картинки со съедобными и несъедобными грибами.
КОНКУРС «Съедобное – несъедобное»
Ведущий : соберите съедобные грибы в 1 корзинку, а несъедобные положите около 2 корзинки.
-Почему мы не возьмём с собой грибы, лежащие около 2 корзинки? (ответы детей)
Ведущий: Ребята, произносим слова, которые помогают нам в пути …
Дружно, вместе мы пойдём и до станции дойдём….
Ведущий.Догадайтесь, о названии следующей станции.
В каких случаях человек произносит такие слова: «УРА!»?
Верно, во время какого – либо праздника..
5 СТАНЦИЯ « УРА!»
Ведущий : какие осенние праздники вы знаете?( ответы детей)
- Какой осенний праздник очень близок? (ответы детей)
ВЕДУЩИЙ : итак, ребята, наш праздник подходит к завершению. Мы очень рады были приходу очаровательной Осени. Но наступило время сказать прощальные слова : «Прощай, осень!!!»
Дети дружно произносят эти слова.
Ведущий :
Прощай, красавица Осень!
Здравствуй, волшебница Зима!
Белый гриб
Подберезовик
Подосиновик
Опёнок
Лисички
Масленок
Трюфель
белый
Козляк
Волнушка
Рыжик
Дождевик
Белая поганка
Зеленушка
Мухомор
Паутинник
Ложные опята
Трутовик