Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Сценарий праздника
«Широкая Масленица»
Составил:
педагог-организатор
Костоломова Карина Олеговна
г. Выкса
2023 г
Форма проведения: праздничная программа
Место проведения: игровая площадка МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»
Цель: приобщение к русским народным традициям
Задачи:
•создать условия для активного участия детей в празднике;
•воспитывать в детях уважительное отношение к народным традициям, чувство взаимопомощи и коллективизма, дисциплинированности и взаимопомощи;
•развивать интерес к традиционным народным играм
Участники: все желающие дети из объединений
Возраст участников: 7-13 лет
Оборудование: микрофон, компьютер, звуковая аппаратура
Действующие лица: ведущие в русско-народном стиле, педагоги – организаторы игр.
Реквизит: чучело Масленицы, костюм для ведущих; деревянные расписанные петухи и блины, буквы, канат, 2 зимние «ватрушки», пара валенок, 4 мешка (набитые бумагой), обруч, деревянные рыбки и самодельные удочки, 4 ходули (деревянные бруски с петлями), матрешки для фотозоны, палка, мешок для сбора тканевых лент.
Методические рекомендации на момент подготовки и проведения мероприятия
Обязательное соблюдение правил поведения и техники безопасности на празднике и техники пожарной безопасности при сжигании чучела.
Мероприятие рекомендуется проводить на улице, но возможны изменения в ходе проведения праздника в связи с неблагоприятными погодными условиями. Тогда праздник можно начинать в актовом зале расформировав площадки для игр внутри помещения. Так же возможно сокращение числа площадок или их частичная замена по необходимости. Для взаимодействия с залом можно подготовить загадки по теме.
Для хороводной игры, ведущей требуется помощник, который стоя в центре хоровода, будет показывать движения игры.
Перед началом мероприятия, по мере прихода детей, повязать ленты на запястье, чередуя цвета по очереди. Таким образом, все участники будут разделены на 6 команд.
Если праздник начинается в помещении, то после проведения игр все участники одеваются и выходят на дворовую площадку для участия в сжигании чучела Масленицы. Ведущая завершает праздник на улице предлагая детям и взрослым завязать узелки на ленточках, и положив их в мешочек, сжечь вместе с чучелом. (Обряд избавления от всех обид и невзгод)
В завершение праздника все угощаются блинами.
Этапы мероприятия | Сценарий | Музыка, примечания |
Маланья: Здравствуйте, гости долгожданные! Марфа: Званые, желанные! Маланья: сегодня мы Масленицу отмечаем, зиму провожаем, весну встречаем! А что это за праздник? Масленица – это шумные проводы зимы и встреча теплой весны. Хозяйки обязательно пекут блины. Празднуется он целую неделю. В понедельник - «встреча», во вторник - «заигрыш», В среду - «лакомка», в четверг- «разгуляй», Марфа: Пятница - «тёщины вечера», «тёщины вечёрки», Суббота - «золовкины посиделки», «проводы», Воскресенье - «прощёный день». Маланья: А встречать Масленицу принято песнями и танцами всем вместе, дружно! Давайте-ка и мы с вами возьмемся за руки покрепче и сделаем полукруг. Я встану с одной стороны полукруга и вместе с моим соседом мы поднимем руки сделав ворота. Марфа: а я встану с другой стороны полукруга и поведу весь наш хоровод в ворота. Главное нам с вами в игре не расцепиться! Игра «Иголочка». Ведущие по очереди проводят хоровод в ворота друг к другу. Маланья: а теперь наш хоровод будет закручиваться вокруг меня, мы по-прежнему держимся крепко. Игра «Клубочек». Хоровод закручивается в «улитку». Марфа: а сейчас мы все поднимаем руки над головой, не расцепляя их, и Маланья проходит между поднятыми руками, тем самым распутывая наш клубочек. Игра «Распутать клубок» Маланья: В масленичную неделю принято было петь частушки. Кто готов спеть частушки? Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя. И девчонки, и мальчишки Мы возьмем на горку санки — Чипсы не хотим мы больше, Уплетать блины сегодня Напечет блинов бабуля, Есть блины мы не устанем — Маланья: Как весело и задорно у нас получилось! Все большие молодцы!А ну-ка девчонки и мальчишки, становитесь в хоровод! Вместе с вами поиграем в музыкальную игру. Хороводная игра «У Маланьи, у старушки» Все игроки берутся за руки и ведут хоровод. Ведущая читает слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей. Вот с такими ушами. Вот с такими носами. Вот с такими усами. С такой бородой. Ничего не ели, целый день сидели, на неё глядели, делали вот так…похлопать в ладоши, подпрыгнуть высоко, громко захохотать, попрыгать на одной ноге и т.д.» По ходу повествования, дети активно жестикулируют и показывают уши, носы, бороду, глаза и т.д. повторяя предложенные действия за помощником ведущей стоящем в центре хоровода. Марфа:Вот, какие все активные, весёлые! Немножко размялись, а теперь можно и в игры поиграть. Распределить детей на 6 групп по цветным ленточкам и пригласить их принять участие в праздничных забавах. Педагоги проводят каждый свою группу к месту игры. Марфа: Продолжаем мы программу Для гостей, друзей, для всех. Переходим к панораме Удивительных потех! На Руси была традиция: чем лучше, громче и задорней проводили масленичную неделю, тем быстрее наступала весна. И сейчас мы приглашаем всех присутствующих принять участие в весёлых масленичных забавах (описание станций и список ответственных в Приложении 1). Маланья: Каждая забава длится 5 минут и 1 мин. на переход. Переход будет озвучиваться вот так (звучит определённый звуковой сигнал, музыка). Будьте пожалуйста внимательны! А сейчас внимание, ребята! У каждого из вас на руке завязана ленточка. Посмотрите, пожалуйста, какого она цвета? Цвет вашей ленточки означает то, к какой команде вы принадлежите. Итак,
Дети по очереди кидают вначале один валенок на дальность, потом второй — на точность (стараются, чтобы валенки были на минимальном расстоянии друг от друга).
Ведущий поставит в круг палку, пока её держит, называет имя одного из присутствующих, например Маланья, отпускает палку и отходит. Задача Маланьи поймать палку, чтобы она не упала. Если участники не знают друг друга по именам, то можно рассчитаться по номерам. Тогда участникам нужно назвать цифру и отойти. Далее предлагается ребятам прочесть скороговорки 3 раза.
Всем участникам нужно разделиться по парам и построиться в ручеек. Впереди ручейка встает ведущий. Ребята вместе с ведущим говорят слова: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Смотри не воронь, Беги как огонь! На слове «огонь» последняя пара расцепляет руки и бежит с двух сторон от ручейка и, оббегая ручеек, должна схватиться за руки перед носом у ведущего. Задача ведущего - поймать одного участника пары, не оборачиваясь. Если ведущий справится, то встает со своей парой впереди ручейка, а участник, оставшийся без пары встанет на место ведущего. 2 вариант: ведущий встает лицом к ручейку и проходит через него, хватая за руку любого игрока; встает с ним в конце ручейка. Оставшийся без пары участник возвращается вперед и повторят все действия как ведущий заново. В конце, все, кто стоит в ручейке поворачиваются лицом друг к другу и расцепляют руки. Тот, кто у нас остался без пары, идет через ручеек, а остальные участники гладят и похлопывают его и говорят свои пожелания, будь то здоровье, счастье или любовь. Так же, участники, которые в парах, пожимают друг другу руки (можно сделать дружеское объятие с пожеланиями), снимают ленточку с запястья и складывают в мешочек ведущего, «отпуская» все обиды.
На снегу чертится круг (можно использовать обруч) – это будет условная прорубь. Игроки выстраиваются снаружи круга с удочками, в середине круга лежат деревянные рыбки. Нужно удочками зацепить брусок и вытащить за пределы круга.
На Масленицу мерились силушкой, проводились кулачные бои «стенка на стенку». Самые сильные в боях не участвовали, а наблюдали за соблюдением правил. На земле лежит бревно или стоит длинная невысокая скамейка. Двое игроков встают на бревно (лавочку) лицом друг к другу и пытаются сбить соперника мешком. Победитель тот, кто устоял на бревне.
На Руси обязательным было катание в лошадиных упряжках. Деревню объезжали вокруг по часовой стрелке, как бы помогая солнцу быстрее двигаться. Особое развлечение – катание на ледяных горках. Катались сразу целыми группами, сев на самодельные ледянки или салазки. Детей делят на две команды. Предлагается принять участие в эстафете. Предварительно первые участники садятся на ватрушку и по сигналу преодолевают дистанцию на скорость, перебирая ногами. Возвращаясь обратно, передают ватрушку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет эстафету. После прохождения последней, 6-ой игры-забавы, педагоги подводят детей к месту сжигания чучела Масленицы. Маланья: Есть обычай неплохой Прогонять вместе с Зимой Все невзгоды и печали, Всё плохое, что случалось. Все невзгоды и обиды завяжите в узелок И скорее их сложите в разноцветный мой мешок. Пусть сгорят печаль и гнев И исчезнет всё в огне! Марфа: Ты прости, коли чем тебя обидела. За собой вины не видела Маланья: в праздник каждый говорит: я прощаю! Бог простит! (Обнимаются) Марфа: Масленица весела, Зиму с улиц прогнала! Вместе встретим мы весну Солнце, радость, красоту! Маланья: Да и вы друзья, ребята Извинитесь перед братом Пред друзьями и родными Ну и всеми остальными Вас простят, и вы простите И весну скорее ждите! Просят прощенья и обнимаются. Маланья: а теперь пришло время и Масленицу проводить. Все вместе дружно скажем слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Гости праздника скандируют «Гори, гори ясно!» поджигается чучело Масленицы Маланья:Масленичный костёр зажигаю, Зиму холодную прогоняю! Всё плохое, что было за год Вместе с чучелом этим сжигаем! Марфа: Прощай Масленица, Прощай, голубушка! Маланья: Спасибо вам гости, что не забыли, Пришли, Масленицу проводили! Приглашаю весь народ На праздник к нам, на следующий год! Марфа: А сейчас, приглашаем всех отведать блинов праздничных. Угощайтесь, гости дорогие! Ешьте, с пылу с жару! Все блины румяны, да масленые! | Включаются записи русских народных мелодий или песен, а ведущие всех направляют к балаганам. Звучит народная музыка Звучит музыка для частушек Трек - частушки на масленицу минус |
Приложение 1
Станция«Прощай, валенок!»
Забаву проводят _______________________________________________________
Дети по очереди кидают вначале один валенок на дальность, потом второй — на точность (стараются, чтобы валенки были на минимальном расстоянии друг от друга).
Далее детей направляем на станцию «Скоростная ватрушка»
Станция «Скоростная ватрушка».
Забаву проводят _______________________________________________________
На Руси обязательным было катание в лошадиных упряжках. Деревню объезжали вокруг по часовой стрелке, как бы помогая солнцу быстрее двигаться.
Особое развлечение – катание на ледяных горках. Катались сразу целыми группами, сев на самодельные ледянки или салазки.
Детей делят на две команды. Предлагается принять участие в эстафете. Предварительно первые участники садятся на ватрушку и по сигналу преодолевают дистанцию на скорость, перебирая ногами. Возвращаясь обратно, передают ватрушку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет эстафету.
Далее детей направляем на станцию «Ходули»
Станция «Ходули».
Забаву проводят __________________________________________________________
Детей делят на две команды. Предлагается принять участие в эстафете. Предварительно первые участники надевают ходули и по сигналу преодолевают дистанцию на скорость. Возвращаясь обратно, передают лходули следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет эстафету.
Далее детей направляем на станцию «Бой мешками»
Станция «Бой мешками».
Забаву проводят ______________________________________________________
На Масленицу мерились силушкой, проводились кулачные бои «стенка на стенку». Самые сильные в боях не участвовали, а наблюдали за соблюдением правил.
На земле лежит бревно или стоит длинная невысокая скамейка. Двое игроков встают на бревно (лавочку) лицом друг к другу и пытаются сбить соперника мешком. Победитель тот, кто устоял на бревне.
Далее детей направляем на станцию «Веселая рыбалка»
Станция «Веселая рыбалка».
Забаву проводят ___________________________________________________
На снегу чертится круг (можно использовать обруч) – это будет условная прорубь. Игроки выстраиваются снаружи круга с удочками, в середине круга лежат деревянные рыбки. Нужно удочками зацепить брусок и вытащить за пределы круга.
Далее детей направляем на станцию «Поймай палку»
Станция «Поймай палку».
Забаву проводят __________________________________________________________
Ведущий ставит в круг палку, пока её держит, называет имя одного из присутствующих, например Маланья, отпускает палку и отходит. Задача Маланьи поймать палку, чтобы она не упала. Поймав палку, Маланья становится ведущим и называет следующее имя. Если палку не поймали, то первоначальный ведущий вновь называет имя другого ребенка.
Если участники не знают друг друга по именам, то можно рассчитаться по номерам. Тогда участникам нужно назвать цифру и отойти.
Если остается время, ребятам предлагается прочесть скороговорки 3 раза.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Волки pыщут - пищу ищут.
Вставай, Архип, петух охрип.
Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa.
Далее детей направляем на станцию «Ручеек»
Станция«Ручеек».
Забаву проводят ______________________________________________________
1 вариант: Всем участникам нужно разделиться по парам и построиться в ручеек. Впереди ручейка встает ведущий. Ребята вместе с ведущим говорят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Смотри не воронь,
Беги как огонь!
На слове «огонь» последняя пара расцепляет руки и бежит с двух сторон от ручейка и оббегая ручеек должна схватиться за руки перед носом у ведущего. Задача Ведущего поймать одного участника пары, не оборачиваясь. Если ведущий справится, то встает со своей парой впереди ручейка, а участник, оставшийся без пары, встанет на место ведущего.
2 вариант: ведущий встает лицом к ручейку и проходит через него, хватая за руку любого игрока; встает с ним в паре в конце ручейка. Оставшийся без пары участник возвращается в начало и повторят все действия как ведущий заново.
В конце, все, кто стоит в ручейке поворачиваются лицом друг к другу и расцепляют руки. Тот, кто у нас остался без пары, идет через ручеек, а остальные участники гладят и похлопывают его и говорят свои пожелания, будь то здоровье, счастье или любовь. Так же, участники, которые в парах, пожимают друг другу руки (можно сделать дружеское объятие с пожеланиями), снимают ленточку с запястья, завязывают узелок все обиды и невзгоды, складывают в мешочек ведущего.
Далее детей направляем на станцию «Прощай, валенок!»
СКОРОСТНАЯ ВАТРУШКА |
СКОРОСТНАЯ ВАТРУШКА |
ХОДУЛИ |
ХОДУЛИ |
ПОЙМАЙ ПАЛКУ |
ПОЙМАЙ ПАЛКУ |
ПРОЩАЙ ВАЛЕНОК |
ПРОЩАЙ ВАЛЕНОК |
РУЧЕЁК |
РУЧЕЁК |
БОЙ МЕШКАМИ |
БОЙ МЕШКАМИ |
ВЕСЕЛАЯ РЫБАЛКА |
ВЕСЕЛАЯ РЫБАЛКА |