Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит дополнительный образовательный кружок “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Для успешного проведения занятий в программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Цель и задачи
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место кружка «Секреты русского языка» в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год), во 2 классе
Содержание программы
Один год обучения, 34 часа
Наша речь и наш язык – 2 часа;
Текст – 3часа;
Предложение и словосочетание – 1 час;
Слово и его значение –2 часов;
Состав слова – 1 час;
Фонетика и графика – 10 часов;
Орфоэпия – 6 часа;
Орфография – 3 часа.
Морфология- 6 часов
Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Планируемые результаты
2-й класс
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Тема урока. | Всего часов | Дата план | Дата факт | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Как возникла наша письменность? | 1 | 1 | |||
2 | Как обходились без письма? | 1 | 1 | |||
3 | Древние письмена. | 1 | 1 | |||
4 | «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? | 1 | 1 | |||
5 | Родной язык! Он с детства мне знаком. | 1 | 1 | |||
6 | Меня зовут Фонема. | 1 | 1 | |||
7 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | 1 | |||
8 | «Ошибкоопасные» места. | 1 | 1 | |||
9 | Тайны фонемы. | 1 | 1 | |||
10 | «Фонемы повелевают буквами». | 1 | 1 | |||
11 | Опасные согласные. | 1 | 1 | |||
12 | На сцене гласные. | 1 | 1 | |||
13 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | 1 | |||
14 | Ваши старые знакомые. | 1 | 1 | |||
15 | Правила о непроизносимых согласных. | 1 | 1 | |||
16 | Занимательная орфография. | 1 | 1 | |||
17 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | 1 | |||
18 | Строительная работа морфем. | 1 | 1 | |||
19 | Где же хранятся слова? | 1 | 1 | |||
20 | Поговорим о всех приставках сразу. | 1 | 1 | |||
21 | Слова – родственники. | 1 | 1 | |||
22 | Кто командует корнями? | 1 | 1 |
23 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | 1 | |||
24 | «Пересаженные» корни. | 1 | 1 | |||
25 | Занимательная морфология. | 1 | 1 | |||
26 | Из истории происхождения русских фамилий. | 1 | 1 | |||
27 | Словари- наши друзья и помощники. | 1 | 1 | |||
28 | Устаревшие слова. | 1 | 1 | |||
29 | Слова XX века. | 1 | 1 | |||
30 | Крылатые выражения в русской речи. | 1 | 1 | |||
31 | Волшебные слова нашей речи. | 1 | 1 | |||
32 | Что такое культура речи? | 1 | 1 | 1 | ||
33 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 1 | |||
34 | Язык- зеркало нашей души. | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. |
Информационно-коммуникативные средства:
• Персональный компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Интерактивная доска.
Интернент – ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
Обеспечение программы методическими видами продукции
• наглядные пособия;
• традиционные предметы домашнего обихода;
• национальные костюмы;
• фото, аудио, видеоматериалы;
• словари русского языка;
• энциклопедии.
• таблицы правил орфограмм;
• карточки чистописания.
Формы аттестации (контроля)
Главным результатом реализации программы является талантливость, способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Для отслеживания результатов реализации программы не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть:
– участие в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах и фестивалях;
– театрализованные представления;
– подготовка и защита проектных работ;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование