Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Система работы со слабоуспевающими обучающимися в общеобразовательной школе

Система работы со слабоуспевающими обучающимися в общеобразовательной школе

Материал о системе работы со слабоуспевающими обучающимися в общеобразовательной школе. В нём представлены: - возможные причины и характер проявления неуспеваемости; - основные направления и принципы работы со слабоуспевающими обучающимися.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Система работы со слабоуспевающими обучающимися»

Учитель математики Сергеева Е.В.

Хабаровск 2023

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Таблица 1. Причины и характер проявления неуспеваемости.

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

  • обстоятельства жизни ребенка в семье;

  • взаимоотношения с окружающими взрослыми.

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

  • неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Основные направления работы со слабоуспевающими обучающимися:

  • работа в рамках урока(дифференцированние заданий, посильные индивидуальные задания);

  • индивидуальная работа во внеурочное время(группы продленного дня, формы индивидуальных консультаций);

  • работа в период каникул(сочетание форм отдыха и учебы, специальные отряды для слабоуспевающих детей);

  • работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации).

Основные принципы работы со слабоуспевающимиобучающимися:

  • развитие памяти, внимания и усидчивости;

  • формирование положительной мотивации;

  • развитие метапредметных умений и навыков.

Таблица 2. Основные способы определения проблем обучения у обучающихся.

Способ

Что определяет

Наблюдение

Наблюдая за деятельностью ученика на уроке, при устном или письменном ответе, при самостоятельной или групповой работе, даже при его общении с одноклассниками, можно узнать необходимую информацию о затруднениях данного ученика:

  • Пытается ли ученик отвечать на устный вопрос или молчит;

  • Пользуется ли подсказками, пытается ли списать при письменном ответе;

  • Обращается ли за помощью к одноклассникам;

  • Меняется ли настроение учащегося до вызова к доске или после;

  • Какова реакция ученика на оценку «2» и «5»; и т.д.

Диагностика

Это более детальное изучение психологических особенностей ученика. Диагностика позволяет более точно узнать о проблемах в обучении у конкретного ученика. Например, для диагностирования учебных умений можно использовать Диагностику уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (автор М. Ступницкая).

Анализ письменных работ учащегося

Проверяя письменные работы, можно выяснить не только в каких темах существуют пробелы знаний, но и психологические особенности ученика по почерку и манере оформления работы.

Беседы с родителями

Родители могут рассказать о том, как ученик готовит домашнее задание, готовит ли вообще, сам или с чьей-то помощью, сколько времени он делает уроки, сам ли собирает портфель и т.п. Эта информация позволит учителю дать рекомендации для улучшения качества подготовки ученика к урокам.

Для успешности обучения слабоуспевающих учащихся необходимо:

  • создавать благоприятную атмосферу на уроке;

  • разрабатывать индивидуальные посильные задания;

  • систематически, поэтапно разъяснять деятельность ученика на уроке;

  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные маршруты;

  • вовлекать в деятельность на каждом уроке;

  • систематически проверять домашнее задание;

  • систематически работать с родителями.

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на несколько этапов.

Таблица 3. Система работы с неуспевающими обучающимися.

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

План работы со слабоуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7. Составление индивидуального образовательного маршрута по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть (по определенной теме)

В течение учебного года.

 8. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Для работы со слабоуспевающими детьми необходимо применение элементов«технологии компенсирующего обучения».

  1. обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  2. адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  3. одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  4. использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

  5. формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  6. взаимообучение, диалогические методики;

  7. дополнительные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

А также технологию группового обучения:

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

  • приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

  • улучшение академической успеваемости;

  • воспитание самоуважения;

  • укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

  • убеждение учащиеся  в ценности взаимопомощи.

На уроках математики я использую принципы многократного повторения и наглядности для работы со слабоуспевающими детьми. Принцип многократного повторения позволяет отработать со слабоуспевающими учащимися умения и навыки выполнения заданий определённого вида. Это очень важно для подготовки к ОГЭ. Принцип наглядности помогает при формировании образного мышления на уроках геометрии. При работе со слабоуспевающими учениками очень эффективна индивидуальная работа, работа по образцу, поэтому при разработке дидактического материала для коррекции знаний составляю специальные карточки. Каждая карточка состоит из трёх частей: инструкция (формулировка правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал о системе работы со слабоуспевающими обучающимися в общеобразовательной школе. В нём представлены: - возможные причины и характер проявления неуспеваемости; - основные направления и принципы работы со слабоуспевающими обучающимися.
0 ₽