Актуальность: Проявление коррупции является очень волнующим вопросом для нашей страны и с каждым годом коррупция принимает всё больший оборот. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста.
В моем классе появился клуб родителей «Наедине о важном». Данная форма интересна тем, что родители сами могут инициировать встречи в клубе, демонстрировать опыт общения.
Направление деятельности клуба «Наедине о важном» - практико-действенные мероприятия (демонстрация положительного опыта детей, общее творчество, досуг).
Вместе с родителями организовали и разработали план - сценарий воспитательного мероприятия «Сказочные герои и коррупция»,изготовили атрибуты к сказкам, прочитали еще раз сказки. В доступной форме объяснили «коррупцию». Созданный клуб позволяет родителям ребенка с ОВЗ на практике преодолевать барьер недоверия к школе.
Опыт показывает, что в результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Совместное занятие (родителей и детей) направлено на усвоение элементарных понятий и явлений коррупции (в игровой форме), её сути, причины, через использование коррекционных, игровых и театральных технологий.
«Сказочные герои и коррупция»
Не все в мире ценится деньгами
Цель
Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия; обозначить для детей ценностные ориентиры общества, в котором мы живём; настроить детей на активную жизненную позицию.
Задачи:
- ознакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;
- поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;
- учить находить коррупцию в русских народных сказках.
Формирование УУД:
Личностные:
развитие негативного отношения школьников к проявлениям коррупции в жизни общества.
Регулятивные:
учитывать обозначенные учителем ориентиры действия в заданном материале.
Познавательные:
проводить сравнения между материалом, который предлагает учитель, и собственным опытом.
Коммуникативные:
правильно принимать мнения и позицию своих одноклассников и учителя.
Участники внеклассного мероприятия: педагог, родители, учащиеся 3–4 классов.
Реквизиты: клубок ниток, презентация, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки,
Время проведения: 40 мин
Форма: беседа, инсценировка сказки.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
II. Сообщение цели.
III. Вводная беседа. (В игровой форме)
IV. Основная часть.
V. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались нашей дружной компанией, чтобы поговорить о важном, без чего мы не сможем существовать и развиваться в правильном направлении. Это «ОБЩЕНИЕ». Знаете что это такое?
Дети отвечают. (Взаимодействие 2-х и более людей. Совместный труд, учение, коллективная игра…)
- Ребята, давайте встанем все в кружок. У меня в руке клубочек. Он не простой. Он волшебный. Он может объединить людей всего мира. Сделать их друзьями.
- Хотите проверить?
- Я сейчас этот клубочек передам соседу и скажу ему, что-нибудь хорошее. И каждый, у кого в руках он окажется, тоже будет передавать его своему соседу, и говорить о нём что-нибудь хорошее. Договорились? А начну я слова «Здравствуй».
- Здравствуй, Настя, у тебя сегодня очень красивая прическа.
(Настя передает клубок следующему соседу и говорит приятные слова)
- Здравствуй, Дима, ты очень добрый.
Дети передают клубок по кругу. В итоге клубочек возвращается учителю.
Посмотрите, клубок вернулся ко мне. Значит, он прошёл по кругу. И у нас получился своеобразный круг общения. Ведь мы с вами сейчас общались и говорили добрые слова товарищу.
Вот сегодня в течение всего урока мы будем показать, как умеем общаться между собой, будем обсуждать ситуации. Поэтому урок у нас сегодня будет необычный. Начинаем?
II. Сообщение цели.
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень необычное занятие. Мы поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо?
-Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.
-Это уголовное преступление.
-По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
-А откуда появилась коррупция?
-Исторические корни восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения.
-А как вы думаете, каковы причины коррупции?
-Это жадность.
III. Вводная беседа. (В игровой форме)
Коррупция в сказках – это часть нашей встречи. Вы подумаете, что
эти темы совсем не связаны. Но сказка – ложь, да в ней намёк. Давайте
вспомним, чему учат сказки. В некоторых сказках, оказывается, осуждается коррупция.
Чтобы ответить на эти вопросы мы разберем несколько сказочных ситуаций, которые нам покажут родители и дети.
1.Инсценировка отрывка из сказки «Гуси-лебеди». (Встреча девочки с яблонькой).
Участвуют: мама – «яблонька» и девочка Маша.
Ведущий: Увидела Маша — стоит яблонька.
Маша:Яблонька,яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька:Съешь моего кисленького яблочка – скажу.
Маша: У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблонька ей ничего и не сказала.
Маша обращается с просьбой к яблоньке ей помочь - подсказать, вдруг, кто видел братца.
И что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не сделали.
А ведь девочка с бедой к ним обращалась.
Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей, пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу.
2. Инсценировка отрывка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Участвуют: «курочка» и мама – хозяюшка.
Ведущий: Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит.
Курочка: Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяюшка: Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, тогда, а я уж собью маслица.
Курочка бегала за помощью для петушка, а её отправляли от одного к другому
Она всем всё объясняла, что, мол, петушок подавился, задыхается, но её все отправляли: дай
маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова, дрова за топор, и т.д.
Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.
(Дети рассуждают и дают оценку этим 2 ситуациям из сказки)
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть.
IV. Основная часть
1.Учитель: сейчас я проверю правильность ваших действий.
Я бросаю вам клубок и говорю разные ситуации.
Дети ловят и выполняют действия.
(Если действие правильное, хлопают, если нет – топают)
-говорить правду
-обманывать людей,
-соблюдать права и обязанности,
-нарушать законы,
-соблюдать законы,
-быть всегда честным,
-брать взятки,
-совершать добрые поступки, дела,
-требовать или вымогать деньги, игрушки,
-воровать,
-честно зарабатывать деньги.
2.Учитель: Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Вспомним о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (ответы детей)
Что же есть зло? Это противоположное добру: это беда, несчастье, все плохое.
Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству
Чтобы ответить на эти вопросы мы разберем сказочную ситуацию.
(участвуют родители детей и дети)
3.Инсцинировка сказки «Ёлка» на новый лад.
Ведущий: Прибежал Снеговик в лес к Деду Морозу.
Снеговик: Скорее! Скорее! Помогите! Ёлку детям пришлите!
Дед Мороз: Не торопись, Снеговик, расскажи все по порядку.
Снеговик: Ойй! Эти меня слепили и за ёлкой отправили! Срочно её надо!
Дед Мороз: Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.
Снеговик: Что же тут думать, ёлочку руби и скорее в город отправь!
Дед Мороз: Вы знаете, Снеговик, во-первых, у меня нет времени в лес идти.
Во-вторых – нет саней. А, в - третьих – нет денег на ёлочные игрушки!
Снеговик: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Дед Мороз?
Дед Мороз: Можно! Подскажу! Привези мне целый короб мороженого «Пломбир», тогда я дам ёлочку и игрушки ваших детишкам.
Снеговик: Дед Мороз! Вы же добрый Дед Мороз! Где я возьму столько мороженого!
Дед Мороз: Ничего не знаю, или мороженое, или я ёлку вам не отдам!
Учитель: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Дед Мороз?
Дед Мороз не хочет отдать ёлку, пока ему не привезут мороженое. Вот это называется коррупция. Он поступает противозаконно.
Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование
передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами,
обманом со стороны вымогателей.
Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Вы согласны?
4.Учитель: Как известно, пословицы и поговорки – это средоточие народной мудрости.
Давайте, познакомимся с пословицами и объясним их. (Дети объясняют)
«У огня быть, да руки не согреть?»
«Возьми на калачи — только дело не волочи»
«Не подмажешь - не поедешь»
«Не ходи к воеводе с одним носом, ходи к нему с приносом»
Но много пословиц и другого характера: о чести, совести, о порядочности.
«Береги платье сынову, а честь смолоду»
«По заслугам и честь»
«Будь гол, да не вор, а беден, да честен»
«Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд»
V. Заключительная часть
Вывод: Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то
обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Чтобы не было коррупции, каждый должен заниматься своим делом, с учетом
собственных возможностей. С душой и совестью.
Завершить хочу словами З. Севруса «Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить».
Подходит к концу наше сегодняшнее занятие и прежде чем подвести итоги хочется сказать: «Любую проблему можно решить, если люди умеют общаться между собой, если они внимательны и добры друг к другу. Тогда наша жизнь будет намного легче и интереснее»!
- Вот посмотрите, какой клубочек волшебный. Он всех нас связал нитью дружбы и добра. Вы сегодня на уроке сказали много добрых слов друг другу и передавали частичку своей доброты и тепла. Вы помогли друзьям советами. Мы хотим вам пожелать: пусть ваш позитивный настрой останется на весь день.
ЛИТЕРАТУРА
Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями/ Этнопедагогический подход/- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании школьника/- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). М., 2009. - 184 с.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-russia№/russia№-dictio№aryEfremova-term-38116.htm (дата обращения: 14.07.2011)
Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование6 Методические рекомендации. - Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. - 92 с.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008
8