Игра "Словари – наши друзья и помощники".
Внеурочное занятие для 5-7 классов.
Цель :расширить знания школьников о словарях и научить использовать их в работе.
Задачи:
показать многообразие словарей и назначение каждого,
закрепить навыки работы со справочной литературой.
Ход игры
Разнообразие словарей.
Узнать слова по определениям
Объяснить значения и происхождения слов
Составить определения
Объяснить значения фразеологизмов
Назвать омонимы
Учитель : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?
(Ответы учеников)Слайд 1
Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы, или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. Слайд 2
А есть словари, которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические. Слайд 3
А какие языковые словари знаете вы?
Есть “Орфографический словарь”(показ) он помогает нам правильно написать слово.
“Словарь ударений”(показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.
Есть словари “Толковые”(показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете : много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)
Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса, чай- эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть“Словарь иностранных слов”
Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” .Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”
Итак, мы начинаем наше путешествие в мир словарей. А для того чтобы наша игра была интересней, предлагаю разделиться на команды, всего 2 команды. В начале занятия учащимся предлагается выбрать жетон, на котором написан номер команды, дети объединяются по номерам, формируют две команды.( Приложение 1).
В ходе игры, ученики будут зарабатывать баллы за правильные ответы, побеждает та команда, которая набирает больше баллов.(Приложение 2)
Наша первая встреча с “Толковым словарем”. Задание следующее, я буду читать определения, а вы называете предмет:
Красящая жидкость для писания (чернила)
Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
Деревянная палочка со стержнем из углерода(Карандаш)
Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
Книга для обучения,по какому либо предмету(учебник)
Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)
Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл. Всего 12 баллов.
Учитель: С первым испытанием вы справились. Предлагаю продолжить наше путешествие. Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения, то получаете дополнительный балл.
1-я команда
“ Жил да был бутерброд с колбасою “
“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”
“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступеБаба-Яга”
2-я команда
“ Испек рассыпчатый пирог”
“Нужно выселить лягушку”
“ Улукоморья дуб зеленый ”
Ответы
1-я команда
Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)
Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское словоконфетакогда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство”(Барто “ Помощница”)
Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться(Александрова “ Кузька”)
2-я команда
Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)
Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе : лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)
Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)
Всего команда может заработать 6 баллов.
Учитель: Следующий этап нашей игры: Загадки. Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.
1-я команда
“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)
“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)
“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)
Каким словарем вам нужно воспользоваться, чтобы дать верное определение?
Ответы детей.
Компьютер-
Холодильник-
Магнитофон-
2-я команда
Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация )
И летит за океан
Информация! (Телефон)
“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)
“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
Телефон-
Телевизор-
Часы-
Всего каждая команда может заработать 6 баллов.
Учитель:Итак, мы с вами на следующем этапе нашей игры. “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения ? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы ? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с“Фразеологическим словарем”
Каждая команда получит по отрывку из рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение. (Приложение 3)
1-я команда
“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя отрадости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дняиз под носа.
2-я команда
“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше отгреха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл.И поделом сорока м : не надо было ворон считать”
За каждый фразеологизм учащиеся получают 1 балл и 1 балл за его объяснение.
Предварительные итоги.
Учитель: Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.
“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)
Учитель:. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы). Они называются омонимы.
И колючий зверек, и прическа (Ежик)
И монета и верхушка дерева (Крона)
И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
И фрукт и боксерская принадлежность(Груша)
Огромная змея и часть саней (Полоз)
И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)
Правильный ответ 1 балл.
Подведения итогов. Награждения.
Подсчитайте количество баллов, заработанных в ходе игры. Ученики считают баллы, выявляется победитель игры.
Рефлексия.Метод незаконченного предложения:
-Сегодня я узнал…
-Мне было интересно…
-Мне хотелось бы…
Литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль : Академия развития,1997-224с
Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96
1
Приложение 12
Приложение 2.
№п/п | Название этапа | Количество баллов |
1 | Толковый словарь | |
2 | Литературный | |
3 | Загадки | |
4 | Фразеологизмы | |
5 | Страна омонимов | |
6 | Всего баллов: |
Приложение 3.
1-я команда
“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.
2-я команда
“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорока м : не надо было ворон считать”