ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс:5
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;
воспитательные : воспитывать умение слушать другого; воспитывать уважение ко мнению одноклассников, самостоятельность.
Планируемые образовательные результаты
предметные:складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
метапредметные:
ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.
личностные:
проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;
Демонстрационный материал: карточки для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Ресурсы:
Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Структура и ход урока
Мотивация к учебной деятельности. Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.
Здравствуйте, ребята, давайте сегодня на уроке мы с вами вспомним замечательный мультфильм «38 попугаев», а еще вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. ( Слайд№1)
-В какой большой теме мы сейчас с вами работаем? (Десятичные дроби.)
-Что мы умеем делать с десятичными дробями?
(Записывать, сравнивать, округлять.)
2.Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности
1) Прочитайте дроби (Слайд №2)
4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51; 3,8 .
Задания:
1.1 Что можно выделить у каждой десятичной дроби? Ответ: целую часть, дробную часть.
1.2 Назовите:
- целую часть, дробную часть
- числа в порядке возрастания, если расставите правильно, то узнаете что Удав передал Мартышке. (Слайд№3)
2) (Слайд№4) Ребята, Мартышка записала на песке несколько пар десятичных дробей, между которыми поставила знак «больше» или «меньше». Но вот беда знаки стерлись. Помогите мартышке восстановить запись
3) (Слайд№5) Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет?
3.1. Собственная скорость теплохода 24 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
3.2. На полянке Мартышка ела бананы, к ней прилетел попугай и она его угостила бананами. Их было так много, что друзья не могли съесть фрукты целиком, а только надкусывали и разбрасывали. Мартышка оставила после себя 5,314 кг мусора, а Попугай на 2,35 кг меньше. Сколько кг оставил после себя Попугай? Сколько кг оставили они вместе?
-Почему возникли затруднения? (Не умеем складывать десятичные дроби)
-Так что нам нужно еще узнать, чтобы решить вторую задачу? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).
-Значит тема нашего урока… («Сложение и вычитание десятичных дробей».)(Слайд №6)
-Вот об этом мы сегодня и поговорим. Открыли тетради, записали число классная работа и тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться?
Цель урока открыть для себя правило, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные второй
3.Построение проекта выхода из затруднения.
Как вы думаете, какой теорией можно воспользоваться, чтобы вычесть десятичные дроби: а) 5,314-2,35
Есть несколько способов (Слайд №7)
А) Давайте переведем килограммы в граммы
5314-2350=2964
А если у нас будут не килограммы, а штуки как тогда быть
Б) (решим вычитанием смешанных чисел.) (Слайд №8)
Сначала переводим числа в смешанные, а затем вычитаем
5,314 – 2,35 =5 - 2
Знаменатели разные. Что делать?
- Уравнять число знаков после запятой и сложить
5,314 – 2,35 =5 - 2 =2 = 2,964
Точно такой же ответ можно получить, если вычитать эти числа столбиком: (Слайд №9)
- 5,314
2,35
2,964
- Как сложить десятичные дроби? (порядок выполнения действий такое же)(Слайд №10)
5,314 + 2,964 =5 + 2 =8 = 8,278
+ 5,314
2,964
8,278
А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей Для этого мы разделимся на группы. Вы получите блоки алгоритма, проанализируете их и расположите на столе в том порядке в каком считаете правильным , а затем сравните его с данным на слайде и в учебнике.
Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:
- уравнять в слагаемых количество цифр после запятой;
- написать слагаемые друг под другом так. чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого ;
-сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа ;
-)поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.
Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо
-уравнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой;
-записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого4
-произвести вычитание так, как вычитают натуральные числа;
-поставить в полученной разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом;
Откройте учебник на стр 221 и проверьте себя правильно ли вы его составили.
Рассмотрим пример применения этих правил ( Слайд № 11, 12)
Небольшое выступление об истории десятичных дробей (Слайд №13)
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики
«Арифметика, сиречь наука числительная».
4.Реализация построенного проекта.
1.Работают с учебником: решают №864
Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило.
5. Физкульминутка (Слайд№14)
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Упражнение началось:
Ноги вместе, руки врозь
Руки поднимем,
Потом разведем.
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем
6. Включение в систему знаний и повторение.
6.1. Мартышка придумала несколько примеров на сложение десятичных дробей, да только слоненок нечаянно затоптал запятые в них. .( Слайд №15)
Вот какие равенства у него получились:
а) 32 + 18 = 5 б) 3 + 108 = 4,08
в) 4,2 + 17 + 212
Исправьте примеры на правильные
Ответ: а) 3,2 + 1,8 = 5
б) 3 + 1,08 = 4,08
в) 4,2 + 17 = 21,2
6.2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( Слайд №16)
Отметить плюсиком верно выполненные задания.
7. Подведение итогов урока.
Какую цель ставили перед собой на уроке? ( вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться его применять.
-Смогли ли ее достичь? (Достигли).
Кто желает сформулировать правила? (Учащиеся формулируют правило)
7. РефлексияПритча. (Слайд 13)
Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
8. Информация о домашнем задании
Чтобы закрепить правило, у вас будет домашнее задание, которое состоит из небольшого теста, получить который можно, перейдя по QRкоду, Кроме того вам неоходимо найти периметр вашего рабочего стола в метрах.
9. Итоги урока
И так ребята вы видите, что новые знания, которые вы получили на уроке, помогли решить вам трудные задания. Желаю вам успехов в дальнейших познаниях. Помните, что «Учение свет, а не учение тьма».
Спасибо за урок