Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционное обучение
  3. Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО

Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО

0 подписчиков
Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО. Основной объем работы по формированию жизненных компетенций в коррекционной школе, до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки. Сейчас, в условиях реализации ФГОС, этот предмет заменён на предмет «Основы социальной жизни». Цели и задачи этих двух предметов совпадают - это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Даже программный материал остался почти такой же. Что же изменилось? Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» дополнено и обновлено с учётом современных требований жизни.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Коррекционное обучение

Категория

Коррекционное обучение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО

Каждый ребёнок когда-то становится взрослым. Вчерашний школьник должен уметь самостоятельно жить в нашем обществе.

Сейчас настал век информационных технологий, многое в нашей жизни модернизировано. Меняется жизнь, меняются требования к жизни, меняется содержание уроков в школе в соответствии с этими требованиями.

Поэтому социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время представляет собой очень актуальную проблему.

И не случайно, одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Основной объем работы по формированию жизненных компетенций в коррекционной школе, до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки. Сейчас, в условиях реализации ФГОС, этот предмет заменён на предмет «Основы социальной жизни».

Цели и задачи этих двух предметов совпадают - это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Даже программный материал остался почти такой же. Что же изменилось? Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» дополнено и обновлено с учётом современных требований жизни.

Предмет ОСЖ входит в обязательную часть образовательного процесса, раздел «Человек и общество». Занятия в 5 и 6 классах проходят раз в неделю, в 7 – 9 классах количество часов - 2 часа в неделю.

В своей работе я опираюсь на методическую разработку для 5-9 классов В.П. Субчевой. Учебные пособия, составленные этим автором, содержат достаточно большой объём материала, необходимого для изучения по программе. Но есть и некоторые недостатки в работе с данными печатными изданиями:

- не весь познавательный материал, необходимый для изучения предмета ОСЖ, в них содержится. Немного не в такой последовательности изучается материал по классам, как было при изучении социально-бытовой ориентировки. При подготовке к урокам приходится дополнительно отбирать нужный материал из огромного количества источников (пособия, книги, интернет-ресурсы).

- учебное пособие имеет недостаточно много иллюстраций к текстам. Иллюстрации чёрно-белые, иногда на них невозможно разглядеть мелкие детали. Это отрицательно сказывается на заинтересованности школьников в изучении данного предмета. Работа с такими книгами не привлекает детей с интеллектуальными нарушениями, они любят яркие, цветные, понятные для восприятия иллюстрации.

- мелкий шрифт в книгах. Практически в каждом классе есть обучающиеся, которые имеют проблемы со зрением. Приходится сканировать, увеличивать и распечатывать тексты для таких детей на листах с более крупным шрифтом.

Несмотря на имеющиеся недостатки, в настоящее время учебное пособие Субчевой В.П. считаю наиболее приближенным и удобным к использованию на уроках «Основ социальной жизни».

Кроме уроков ОСЖ в среднем звене нашей школы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, я провожу коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке. Такие коррекционно-развивающие занятия проводятся с группами обучающихся в начальном звене с 3 по 5 класс в соответствии с программой коррекционного развития и имеющимися нарушениями у детей, направлены на преодоление, компенсирование имеющихся трудностей в адаптации и социализации у данных детей.

В своём смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Занятия СБО проводятся у детей, имеющих множественные нарушения, когда наряду с недостатками интеллектуальной деятельности у детей имеются, например, нарушения слуха или зрения. Такие дети часто не могут наравне с одноклассниками овладевать умениями, необходимыми в быту и обществе. Поэтому коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке играют большую роль в социализации таких ребят из начального звена.

У нас в школе обучаются дети различных нозологий:

  • С нарушением слуха

  • С нарушением зрения

  • С УО (интеллектуальными нарушениями)

  • С ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

  • С ЗПР (задержкой психического развития)

  • С РАС (расстройством аутистического спектра)

  • С нарушением опорно-двигательного аппарата

  • С тяжёлыми и множественными нарушениями развития

И, конечно, нужен особый подход к каждой категории детей, у каждого из них свои особенности. Каждому из них нужно помочь овладеть навыками самообслуживания, приобрести знания, которые помогут в самостоятельной жизни.

Работа по социализации учащихся дает положительные результаты при соблюдении следующих принципов:

  • принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;

  • принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы с детьми,

  • диагностическая основа планирования,

  • взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.

Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения и навыки.

Детям с интеллектуальными нарушениями, обучающимся в коррекционной школе, как раз предмет ОСЖ помогает решать проблемы адаптации и социализации. Оба предмета, ОСЖ и СБО, направлены на социализацию обучающихся в быту и в обществе.

Темы, изучаемые в рамках этих курсов (предметов), схожи. Учащиеся на занятиях СБО знакомятся с личной гигиеной, учатся ухаживать за своим телом, знакомятся с правилами ухода за одеждой и обувью, изучают правила поведения, учатся соблюдать правила дорожного поведения, прибираться, готовить и др.

Бытовые моторные навыки у многих детей, имеющих интеллектуальные нарушения, далеко не идеальны. Дети, зачастую, не могут отрезать ровно кусок хлеба, не говоря уже о том, чтобы умело действовать ножом при чистке картофеля. Не умеют подметать, мыть пол. Испытывают трудности при вдевании нитки в иголку, выполнении швов при ремонте одежды.

Трудности пребывания в социуме также присущи нашим детям. Не все ученики с лёгкостью могут общаться с другими людьми. Им трудно обратиться с вопросом или просьбой к чужому человеку. У таких ребят возникают сложности при обращении к кому-либо, в том числе в какие-либо службы, даже по телефону (вызов врача, скорой помощи, пожарной службы, полиции).

Детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, у которых есть интеллектуальные нарушения, бывает сложно планировать свою работу, её последовательность. Существуют и другие сложности у детей с УО.

В нашей школе-интернате созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли обучаться «Основам социальной жизни». Оборудован кабинет с кухонной зоной. Есть мойка с подведённой к ней холодной и горячей водой, есть водонагреватель, имеется электрическая плита с духовкой, холодильник, шкафы для хранения методической литературы и наглядного материала.

В кабинете есть хозяйственный инвентарь, средства для уборки помещений, инструменты для выполнения различных ручных работ. В здании интерната оборудована комната для стирки. Там установлены стиральные машины-автоматы, ванна, имеются раковины и тазы для ручной стирки, есть корзины для белья, гладильная доска и утюг, натянуты верёвки для сушки белья.

На уроках ОСЖ учащиеся знакомятся с правилами поведения в обществе (в музее, театре, в транспорте, на улице, магазине и др. местах). Учатся стирать, гладить, знакомятся с бытовыми приборами, осуществляют ремонт одежды, учатся пришивать пуговицы, самостоятельно делать покупки в магазине, прибирать помещения и многое другое.

Особенно учащимся нравятся занятия по приготовлению пищи. Дети всегда с удовольствием идут на практические уроки, активно включаются в работу. Стимулирует то, что результат их деятельности можно не только увидеть и потрогать, но и попробовать в конце урока.

Кроме приготовления пищи, на данных занятиях есть возможность практически закрепить другие знания и навыки, формируемые на уроках ОСЖ. Ученики сервируют стол для приёма пищи (к завтраку, обеду, ужину), повторяют правила этикета, поведения за столом, осуществляют уборку кухонной зоны после приготовления пищи и моют посуду после приёма пищи.

Практические занятия позволяют закрепить теоретические знания, умение выстраивать алгоритм действий, осуществлять контроль за своей деятельностью.

Детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья бывает сложно планировать свою работу, её последовательность. Помогает в этом случае при работе опора на технологическую карту. Конечно, не все сразу могут работать с технологической картой. Этому нужно обучить ученика. Зато, в последствии, работа с опорой на технологическую карту помогает ребёнку при выполнении любых практических заданий.

Особенно нуждаются в уроках, направленных на социальную адаптацию дети, проживающие в интернате. Такие учащиеся живут по несколько недель и даже месяцев вне дома, на всём готовом. Их кормят в столовой, необходимую одежду они могут получать у кастелянши, помещения, где они живут и учатся, прибирают техслужащие.

В бытовом плане дети, находящиеся большую часть времени вне дома, отличаются от тех ребят, которые всё время проживают с родителями. Часто такие дети не умеют стирать свои вещи, гладить, пришивать пуговицы, не умеют делать покупки, готовить даже самые простые блюда. Поэтому уроки ОСЖ важны для этих ребят в первую очередь. Конечно, не всегда хватает времени на уроках ОСЖ для отработки бытовых умений, программного времени часто бывает недостаточно. Некоторым учащимся, в силу их особенностей, необходимо много раз выполнить какое-то действие, чтобы довести его до автоматизма. Условия интерната позволяют закреплять знания и умения, полученные на уроках, во второй половине дня. С детьми работают опытные воспитатели, которые берут на себя роль родителей, обучая детей бытовым навыкам. Вместе с детьми они проводят уборки в спальнях и классных комнатах, учат культуре поведения, учат владеть иглой, ножницами и многое другое, что изучается с детьми на уроках ОСЖ. Поэтому, мне, как учителю ОСЖ, важно постоянно поддерживать связь с другими учителями труда, педагогами, работающими с моими учениками. Это позволяет отслеживать, чему ребёнок научился, чему ещё необходимо обучить конкретного учащегося. Весь педагогический коллектив, а не только учитель ОСЖ, готовят детей к жизни в обществе, помогает им социализироваться.

К концу курса ОСЖ каждый выпускник школы-интерната должен быть способен самостоятельно обслуживать себя, вести домашнее хозяйство. Как правило, к выпуску дети, проживающие в интернате, бывают подготовлены к самостоятельной жизни и могут обслужить себя иногда лучше, чем дети, проживающие дома.

Мои ученики уже не первый год участвуют в конкурсе регионального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело», многие выпускники выбирают профессию повара при получения дальнейшего образования. Считаю, что немалую роль в этом сыграли уроки «Основ социальной жизни».

Конечно, не все дети с ограниченными возможностями здоровья способны стать абсолютно самостоятельными гражданами нашего общества. Многим из них во взрослой жизни потребуется направляющая помощь других людей. Но то, что данные уроки нужны и важны, я сказать могу точно.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО. Основной объем работы по формированию жизненных компетенций в коррекционной школе, до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки. Сейчас, в условиях реализации ФГОС, этот предмет заменён на предмет «Основы социальной жизни». Цели и задачи этих двух предметов совпадают - это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Даже программный материал остался почти такой же. Что же изменилось? Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» дополнено и обновлено с учётом современных требований жизни.
0 ₽