Социализация детей с ОВЗ на уроках ОСЖ и коррекционно-развивающих занятиях по СБО
Каждый ребёнок когда-то становится взрослым. Вчерашний школьник должен уметь самостоятельно жить в нашем обществе.
Сейчас настал век информационных технологий, многое в нашей жизни модернизировано. Меняется жизнь, меняются требования к жизни, меняется содержание уроков в школе в соответствии с этими требованиями.
Поэтому социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время представляет собой очень актуальную проблему.
И не случайно, одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
Основной объем работы по формированию жизненных компетенций в коррекционной школе, до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки. Сейчас, в условиях реализации ФГОС, этот предмет заменён на предмет «Основы социальной жизни».
Цели и задачи этих двух предметов совпадают - это подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Даже программный материал остался почти такой же. Что же изменилось? Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» дополнено и обновлено с учётом современных требований жизни.
Предмет ОСЖ входит в обязательную часть образовательного процесса, раздел «Человек и общество». Занятия в 5 и 6 классах проходят раз в неделю, в 7 – 9 классах количество часов - 2 часа в неделю.
В своей работе я опираюсь на методическую разработку для 5-9 классов В.П. Субчевой. Учебные пособия, составленные этим автором, содержат достаточно большой объём материала, необходимого для изучения по программе. Но есть и некоторые недостатки в работе с данными печатными изданиями:
- не весь познавательный материал, необходимый для изучения предмета ОСЖ, в них содержится. Немного не в такой последовательности изучается материал по классам, как было при изучении социально-бытовой ориентировки. При подготовке к урокам приходится дополнительно отбирать нужный материал из огромного количества источников (пособия, книги, интернет-ресурсы).
- учебное пособие имеет недостаточно много иллюстраций к текстам. Иллюстрации чёрно-белые, иногда на них невозможно разглядеть мелкие детали. Это отрицательно сказывается на заинтересованности школьников в изучении данного предмета. Работа с такими книгами не привлекает детей с интеллектуальными нарушениями, они любят яркие, цветные, понятные для восприятия иллюстрации.
- мелкий шрифт в книгах. Практически в каждом классе есть обучающиеся, которые имеют проблемы со зрением. Приходится сканировать, увеличивать и распечатывать тексты для таких детей на листах с более крупным шрифтом.
Несмотря на имеющиеся недостатки, в настоящее время учебное пособие Субчевой В.П. считаю наиболее приближенным и удобным к использованию на уроках «Основ социальной жизни».
Кроме уроков ОСЖ в среднем звене нашей школы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, я провожу коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке. Такие коррекционно-развивающие занятия проводятся с группами обучающихся в начальном звене с 3 по 5 класс в соответствии с программой коррекционного развития и имеющимися нарушениями у детей, направлены на преодоление, компенсирование имеющихся трудностей в адаптации и социализации у данных детей.
В своём смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Занятия СБО проводятся у детей, имеющих множественные нарушения, когда наряду с недостатками интеллектуальной деятельности у детей имеются, например, нарушения слуха или зрения. Такие дети часто не могут наравне с одноклассниками овладевать умениями, необходимыми в быту и обществе. Поэтому коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке играют большую роль в социализации таких ребят из начального звена.
У нас в школе обучаются дети различных нозологий:
С нарушением слуха
С нарушением зрения
С УО (интеллектуальными нарушениями)
С ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
С ЗПР (задержкой психического развития)
С РАС (расстройством аутистического спектра)
С нарушением опорно-двигательного аппарата
С тяжёлыми и множественными нарушениями развития
И, конечно, нужен особый подход к каждой категории детей, у каждого из них свои особенности. Каждому из них нужно помочь овладеть навыками самообслуживания, приобрести знания, которые помогут в самостоятельной жизни.
Работа по социализации учащихся дает положительные результаты при соблюдении следующих принципов:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы с детьми,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения и навыки.
Детям с интеллектуальными нарушениями, обучающимся в коррекционной школе, как раз предмет ОСЖ помогает решать проблемы адаптации и социализации. Оба предмета, ОСЖ и СБО, направлены на социализацию обучающихся в быту и в обществе.
Темы, изучаемые в рамках этих курсов (предметов), схожи. Учащиеся на занятиях СБО знакомятся с личной гигиеной, учатся ухаживать за своим телом, знакомятся с правилами ухода за одеждой и обувью, изучают правила поведения, учатся соблюдать правила дорожного поведения, прибираться, готовить и др.
Бытовые моторные навыки у многих детей, имеющих интеллектуальные нарушения, далеко не идеальны. Дети, зачастую, не могут отрезать ровно кусок хлеба, не говоря уже о том, чтобы умело действовать ножом при чистке картофеля. Не умеют подметать, мыть пол. Испытывают трудности при вдевании нитки в иголку, выполнении швов при ремонте одежды.
Трудности пребывания в социуме также присущи нашим детям. Не все ученики с лёгкостью могут общаться с другими людьми. Им трудно обратиться с вопросом или просьбой к чужому человеку. У таких ребят возникают сложности при обращении к кому-либо, в том числе в какие-либо службы, даже по телефону (вызов врача, скорой помощи, пожарной службы, полиции).
Детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, у которых есть интеллектуальные нарушения, бывает сложно планировать свою работу, её последовательность. Существуют и другие сложности у детей с УО.
В нашей школе-интернате созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли обучаться «Основам социальной жизни». Оборудован кабинет с кухонной зоной. Есть мойка с подведённой к ней холодной и горячей водой, есть водонагреватель, имеется электрическая плита с духовкой, холодильник, шкафы для хранения методической литературы и наглядного материала.
В кабинете есть хозяйственный инвентарь, средства для уборки помещений, инструменты для выполнения различных ручных работ. В здании интерната оборудована комната для стирки. Там установлены стиральные машины-автоматы, ванна, имеются раковины и тазы для ручной стирки, есть корзины для белья, гладильная доска и утюг, натянуты верёвки для сушки белья.
На уроках ОСЖ учащиеся знакомятся с правилами поведения в обществе (в музее, театре, в транспорте, на улице, магазине и др. местах). Учатся стирать, гладить, знакомятся с бытовыми приборами, осуществляют ремонт одежды, учатся пришивать пуговицы, самостоятельно делать покупки в магазине, прибирать помещения и многое другое.
Особенно учащимся нравятся занятия по приготовлению пищи. Дети всегда с удовольствием идут на практические уроки, активно включаются в работу. Стимулирует то, что результат их деятельности можно не только увидеть и потрогать, но и попробовать в конце урока.
Кроме приготовления пищи, на данных занятиях есть возможность практически закрепить другие знания и навыки, формируемые на уроках ОСЖ. Ученики сервируют стол для приёма пищи (к завтраку, обеду, ужину), повторяют правила этикета, поведения за столом, осуществляют уборку кухонной зоны после приготовления пищи и моют посуду после приёма пищи.
Практические занятия позволяют закрепить теоретические знания, умение выстраивать алгоритм действий, осуществлять контроль за своей деятельностью.
Детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья бывает сложно планировать свою работу, её последовательность. Помогает в этом случае при работе опора на технологическую карту. Конечно, не все сразу могут работать с технологической картой. Этому нужно обучить ученика. Зато, в последствии, работа с опорой на технологическую карту помогает ребёнку при выполнении любых практических заданий.
Особенно нуждаются в уроках, направленных на социальную адаптацию дети, проживающие в интернате. Такие учащиеся живут по несколько недель и даже месяцев вне дома, на всём готовом. Их кормят в столовой, необходимую одежду они могут получать у кастелянши, помещения, где они живут и учатся, прибирают техслужащие.
В бытовом плане дети, находящиеся большую часть времени вне дома, отличаются от тех ребят, которые всё время проживают с родителями. Часто такие дети не умеют стирать свои вещи, гладить, пришивать пуговицы, не умеют делать покупки, готовить даже самые простые блюда. Поэтому уроки ОСЖ важны для этих ребят в первую очередь. Конечно, не всегда хватает времени на уроках ОСЖ для отработки бытовых умений, программного времени часто бывает недостаточно. Некоторым учащимся, в силу их особенностей, необходимо много раз выполнить какое-то действие, чтобы довести его до автоматизма. Условия интерната позволяют закреплять знания и умения, полученные на уроках, во второй половине дня. С детьми работают опытные воспитатели, которые берут на себя роль родителей, обучая детей бытовым навыкам. Вместе с детьми они проводят уборки в спальнях и классных комнатах, учат культуре поведения, учат владеть иглой, ножницами и многое другое, что изучается с детьми на уроках ОСЖ. Поэтому, мне, как учителю ОСЖ, важно постоянно поддерживать связь с другими учителями труда, педагогами, работающими с моими учениками. Это позволяет отслеживать, чему ребёнок научился, чему ещё необходимо обучить конкретного учащегося. Весь педагогический коллектив, а не только учитель ОСЖ, готовят детей к жизни в обществе, помогает им социализироваться.
К концу курса ОСЖ каждый выпускник школы-интерната должен быть способен самостоятельно обслуживать себя, вести домашнее хозяйство. Как правило, к выпуску дети, проживающие в интернате, бывают подготовлены к самостоятельной жизни и могут обслужить себя иногда лучше, чем дети, проживающие дома.
Мои ученики уже не первый год участвуют в конкурсе регионального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс» по компетенции «Поварское дело», многие выпускники выбирают профессию повара при получения дальнейшего образования. Считаю, что немалую роль в этом сыграли уроки «Основ социальной жизни».
Конечно, не все дети с ограниченными возможностями здоровья способны стать абсолютно самостоятельными гражданами нашего общества. Многим из них во взрослой жизни потребуется направляющая помощь других людей. Но то, что данные уроки нужны и важны, я сказать могу точно.