Волянская Юлия Юрьевна,
кандидат филологических наук,
методист
СОДРУЖЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА
Альберт Эйнштейн
Содружество общеобразовательной организации, семьи и общественности является обязательным условием эффективности воспитания сознательного гражданина. Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте воспитания нравственности личности школьника остаётся одной из наиболее значимых и далеко не в полной мере решённой в системе современного образования.
Актуальные тенденции организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении неразрывно связаны с формированием воспитательной среды с единством требований и нравственных ориентиров всех участников воспитательного процесса. В то время как нынешние культурно-социальные и духовно-нравственные ориентиры требуют переоценки шаблонных установок с целью применения и реализации инновационных форм и методов работы в школе.
Стоит отметить, что преемственность поколений, которая запечатлевается в традициях определённого народа, непременно прослеживается и в рамках как отдельно взятого классного коллектива, так и образовательного учреждения в целом.
В МБОУ «Школа № 63 города Донецка» реализуется проект «Содружество общеобразовательной организации, семьи и общественности как обязательное условие эффективности воспитания сознательного гражданина».
Неоспорим тот факт, что семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако, в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.
Цель проекта:развивать взаимодействие общеобразовательной организации, семьи и общественности, способствовать формированию гармонично развитой личности в рамках реализации воспитательно-образовательного процесса; сохранять и преумножать традиции нашего народа, сформировавшиеся в социуме.
Задачи проекта сотрудничества «Семья – школа – общественность»:
Сделать школу, семью и общественность союзниками в воспитании детей.
Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход).
Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребёнка со стороны социума.
Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать и др.
Перечислимосновные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в системе работы образовательной организации:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик обучающихся и их семей.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса посредством индивидуальных, коллективных бесед, родительских собраний, а также с использованием социальных сетей и других способов взаимодействия.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей и многое другое.
Важная роль в реализации данного проекта отводится формированию сознательной гражданской позиции молодого поколения, созданию атмосферы взаимного сотрудничества, совместного времяпрепровождения. В данном контексте стоит отметить важность комплексного подхода во взаимодействии урочной, внеурочной и деятельности вне образовательного учреждения (Рис. 1).
Рисунок 1. Система формирования гражданского образования
Остановимся детальнее на презентации основных воспитательных мероприятий, реализуемых в школе. Традиционными для МБОУ «Школа № 63 г. Донецка» являются экскурсионные поездки в каникулярный период, празднование Дня защитника Отечества, 8 Марта, Нового года, проведение спортивных соревнований, участие в районных, городских, республиканских и международных конкурсах, соревнованиях агитбригад и творческих коллективов.
Немаловажно и четкое осознание возрастных и психологических особенностей различных возрастных категорий. В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие, основанное на уважении чувства взрослости и самостоятельности обучающихся на промежуточном этапе реализации проекта.
Формирование сознательности во время проведения Уроков Памяти, Уроков Мужества, мероприятий гражданско-патриотической направленности. Трепетное сохранение памяти поколений, инициирование проведения в школе ежегодного шествия бессмертного полка, мероприятий с участием ветеранов Великой Отечественной войны, детей войны. На постоянной основе осуществляется поддержка семей героев Великой Отечественной войны и их наследников.
Сбор материалов из семейных архивов учащихся для книги памяти «Не имеем права забыть» перерос в отдельный долгосрочный проект, результатом которого стало издание двух частей книги, в данный момент обучающимися, родителями и учителями производится поисковая операция «Ветеран живёт рядом» для подготовки материалов 3-ей части книги.
Яркая и разнообразная досуговая деятельность – залог успеха. Весёлые развлечения, совместное креативное творчество, активное участие в жизни класса и школы – это обязательные составляющие успешного взаимодействия в рамках концепции «семья – школа – общественность».
Изготовление поделок, стенгазет, плакатов и рисунков, развитие креативного и творческого потенциала – одна из важнейших задач и наших неизменных традиций. Хочется верить, что именно такие яркие моменты из школьной жизни запомнятся ребятам на всю жизнь.
С целью формирования благоприятного эмоционального интеллекта среди школьных традиций почётное место занимают игры на сплочение коллектива и доверие, совместное активное включение в ЗОЖ, участие во флешмобах, различных акциях и проектах вместе с родителями и учителями. Здесь уже учащиеся вносят предложения. Время не стоит на месте, современные подростки интересуются гаджетами, Интернет-ресурсами. Не часто, но очень уместно, дозированно, такие мероприятия несомненно становятся инновационной школьной традицией.
Важнейшей составляющей общей стратегии развития школьного коллектива является верная поддержка со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Регулярное проведение собраний, родительских лекториев и даже совместных выступлений, чаепитий с целью приближения к главной образовательной цели – подготовить ребёнка ко благочестивой, успешной, взрослой и самостоятельной жизни, чтобы сделать ребят способными развиваться дальше уже без помощи учителя и родителей.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». В данном направлении мы чётко убеждены, что важны такие критерии:
Систематическое и своевременное информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся, направленная на участие в конкурсах, формирование основных духовно-нравственных ориентиров.
Информирование родителей о ходе и о результатах воспитания, обучения детей и под.
В завершении предлагаем вашему вниманиюинструментарий мониторинговых исследований качества воспитательного процесса в школе в целом и каждого отдельно взятого обучающегося:
Для изучения личности обучающегося в школе используются такие методики:
Тестовая диагностика личностного роста обучающегося.
Индивидуальное диагностическое собеседование.
Мониторинг социализации личности.
Тест «Размышляем о жизненном опыте».
Изучение взаимоотношений в детском коллективе:
Анкетирование в рамках методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».
Диагностика воспитанности посредством наблюдения за поведением обучающихся на основании анализа межличностных взаимоотношений с одноклассниками, со старшеклассниками, с родителями.
С целью определения успешности взаимодействия с семьёй и социумом используются:
Социометрия.
Анонимное анкетирование среди обучающихся и родителей и др.
Прогнозируемые результаты реализации предложенного проекта:в результате четкого выполнения всех намеченных планов по реализации данного проекта у каждого обучающегося формируется понимание себя как части коллектива со сформированными ценностными традициями в контексте концепции воспитания «семья – образовательная организация – общественность».
Проект реализуется и освещается посредством информирования на официальном сайте, в официальной группе школы в ВК.
4