Тема: «Согласные твердые и мягкие»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
формировать умение различать их;
расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная структура урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
2. Формулирование темы урока, целей и задач.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Назовите изображенных животных. Они даны парами. Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они различаются? Почему в слове «кит» [к] мягкий? И в слове «белка» [б] мягкий? А какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? (е, ё, ю, я, и, ь).
- Как вы считаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?
(«Согласные твердые и мягкие»). Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
- А какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (уметь различать твердые и мягкие согласные, уметь их транскрибировать, вспомнить, какие буквы смягчают предшествующий согласный).
3. Первичное усвоение новых знаний.
1) Чтение лингвистической сказки учителем.
2) Чтение теоретического материала в учебнике (красная рамочка на стр. 101).
- Ребята, мы прочитали правило. Какой вывод мы можем сделать про твердые и мягкие согласные? (Не все согласные звуки имеют пары по твердости и мягкости). Назовите всегда твердые звуки. А сейчас назовите всегда мягкие звуки.
4. Первичная проверка понимания.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами слова, давайте прочитаем их и выполним задание. Значение всех слов вам понятно? Лань – олень средней величины, обитающий в Европе и Азии.Лазурь – один из оттенков голубого цвета.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Для этого сравните запись в тетради с записью на доске. Поставьте карандашиком отметки. Оценку «5» поставьте в том случае, если нет ни одной ошибки. Отметку «4» поставьте, если допущены одна или две ошибки, отметку «3», если допущено три и более ошибок. Сейчас верните тетради своим владельцам, поднимите, пожалуйста, руки те, кто получил отметку «5». Молодцы!
- Сравните сейчас, сколько в словах звуков и сколько букв. Объясните, почему в словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но он не дает звука).
5. Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
6. Первичное закрепление.
1) Выполнение упр. 184 (стр. 102 в учебнике). Дети читают по цепочке с места.
- Какой вывод мы можем сделать? Есть буквы, которые являются сигналами мягкости. Они даны ниже в рамочке. Прочитайте их.
2) – Давайте, ребята, посмотрим на слова в зеленой рамочке. Это непростые слова, хитрые. А мы должны запомнить, как они правильно произносятся, и всегда их так произносить. Я буду их читать, а вы внимательно следите. А сейчас давайте все вместе, хором их произнесем. Запомнили? Составьте и запишите сложное предложение со словом «музей». (5 человек спросить).
3) Выполнение упр. 188 (стр. 102).
- Перед вами слова. Дайте разделимся по рядам. Первый ряд выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. Второй ряд – слова, в которых все согласные твердые. (Спросить два человека, остальные ребята внимательно слушают, не допустил ли отвечающий ученик ошибку)
- А почему в слове «цифра» звук Ц твердый? Ведь после него стоит буква И – сигнал мягкости.
7. Поведение итогов урока.
- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке?
- Назовите буквы-сигналы мягкости.
- А какие согласные звуки буквы не могут смягчить даже эти звуки?
8. Информация о домашнем задании.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам два задания на дом. Выберите то, которое покажется вам интересным и доступным.
1. Сегодня я читала вам в начале урока лингвистическую сказку. Попробуйте дома составить свою сказку на тему «Согласные звонкие и глухие». Может быть, у вас она получится более интересной, чем у меня. Только запишите ее на отдельном листочке, чтобы я могла ее сохранить.
2. Кому это задание покажется сложным, выполните упр. 186 по образцу в учебнике на стр. 102.
9. Рефлексия.
-Ребята, посмотрите на доску. Там есть дерево успеха. А у вас на столах лежат листья от этого дерева. Выберите тот листок, который подходит вам. Зеленый лист обозначает, что на уроке вам было все понятно; желтый лист – вы поняли тему, но некоторые задание вызвали у вас затруднения; красный лист – вам было сложно на уроке выполнять задания, тема для вас осталась непонятной. Выходите по очереди и прикрепляйте листочки.
- Ребята, я проверю ваши тетради, посмотрю, правильно ли вы друг друга оценили, и выставлю отметки.