Сотрудничество и взаимодействие с семьей в вопросах воспитания и развития обучающихся с ОВЗ
Я, Минина Н.Ш., педагог дополнительного образования, работаю на базе АНО «Солнечный круг» по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Пьеро и Компания» для детей с синдромом Дауна.
Из-за неустойчивого внимания, слабой слуховой и зрительной памяти, трудностей при ориентировке в пространстве, из-за недостаточной скоординированности движений, недостаточного развития познавательной деятельности, нечеткой дифференцированности словаря, недостаточно фонетико-фонематического восприятия, незрелости эмоционально-волевой сферы - в решении этих трудностях, по нашему мнению, детям с синдромом Дауна призвана помочь театрализованная деятельность. Театрализованное представление вырастает из репетиций, строить которые рекомендуется не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характера сказочных персонажей.
Занятия театральной деятельностью способствуют: проявлению любознательности, стремлению к усвоению новой информации и новых способов действия; трудолюбия, развитию навыков публичного выступления. У учащихся развивается умение комбинировать образы, интуиция, изобретательность, способность к импровизации. Выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей, раскрепощению и повышению самооценки.
Театрализованная деятельность большое внимание оказывает на социализацию ребенка. Под социализацией имеются в виду 2 взаимосвязанные стороны: социально-эмоциональное развитие, то есть – умение взаимодействовать с окружающим людьми и соблюдение норм поведения в обществе, что предполагает сформированность навыков самообслуживания. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Несомненно, важны и нравственные уроки сказок-игр и совместный анализ их.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Дети с синдромом Дауна очень эмоциональны, однако им незнакомы такие чувства, как чувство вины, стыда, и им необходимо объяснять их суть и основу.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность способствует развитию у детей с синдромом Дауна психофизических способностей (мимики, пантомимики, умение управлять мышцами своего лица); психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, понимать, что это не он, а тот, кого надо изобразить).
Посредством театрализованных игр у учащихся с синдромом Дауна происходит развитиепсихических функций: мышление, восприятие, внимание, память.
Разные виды деятельности, такие как: творческая мастерская, сюжетно-ролевая игра, этюды, театрализованные игры, репетиции сценок - обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют их социальный опыт.
На занятиях я использую такиеприемы:
- совместные действия ребенка и взрослого;
- действия по подражанию действиям педагога;
- действия по образцу.
В ходе работы по театрализованной деятельности активное участие принимают родители наших особых детей:
- совместно изготовляем атрибуты, маски;
- подбираем костюмы для наших представлений.
Одним из важнейших средств социализации ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы рассматриваем праздник. Ежегодно с детьми мы принимаем участие в таких мероприятиях, как:
- городской фестиваль творчества инвалидов «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»;
-фестиваль детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Передай добро по кругу»;
-к декаде инвалидов ежегодно проводим веселые старты «Я, ты, он, она вместе дружная семья»;
-ко Дню людей с синдромом Дауна 21 марта совместно с родителями при поддержке депутата Законодательного Собрания Оренбургской области Трубникова А.С. проводим большой праздничный концерт;
-государственные праздники мы тоже не забываем (день Матери, праздник Пап, Новый год, Масленица, 9 мая и другие)
- традиционно отмечаем сезонные дни рождения (устраиваем чаепитие);
Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Поэтому мы очень тесно работаем с родителями по основным направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Просвещение родителей занимает важное место в работе. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях на темы воспитания и обучения детей с ОВЗ, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении информационных стендов и т. д.
разработка примерных правил для родителей, воспитывающих «особого» ребёнка;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
общение в мессенджерах (индивидуальное общение, классные чаты)
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
установление контакта с родителями вновь прибывших детей, составление плана совместной деятельности;
мы вовлекаем родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучение приемам взаимодействия с детьми, организовываем совместную деятельность на таких мероприятиях, как Дни открытых дверей; открытые занятия и др.
Мероприятия с участием родителей являются эффективным способом повышения родительской компетентности.
3)Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)
При организации работы с семьей создаем условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
В результате такого подхода появляется возможность для решения многих педагогических задач: сплачиваются дети, выявляется творческий актив, формируется ответственность за порученное дело, доброжелательность, терпимость друг к другу, уважение к мнению других.
Только тесное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья дает такие результаты: дипломы, грамоты, благодарности.
В ТО «Пьеро и Компания» накоплен положительный опыт взаимодействия педагогов с родителями для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом целенаправленной работы является тот факт, что в ТО сложилась стабильная, творческая группа родителей, на которую можно опираться в вопросах сотрудничества.