Современные образовательные технологии и актуальные формы
обучения с использованием лингвокультурологического подхода
на уроках русского языка
В статье рассматриваются эффективные методы обучения школьников русскому языку с использованием лингвокультурологического подхода. Реализация современных образовательных технологий дает возможность ученикам овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками. Благодаря полученным знаниям возрастает возможность обучающихся к получению качественного образования.
Современная методика преподавания русского языка ориентирована на
удовлетворение потребностей государства, общества и личности. Так как на
данный момент произошли изменения в аспекте научных исследований и
информационных технологий изменились цели и задачи обучения
школьников.
Модернизация российского образования на современном этапе
развития методики преподавания русского языка предполагает новые
подходы к определению образовательных целей.
В школьный обиход вошло понятие «компетенция». Компетенция в
обучении русскому языку включает способность к речевому общению и
усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе
обучения. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую,
коммуникативную и культуроведческую компетенции. Их конечной целью
является воспитание личности, которая обладает данными компетенциями.
Овладение языковой компетенцией предполагает развитие знаний
личности о языке как системе и дальнейшее использование их на практике.
Освоение лингвистической компетенции предусматривает формирование
взгляда на язык как на национальный феномен.
Под коммуникативной компетенцией понимается умение
воспринимать чужую речь, а также самому свободно пользоваться речью в
устной и письменной форме. Постижением культуроведческой компетенции
является осознание языка в виде формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка и речевого поведения.
Овладение данными компетенциями позволяют обучающимся
продуктивно пользоваться существующим многообразием словарей и
справочников. Наличие потребности у ученика, привычки осознавать
лингвистические затруднения и находить решение, обращаясь к словарю –
это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.
Существуют различные способы использования словаря в работе,
например, работа может производиться с этимологическим словарем, с
орфоэпическим словарем и с толковым словарем. Таким образом, словари
считаются средством обучения и воспитания языковой культуры
обучающихся.
В настоящее время перед системой образования стоит задача в
приобретении обучающимися опыта разнообразной деятельности: учебно-
познавательной, практической, социальной. Следовательно, характер
обучения должен носить практический характер. То есть ученик получает не
готовые знания, а находится в роли исследователя.
В таком обучении исключительно важную роль занимает
моделирование. Моделирование является знаковой опорой, которая и
позволяет превращать обучение в исследовательскую деятельность
обучающихся. Моделирование бывает графическое, предметное и словесное.
Технология, включающая в себя: применение схем, моделей позволяет
обучающимся лучше воспринимать учебный материал, устанавливать
взаимосвязи между объектами, понятиями и явлениями.
На сегодняшний день, моделирование становится необходимым
элементом в структуре урока, так как оно выступает не только как средство
наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого
материала, но и как средство наглядно-действенного представления тех
действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены
обучающимися для выявления этих объектов и закономерностей.
Практическая работа по обучению моделированию приучает
обучающихся к анализу, контролю, и приобретает исследовательский
характер, ученики приобретают опыт творческой деятельности, творческого
мышления.
Совершенствованию учебного процесса способствует технология
алгоритмизации обучения.
Относительно преподавания русского языка под алгоритмом
следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой
последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не
каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и
умение применять то или иное правило – не одно и то же. По существу,
алгоритм – это способ действий для получения определенного результата.
Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают
от ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов
упорядочивает процесс обучения, упрощает его. Это достигается благодаря
четкому описанию «шагов» в применении правил.
Проектная деятельность в обучении – это педагогическая технология,
направленная на приобретение учеником и применение им новых знаний
путем самообразования. Такой метод открывает перед учеником
возможность проявить свои способности, а также предполагает
взаимодействие с учителем на разных этапах проекта. Обеспечивает интерес,
мотивацию, положительное отношение к процессу обучения. Преимущество
проектной работы заключается в том, что знания школьниками добываются
самостоятельно, получают опыт практической направленности.
Например, на уроках русского языка можно
использовать проектную деятельность при работе со словарными словами.
Для начала работа проводится на уроке, совместно с учителем, затем –
самостоятельно дома.
Поэтапный вариант работы со словарным словом.
1. Запиши слово, поставь ударение.
2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметь, где написание расходится с произношением.
4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
5. Составь предложение со словом.
6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или –
подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из
стихотворения с этим словом.
10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Используя в процессе обучения русскому языку метод
проектов, обучающиеся овладевают разнообразными умениями:
самостоятельно организовывать свою работу, работать с дополнительной
литературой, находить и отбирать нужную информацию, что способствует
повышению качества его образования, развитию коммуникативной
компетенции и развитию орфографической зоркости.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что применение
метода проектов является эффективным способом получения знаний
обучающимися. Так как в процессе поиска информации происходит
формирование конкретно-образных представлений об окружающей
действительности фактических знаний. Применяя метод проектов, обучающиеся приобретают знания практического характера, необходимые
для дальнейшей учебной деятельности.
Следующим эффективным методом, который можно использовать на
уроках родного (русского) языка, например при работе со словами, которые
вышли из употребления, является технология развития критического
мышления. Использование данного метода способствует личностному росту
обучающегося, развитию его индивидуальности.
Технология развития критического мышления – это открытое
мышление, развивающееся при получении новых знаний с опорой на
жизненный опыт ученика. Критическое мышление – это способ добывать
знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение,
вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения
применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Применение технологии критического мышления позволяет обучающимся
решать поставленные перед ними задачи используя оптимальные пути их
решения, то есть, анализируя уже известную ранее информацию, получать
необходимую недостающую.
Например, прием «Синквейн». В переводе с французского слово
«синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое
пишется по определенным правилам:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя
словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,
показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет
суть темы. Например, в конце урока можно предложить ребятам составить
«Синквейн» на тему «Словарные слова»
1.Каникулы
2. Весенние, летние...
3. Отдыхать, гулять, рисовать....
4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного
года....
5. Отдых
Таким образом, исходя из того что, обучение русскому
языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика,
так как является формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык имеет особый статус: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов.
Урок русского языка требует определенных условий
обучения, так как имеет своей целью воспитание любви к родному слову.
Достижение данной цели возможно при наличии определенных
условий, способствующих развитию мыслительных операций. На
современных уроках теоретические знания приобретаются активным путем,
благодаря использованию активных образовательных технологий.