6
Некоторые методисты называют XXI век Post-Method Era. Большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и придумать что-то новое сложно, но преподаватели никогда не прекращают поиск эффективных способов обучения.
В современной методике можно выделить основные тенденции:
• индивидуальный подход (needs analysis);
• более активная роль учащихся (student-centered lessons);
• использование онлайн-ресурсов в обучении;
• применение игровых заданий (edutainment);
• глобализация для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
• выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.
В этой статье мы разберем самые популярные методы обучения и их ответвления, чтобы каждый преподаватель мог подобрать то, что подходит именно ему.
Task-Based Learning
Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х. Теоретические основы заложили Peter Skehan, Rod Ellis, Jane Willis и другие.
Основные принципы
• TBL — ответвление коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания.
• Использование материалов и упражнений, которые студенты выполняют в повседневной жизни.
Главное — решить поставленную задачу, используя языковые структуры, которые есть в обиходе студента. Например, взять машину напрокат или провести собеседование.
Потом студенты обязательно рассказывают, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса. Этим TBL отличается от традиционного метода PPP (Presentation, Practice, Production) — здесь обучение проходит в формате Task → Planning → Report.
Преимущества метода
Дает студенту возможность потренироваться на реалистичных сценариях.
Провоцирует спонтанную речь.
Мотивирует студентов и дает им возможность самостоятельно выбирать лексику и структуры.
Недостатки метода
Урок сложно спланировать: преподаватель не может учесть всю лексику и структуры, которые будут использовать студенты.
Выполнение задания может занять больше времени, чем кажется изначально.
• Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями, графиками, диаграммами).
• Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня.
Другие предметы изучаются посредством английского языка. То есть мы учим не только язык, но и отдельную тему или науку: биологию, географию, химию, политологию и так далее. Приобретаем знания и изучаем язык.
Развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях.
Раскрывает творческий потенциал студентов.
Тренирует использовать узконаправленную лексику.
Нехватка материалов и квалифицированных преподавателей.
Неуверенность преподавателя в своих знаниях по другим предметам.
Появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornbury.
• Никаких материалов от преподавателя: весь контент создается студентами.
• Все происходящее на уроке имеет прямое отношение к жизни студентов.
Свобода от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а «всплывают» в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя.
Хорошая тренировка emergent language.
Урок центрируется на студенте, роль преподавателя — указывать на ошибки.
Готовиться к такому уроку не нужно ни студентам, ни учителю.
Требует от учителя гибкости, большого опыта и умения быстро переключаться.
Не подходит для подготовки к специализированным курсам и экзаменам.
Нельзя использовать с начальными уровнями.
Год создания — 2007-й, основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка.
• Студенты получают задание по изучению теории до урока.
• На самом занятии все внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике.
Студенты изучают теорию в удобном для них темпе. Преподаватель помогает во время урока закрепить материал на практике и успевает дать больше материала.
Максимальная практика: все урочное время посвящено практическим заданиям.
Идеально подходит для удаленного преподавания.
Подходит только для мотивированных студентов с уровнем языка выше среднего.
Студенты не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.
По авторской методике Н. Зайцева некоторые дети научились читать на русском. Они пропевали склады по таблицам, составляли цепочки из кубиков, выкладывали слова и предложения. Для обучения чтению на английском языке были разработаны три пособия: «Техника чтения на английском языке», «Английские грамматические алгоритмы», «Английские грамматические кубики».
• Дети не получают большое количество теории, усвоение материала происходит через отработку примеров.
• Таблицы и кубики можно использовать многократно.
Логику грамматических понятий дети воспринимают через игры с кубиками и таблицы с яркими цветовыми обозначениями. Это здоровьесберегающая методика: подвижный способ обучения сохраняет учащимся осанку, а работа с таблицами укрепляет зрение.
Развитие произношения в результате повторения слов и предложений за диктором.
Игровой характер заданий.
Развитие навыка аудирования слов и простых предложений.
Тактильное восприятие материала учениками: кубики различаются по объему, что облегчает поиск нужного слова.
Возможность работы в паре или группе с введением элемента соревновательности.
Еще один плюс метода — наглядность. Например, кубики можно разделить по цветам и частям речи. Красные блоки — это существительные, синие — глаголы, черный цвет используется для отрицания, зеленый — для всего остального.
Не развиваются коммуникативные навыки речи, в основе — грамматико-переводной подход.
Повторяемость приемов может вызвать скуку, только творческий подход учителя мотивирует учеников.
Слова и грамматический материал даются без контекста: примеры употребления не связаны сюжетом.
Методика для развития детей, созданная физиотерапевтом Гленном Доманом.
• Обучение проходит в комфортной игровой атмосфере.
• Следует показывать карточки со словами, связанными с окружающим миром.
Методика способствует интенсивному умственному развитию, подходит для домашнего обучения и развивает память благодаря повторению и постепенному расширению словарного запаса. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10–15 карточек за урок.
Простота применения: карточки можно распечатать и показывать, четко произнося соответствующие им понятия.
Возможность обучения ребенка с младенческого возраста.
Отсутствие научно доказанной связи между ранним развитием и интеллектом человека во взрослом возрасте.
Необходимость многократного повторения показа карточек.
Многие преподаватели сейчас активно делятся своими разработками и идеями в социальных сетях, запускают конкурсы и разыгрывают подарки. Создать группу несложно, тяжелее регулярно выкладывать полезный контент.
На просторах интернета можно найти огромное множество групп, специализирующихся на преподавании определенным категориям студентов. Например, группа по онлайн-преподаванию Give&Get и “Mishkie: все для преподавателей” для работы с детьми и подростками. Уже раскрутив свою группу, преподаватели начинают запускать платные рассылки, продавать красочные разработки для скачивания, проводить платные вебинары, тренинги и курсы.
Учителя устраивают марафоны как для своих студентов, так и для коллег. Марафоны бывают разной длительности и на разные темы. Ведущий марафона придумывает задания и выкладывает их в определенное время, а участники их выполняют. В конце подводятся итоги.
Например, марафон на новогоднюю тему “Countdown to Christmas”, когда студенты каждый день выполняют задания, связанные с Рождеством. Или марафон по развитию навыка говорения.
С развитием технологий все больше преподавателей переходят в онлайн или совмещают онлайн- и офлайн-преподавание. Это отличный способ преподавать из любой точки мира в удобное время. Пройдите небольшой тест, чтобы определить, подходит ли вам преподавание онлайн.
Сейчас все популярнее становятся курсы по обучению языку через другие предметы, например reading clubs, cooking clubs, gaming clubs, английский по сериалам и фильмам, детские лагеря, в которых дети познают окружающий мир на английском языке.
Мероприятия могут быть совершенно на любую тему и в любом формате: стримы на Ютубе или во ВКонтакте, онлайн-интервью с коллегами и т. д. Зачастую популярные паблики объединяются и устраивают онлайн-конференции. Чаще всего эти конференции бесплатные и проводятся для обмена аудиторией.
Перечислили лишь некоторые распространенные методы и подходы в современной методике преподавания английского. Они не всегда подойдут вам в чистом виде: можно периодически применять некоторые элементы на уроках, например проводить одно занятие в месяц в стиле Dogme ELT, CLIL или Flipped Classroom.