Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Современные тренды и методики преподавания английского

Современные тренды и методики преподавания английского

В статье рассказывается о современных методах и приемах обучения английскому языку с описанием их преимуществ и недостатков. Методы настолько известны и уникальны, что могут быть применены в обучении студентов любого возраста.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

6

Современные тренды и методики преподавания английского

Некоторые методисты называют XXI век Post-Method Era. Большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и придумать что-то новое сложно, но преподаватели никогда не прекращают поиск эффективных способов обучения.

В современной методике можно выделить основные тенденции:

• индивидуальный подход (needs analysis);
• более активная роль учащихся (student-centered lessons);
• использование онлайн-ресурсов в обучении; 
• применение игровых заданий (edutainment);
• глобализация для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
• выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

В этой статье мы разберем самые популярные методы обучения и их ответвления, чтобы каждый преподаватель мог подобрать то, что подходит именно ему.

Task-Based Learning

Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х. Теоретические основы заложили Peter SkehanRod EllisJane Willis и другие.

Основные принципы

• TBL — ответвление коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания.
• Использование материалов и упражнений, которые студенты выполняют в повседневной жизни.

Главное — решить поставленную задачу, используя языковые структуры, которые есть в обиходе студента. Например, взять машину напрокат или провести собеседование.

Потом студенты обязательно рассказывают, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса. Этим TBL отличается от традиционного метода PPP (Presentation, Practice, Production) — здесь обучение проходит в формате Task → Planning → Report.

Преимущества метода

  • Дает студенту возможность потренироваться на реалистичных сценариях.

  • Провоцирует спонтанную речь.

  • Мотивирует студентов и дает им возможность самостоятельно выбирать лексику и структуры. 

Недостатки метода

  • Урок сложно спланировать: преподаватель не может учесть всю лексику и структуры, которые будут использовать студенты.

  • Выполнение задания может занять больше времени, чем кажется изначально.

Основные принципы

• Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями, графиками, диаграммами).
• Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня.

Другие предметы изучаются посредством английского языка. То есть мы учим не только язык, но и отдельную тему или науку: биологию, географию, химию, политологию и так далее. Приобретаем знания и изучаем язык.

Преимущества метода

  • Развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях.

  • Раскрывает творческий потенциал студентов.

  • Тренирует использовать узконаправленную лексику.

Недостатки метода

  • Нехватка материалов и квалифицированных преподавателей.

  • Неуверенность преподавателя в своих знаниях по другим предметам.

Dogme ELT

Появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornbury.

Основные принципы

• Никаких материалов от преподавателя: весь контент создается студентами.
• Все происходящее на уроке имеет прямое отношение к жизни студентов.

Свобода от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а «всплывают» в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя. 

Преимущества метода

  • Хорошая тренировка emergent language.

  • Урок центрируется на студенте, роль преподавателя — указывать на ошибки.

  • Готовиться к такому уроку не нужно ни студентам, ни учителю.

Недостатки метода

  • Требует от учителя гибкости, большого опыта и умения быстро переключаться.

  • Не подходит для подготовки к специализированным курсам и экзаменам.

  • Нельзя использовать с начальными уровнями.

Flipped Classroom

Год создания — 2007-й, основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка.

Основные принципы

• Студенты получают задание по изучению теории до урока.
• На самом занятии все внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике.

Студенты изучают теорию в удобном для них темпе. Преподаватель помогает во время урока закрепить материал на практике и успевает дать больше материала.

Преимущества метода

  • Максимальная практика: все урочное время посвящено практическим заданиям.

  • Идеально подходит для удаленного преподавания.

Недостатки метода

  • Подходит только для мотивированных студентов с уровнем языка выше среднего.

  • Студенты не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.

Кубики и таблицы Н. Зайцева

По авторской методике Н. Зайцева некоторые дети научились читать на русском. Они пропевали склады по таблицам, составляли цепочки из кубиков, выкладывали слова и предложения. Для обучения чтению на английском языке были разработаны три пособия: «Техника чтения на английском языке», «Английские грамматические алгоритмы», «Английские грамматические кубики».

Основные принципы

• Дети не получают большое количество теории, усвоение материала происходит через отработку примеров.
• Таблицы и кубики можно использовать многократно.

Логику грамматических понятий дети воспринимают через игры с кубиками и таблицы с яркими цветовыми обозначениями. Это здоровьесберегающая методика: подвижный способ обучения сохраняет учащимся осанку, а работа с таблицами укрепляет зрение. 

Преимущества метода

  • Развитие произношения в результате повторения слов и предложений за диктором.

  • Игровой характер заданий.

  • Развитие навыка аудирования слов и простых предложений.

  • Тактильное восприятие материала учениками: кубики различаются по объему, что облегчает поиск нужного слова.

  • Возможность работы в паре или группе с введением элемента соревновательности.

Еще один плюс метода — наглядность. Например, кубики можно разделить по цветам и частям речи. Красные блоки — это существительные, синие — глаголы, черный цвет используется для отрицания, зеленый — для всего остального.

Недостатки метода

  • Не развиваются коммуникативные навыки речи, в основе — грамматико-переводной подход.

  • Повторяемость приемов может вызвать скуку, только творческий подход учителя мотивирует учеников.

  • Слова и грамматический материал даются без контекста: примеры употребления не связаны сюжетом.

Карточки Г. Домана

Методика для развития детей, созданная физиотерапевтом Гленном Доманом.

Основные принципы

• Обучение проходит в комфортной игровой атмосфере.
• Следует показывать карточки со словами, связанными с окружающим миром.

Методика способствует интенсивному умственному развитию, подходит для домашнего обучения и развивает память благодаря повторению и постепенному расширению словарного запаса. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10–15 карточек за урок.

Преимущества метода

  • Простота применения: карточки можно распечатать и показывать, четко произнося соответствующие им понятия. 

  • Возможность обучения ребенка с младенческого возраста.

Недостатки метода

  • Отсутствие научно доказанной связи между ранним развитием и интеллектом человека во взрослом возрасте.

  • Необходимость многократного повторения показа карточек.

Другие тренды среди преподавателей английского

Создание и ведение своих групп во ВКонтакте или Telegram

Многие преподаватели сейчас активно делятся своими разработками и идеями в социальных сетях, запускают конкурсы и разыгрывают подарки. Создать группу несложно, тяжелее регулярно выкладывать полезный контент. 

На просторах интернета можно найти огромное множество групп, специализирующихся на преподавании определенным категориям студентов. Например, группа по онлайн-преподаванию Give&Get и “Mishkie: все для преподавателей” для работы с детьми и подростками. Уже раскрутив свою группу, преподаватели начинают запускать платные рассылки, продавать красочные разработки для скачивания, проводить платные вебинары, тренинги и курсы.

Онлайн-марафоны

Учителя устраивают марафоны как для своих студентов, так и для коллег. Марафоны бывают разной длительности и на разные темы. Ведущий марафона придумывает задания и выкладывает их в определенное время, а участники их выполняют. В конце подводятся итоги. 

Например, марафон на новогоднюю тему “Countdown to Christmas”, когда студенты каждый день выполняют задания, связанные с Рождеством. Или марафон по развитию навыка говорения.

Преподавание онлайн

С развитием технологий все больше преподавателей переходят в онлайн или совмещают онлайн- и офлайн-преподавание. Это отличный способ преподавать из любой точки мира в удобное время. Пройдите небольшой тест, чтобы определить, подходит ли вам преподавание онлайн.

CLIL и educational entertainment

Сейчас все популярнее становятся курсы по обучению языку через другие предметы, например reading clubscooking clubsgaming clubs, английский по сериалам и фильмам, детские лагеря, в которых дети познают окружающий мир на английском языке.

Онлайн-мероприятия

Мероприятия могут быть совершенно на любую тему и в любом формате: стримы на Ютубе или во ВКонтакте, онлайн-интервью с коллегами и т. д. Зачастую популярные паблики объединяются и устраивают онлайн-конференции. Чаще всего эти конференции бесплатные и проводятся для обмена аудиторией.

Перечислили лишь некоторые распространенные методы и подходы в современной методике преподавания английского. Они не всегда подойдут вам в чистом виде: можно периодически применять некоторые элементы на уроках, например проводить одно занятие в месяц в стиле Dogme ELT, CLIL или Flipped Classroom.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья описывает актуальность проблемы использования нейросетей при обучении английскому языку. Здесь можно узнать какие вариации нейросетей можно использовать для развития лексики, грамматики, аудирования и письма.
0 ₽
В статье рассказывается о современных методах и приемах обучения английскому языку с описанием их преимуществ и недостатков. Методы настолько известны и уникальны, что могут быть применены в обучении студентов любого возраста.
0 ₽