Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Иностранные языки
  3. Современные тренды и методики преподавания английского

Современные тренды и методики преподавания английского

В статье рассказывается о современных методах и приемах обучения английскому языку с описанием их преимуществ и недостатков. Методы настолько известны и уникальны, что могут быть применены в обучении студентов любого возраста.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Иностранные языки

Категория

Иностранные языки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

6

Современные тренды и методики преподавания английского

Некоторые методисты называют XXI век Post-Method Era. Большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и придумать что-то новое сложно, но преподаватели никогда не прекращают поиск эффективных способов обучения.

В современной методике можно выделить основные тенденции:

• индивидуальный подход (needs analysis);
• более активная роль учащихся (student-centered lessons);
• использование онлайн-ресурсов в обучении; 
• применение игровых заданий (edutainment);
• глобализация для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
• выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

В этой статье мы разберем самые популярные методы обучения и их ответвления, чтобы каждый преподаватель мог подобрать то, что подходит именно ему.

Task-Based Learning

Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х. Теоретические основы заложили Peter SkehanRod EllisJane Willis и другие.

Основные принципы

• TBL — ответвление коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания.
• Использование материалов и упражнений, которые студенты выполняют в повседневной жизни.

Главное — решить поставленную задачу, используя языковые структуры, которые есть в обиходе студента. Например, взять машину напрокат или провести собеседование.

Потом студенты обязательно рассказывают, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса. Этим TBL отличается от традиционного метода PPP (Presentation, Practice, Production) — здесь обучение проходит в формате Task → Planning → Report.

Преимущества метода

  • Дает студенту возможность потренироваться на реалистичных сценариях.

  • Провоцирует спонтанную речь.

  • Мотивирует студентов и дает им возможность самостоятельно выбирать лексику и структуры. 

Недостатки метода

  • Урок сложно спланировать: преподаватель не может учесть всю лексику и структуры, которые будут использовать студенты.

  • Выполнение задания может занять больше времени, чем кажется изначально.

Основные принципы

• Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями, графиками, диаграммами).
• Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня.

Другие предметы изучаются посредством английского языка. То есть мы учим не только язык, но и отдельную тему или науку: биологию, географию, химию, политологию и так далее. Приобретаем знания и изучаем язык.

Преимущества метода

  • Развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях.

  • Раскрывает творческий потенциал студентов.

  • Тренирует использовать узконаправленную лексику.

Недостатки метода

  • Нехватка материалов и квалифицированных преподавателей.

  • Неуверенность преподавателя в своих знаниях по другим предметам.

Dogme ELT

Появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornbury.

Основные принципы

• Никаких материалов от преподавателя: весь контент создается студентами.
• Все происходящее на уроке имеет прямое отношение к жизни студентов.

Свобода от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а «всплывают» в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя. 

Преимущества метода

  • Хорошая тренировка emergent language.

  • Урок центрируется на студенте, роль преподавателя — указывать на ошибки.

  • Готовиться к такому уроку не нужно ни студентам, ни учителю.

Недостатки метода

  • Требует от учителя гибкости, большого опыта и умения быстро переключаться.

  • Не подходит для подготовки к специализированным курсам и экзаменам.

  • Нельзя использовать с начальными уровнями.

Flipped Classroom

Год создания — 2007-й, основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка.

Основные принципы

• Студенты получают задание по изучению теории до урока.
• На самом занятии все внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике.

Студенты изучают теорию в удобном для них темпе. Преподаватель помогает во время урока закрепить материал на практике и успевает дать больше материала.

Преимущества метода

  • Максимальная практика: все урочное время посвящено практическим заданиям.

  • Идеально подходит для удаленного преподавания.

Недостатки метода

  • Подходит только для мотивированных студентов с уровнем языка выше среднего.

  • Студенты не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.

Кубики и таблицы Н. Зайцева

По авторской методике Н. Зайцева некоторые дети научились читать на русском. Они пропевали склады по таблицам, составляли цепочки из кубиков, выкладывали слова и предложения. Для обучения чтению на английском языке были разработаны три пособия: «Техника чтения на английском языке», «Английские грамматические алгоритмы», «Английские грамматические кубики».

Основные принципы

• Дети не получают большое количество теории, усвоение материала происходит через отработку примеров.
• Таблицы и кубики можно использовать многократно.

Логику грамматических понятий дети воспринимают через игры с кубиками и таблицы с яркими цветовыми обозначениями. Это здоровьесберегающая методика: подвижный способ обучения сохраняет учащимся осанку, а работа с таблицами укрепляет зрение. 

Преимущества метода

  • Развитие произношения в результате повторения слов и предложений за диктором.

  • Игровой характер заданий.

  • Развитие навыка аудирования слов и простых предложений.

  • Тактильное восприятие материала учениками: кубики различаются по объему, что облегчает поиск нужного слова.

  • Возможность работы в паре или группе с введением элемента соревновательности.

Еще один плюс метода — наглядность. Например, кубики можно разделить по цветам и частям речи. Красные блоки — это существительные, синие — глаголы, черный цвет используется для отрицания, зеленый — для всего остального.

Недостатки метода

  • Не развиваются коммуникативные навыки речи, в основе — грамматико-переводной подход.

  • Повторяемость приемов может вызвать скуку, только творческий подход учителя мотивирует учеников.

  • Слова и грамматический материал даются без контекста: примеры употребления не связаны сюжетом.

Карточки Г. Домана

Методика для развития детей, созданная физиотерапевтом Гленном Доманом.

Основные принципы

• Обучение проходит в комфортной игровой атмосфере.
• Следует показывать карточки со словами, связанными с окружающим миром.

Методика способствует интенсивному умственному развитию, подходит для домашнего обучения и развивает память благодаря повторению и постепенному расширению словарного запаса. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10–15 карточек за урок.

Преимущества метода

  • Простота применения: карточки можно распечатать и показывать, четко произнося соответствующие им понятия. 

  • Возможность обучения ребенка с младенческого возраста.

Недостатки метода

  • Отсутствие научно доказанной связи между ранним развитием и интеллектом человека во взрослом возрасте.

  • Необходимость многократного повторения показа карточек.

Другие тренды среди преподавателей английского

Создание и ведение своих групп во ВКонтакте или Telegram

Многие преподаватели сейчас активно делятся своими разработками и идеями в социальных сетях, запускают конкурсы и разыгрывают подарки. Создать группу несложно, тяжелее регулярно выкладывать полезный контент. 

На просторах интернета можно найти огромное множество групп, специализирующихся на преподавании определенным категориям студентов. Например, группа по онлайн-преподаванию Give&Get и “Mishkie: все для преподавателей” для работы с детьми и подростками. Уже раскрутив свою группу, преподаватели начинают запускать платные рассылки, продавать красочные разработки для скачивания, проводить платные вебинары, тренинги и курсы.

Онлайн-марафоны

Учителя устраивают марафоны как для своих студентов, так и для коллег. Марафоны бывают разной длительности и на разные темы. Ведущий марафона придумывает задания и выкладывает их в определенное время, а участники их выполняют. В конце подводятся итоги. 

Например, марафон на новогоднюю тему “Countdown to Christmas”, когда студенты каждый день выполняют задания, связанные с Рождеством. Или марафон по развитию навыка говорения.

Преподавание онлайн

С развитием технологий все больше преподавателей переходят в онлайн или совмещают онлайн- и офлайн-преподавание. Это отличный способ преподавать из любой точки мира в удобное время. Пройдите небольшой тест, чтобы определить, подходит ли вам преподавание онлайн.

CLIL и educational entertainment

Сейчас все популярнее становятся курсы по обучению языку через другие предметы, например reading clubscooking clubsgaming clubs, английский по сериалам и фильмам, детские лагеря, в которых дети познают окружающий мир на английском языке.

Онлайн-мероприятия

Мероприятия могут быть совершенно на любую тему и в любом формате: стримы на Ютубе или во ВКонтакте, онлайн-интервью с коллегами и т. д. Зачастую популярные паблики объединяются и устраивают онлайн-конференции. Чаще всего эти конференции бесплатные и проводятся для обмена аудиторией.

Перечислили лишь некоторые распространенные методы и подходы в современной методике преподавания английского. Они не всегда подойдут вам в чистом виде: можно периодически применять некоторые элементы на уроках, например проводить одно занятие в месяц в стиле Dogme ELT, CLIL или Flipped Classroom.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья описывает актуальность проблемы использования нейросетей при обучении английскому языку. Здесь можно узнать какие вариации нейросетей можно использовать для развития лексики, грамматики, аудирования и письма.
0 ₽
В статье рассказывается о современных методах и приемах обучения английскому языку с описанием их преимуществ и недостатков. Методы настолько известны и уникальны, что могут быть применены в обучении студентов любого возраста.
0 ₽