Специфика воспитательной деятельности педагога:
традиции и мейнстримы
(интерактивная лекция)
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 22, г. Тамбов
Мотивация
- Каким образом этот предмет (губка) связан с темой лекции?
(Проблема воспитания, ребёнок, как губка, впитывает то, что видит вокруг себя… Если родители перекладывают ответственность за воспитание на школу…Если мы хотим для детей лучшего, то пример нужно показывать не только в школе, но и в семье – словами, делами, поведением).
- О традициях и мейнстримах школьного воспитания будет наш разговор.
- Приём, с которого мы начали занятие, называется «Метафора». Метафора - это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Вариант с рисунком (интерпретируем с предметом) предложен педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой, например, родительского собрания. Однако в ходе рассуждений к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании проблему.
Например,как вы прокомментируете рисунки «Замок» и «Ключи» (показать)? (Затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
Рисунки «Лебедь, рак и щука» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
В начале занятия (классного часа с детьми, родительского собрания…) необходимо замотивировать детей/родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их.
Значение мейнстрима в современном обществе играет большую роль, так как мейнстрим позволяет обществу быть на одной волне. Большинство людей хотят быть в курсе нынешних тенденций и участвовать в их развитии. С одной стороны, мейнстрим - это то, что хорошо для большинства. С другой стороны, он является частью моды, которая, в отличие традиционных ценностей, преходяща. Важно отметить, что мейнстрим не есть идеология. Он возникает сам собой, а не насаждается духовными или светскими властями.
Для нашего времени особенно актуальны мейнстримные явления:
Желание придерживаться здорового образа жизни. Правильное питание и отказ от сигарет и наркотиков сегодня не только помогает укрепить здоровье, но и является мейнстримом;
Посещение благотворительных мероприятий. В формировании этого тренда активное участие принимали киноленты и художественные произведения, которые ввели моду на благотворительность
Пользование современными технологиями. Иметь флагманский смартфон и ездить на роскошном автомобиле – современная форма стремления к роскоши, которая была мейнстримом у людей всегда. Желание следовать современным тенденциям также, по сути, является неким мейнстримом, как бы странно эта мысль не звучала.
Получение образования. Каков бы не был спорный вопрос о наличии образования, почти каждый современник стремится получить профессию в высшем учебном заведении;
Наличие хобби. Современный ритм жизни вынуждает искать оптимальные способы отдыха. Хобби может стать отличным решением, и люди быстро подхватили это. Заниматься тем, что любишь – модная тенденция XXI века;
Стремление к улучшению экологии - всё больше домов моды отказываются от использования натуральных мехов и кожи и стараются наносить природе как можно меньший урон, а люди борются с загрязнениями природы.
Толерантность - к людям, к группам меньшинств.
– Каковы же мейнстримы воспитания?
2.Несколько слов о семейном воспитании, о родительском собрании
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д.
Отметим несколько факторов, влияющих на воспитание современного ребёнка:
Воспитание ребёнка одним родителем (чаще мамой) и смещение ролей в семье (в этом случае мама берет на себя функцию отца: контролирующую и наказующую, что вызывает протест у ребенка и нежелание подчиняться, особенно у мальчика. У родителей часто расходятся стратегии воспитания ребенка. Когда отец пытается выполнять свою функцию и принять меры в связи с проступком ребенка, то мать начинает активно вмешиваться, заступаться и отменять наказание отца. Авторитет отца в этом случае падает, а ребенок начинает активно манипулировать родителями. Важна единая стратегия воспитания и согласие всех взрослых).
Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Но забывают (или не знают), что ни одно техническое средство не способно заменить живого человека, а тем более родителей.
Следующая проблема современного дошкольника (школьника) – это рост «экранной» зависимости. Компьютер (или другой гаджет) и телевизор (уже реже) всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Парадокс: в дошкольном возрасте родители сами дают ребенку гаджеты, чтобы занять его, родителям становится удобно! А в подростковом возрасте, когда не могут ребенка оторвать от экрана компьютера, – начинают бить тревогу.
Ещё один немаловажный факт - это снижение любознательности и воображения у школьников, их фантазии и творческой активности. В этом у ребенка нет необходимости, так как все предлагается в гаджете. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.
Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. Ребенок проявляет природную любознательность и задает родителям много разных вопросов. И вот здесь важна реакция родителей, умение развернуто и понятно ответить ребенку, полистать с ним энциклопедию с картинками. Тогда эта любознательность будет подкрепляться и появится мотивация узнавать в школе нечто новое.
Важно понять особенности вашего ребенка и не требовать от него отличной успеваемости по всем предметам. Не всем дано звезды с неба «хватать». Очень важно, чтобы, помимо школы, у ребенка была еще секция или кружок, где он будет чувствовать себя успешным. Важно хвалить не только за хорошую оценку, но и за усердие, которое ребенок проявляет!
Несколько приёмов для родительского собрания, или Как достучаться до родителей
Воздухоплаватели (если родители сравнивают своего ребёнка с другими или конфликтуют с учителем из-за проблем в учёбе): попросите родителей надуть воздушные шары и украсить их рисунками, затем расскажите притчу:
Три воздухоплавателя поспорили, кто из них лучший и устроили состязание: нужно было первым долететь до вершины огромной горы. Из-за грозы первый приземлился в лесу и нашёл лекарственный цветок, который спас многих от болезни. Второй, подхваченный ветром, облетел весь мир. Только третий достиг вершины горы. Судьи признали его победителем – но правы ли они?
Затем попросите родителей запустить шарики в воздух и скажите: «Наши дети такие же, как эти шарики, все разные. У каждого свой багаж умений, талантов, каждого ждут свои открытия на школьном пути. Нельзя измерить всех одним лекалом. Помните, что оценки не скажут о ребёнке всего, и всегда отмечайте успехи детей относительно собственного пути».
Рука помощи (чтобы родители охотнее участвовали с учителем).
Попросите родителей одну руку за спину, а второй сделать громкий хлопок. Без помощи им не обойтись – убрав одну руку за спину, пройдите по рядам и помогите родителям сделать хлопок. Родитель – одна рука, учитель – вторая. Вместе мы можем дать детям больше, чем по отдельности.
След(чтобы родители берегли отношения с ребёнком и учителем и стремились разрешать конфликты)
«Отец наказал вспыльчивому сыну забивать в столб гвоздь, когда он злится, и доставать по гвоздю, когда получилось гнев сдерживать. В первый день на столбе было 10 гвоздей, на второй – 9. Наконец столб снова был пуст. Отец сказал: «Ты научился сдерживать гнев, но в столбе остались дыры. Когда человек делает что-либо злое, остаются такие же следы, и сколько не извиняйся, они не исчезнут».
Легко поддаться эмоциям, наговорить неприятных слов, выплеснуть злость, боль, обиду. Это никак не поможет делу, а только оставит глубокий невидимый след на другом человеке, на наших отношениях с ним. У каждого есть такие следы: их нельзя стереть, и порой они болят, даже если прошло много времени. Помните о том, какой след вы оставляете в других, будьте бережнее.
3.О Программе воспитания
31 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральный закон устанавливает систему организации воспитательной работы в сфере образования и предусматривает механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.
Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств.
Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: в дошкольных образовательных организациях, школах все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия, и пространств учебных заведений.
Кроме того, в соответствии с поправками, воспитательная работа будет являться частью образовательных программ. В ныне действующем Законе "Об образовании" в перечне реализуемых в школах программах были только основные образовательные программы (начального, основного, среднего образования). Теперь туда вносится и воспитательная программа.«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями», — сказано в пояснительной записке.
В-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы.
При этом важно, чтобы отношение к воспитанию не было формальным: воспитываем же мы каждым словом, поступком, ответами на детские вопросы, общением с коллегами и родителями детей.
Примерная программа воспитания для уровней начального, основного и среднего общего образования разработана Министерством просвещения совместно с Институтом стратегии развития образования РАО в 2019 году. Она подготовлена с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся, а также учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Коллектив разработчиков постоянно подчеркивал, что никому не навязывает направления воспитательной деятельности, а рекомендует их набор как конструктор. Таким образом, в программе сохраняется ресурс свободы. И вместе с тем примерная программа защищает воспитательную деятельность от ее имитации, подводя под нее солидную научную, методическую и содержательную базу.
И несколько слов о втором важном документе – Примерном календарном плане воспитательной работы, который определяет перечень мероприятий по срокам их осуществления. Даже на федеральном уровне у нас есть очень много значимых дат и событий, имеющих большой воспитательный потенциал. И это замечательно. Но к этому добавляются региональные, муниципальные. И, разумеется, в самих образовательных организациях есть такие значимые даты и традиционные события. Поэтому здесь главное – удержаться в рамках разумного и не допустить перегрузки.
Особое внимание при разработке программ воспитания необходимо обратить на использование примеров, рассказывающих о наших соотечественниках, совершивших героические поступки, добившихся личного успеха в служении на благо общества и государства. Кроме этого, несомненно, важно уделять внимание истории и традициям региона, чтобы дети больше узнавали свою малую Родину. В части содержательного наполнения программы в помощь педагогам разработаны модули программы воспитания, которые лежат в основе всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена».
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» такое содержание определено. Сформулировано девять обязательных направлений воспитательной деятельности, охватывающей все уровни образования от начального до магистратуры.
Это формирование
1. Чувства патриотизма.
2. Чувства гражданственности.
3. Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.
4. Уважения к закону и правопорядку.
5. Уважения к человеку труда.
6. Уважения к старшему поколению.
7. Взаимного уважения.
8. Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
9. Бережного отношения к природе и окружающей среде.
4.Цель, содержание, формы воспитания
Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.
Нужно ли отказываться от хорошо зарекомендовавших себя форм воспитания, если они имеют положительные результаты и в значительной степени понятны, полезны и эффективны?Конечно, нет, но они должны постоянно корректироваться с учетом времени. Эти наработанные приемы воспитательной деятельности способны быть гибкими, массовыми и индивидуальными.
Если посмотреть на историческую ретроспективу, то легко заметить, что на протяжении развития цивилизации выделялись главныеформывоспитательной работы, которые обеспечивали жизнедеятельность школьников в настоящем и будущем
1. Мероприятия, связанные с самосохранением и безопасностью человека.
2. Воспитательная работа, связанная с формированием навыков, необходимых для дальнейшего самообеспечения.
3. Работа, направленная на помощь школьнику в самовоспитании и формировании самодисциплины для своего будущего.
4. Работа, направленная на формирование умения и способности жить в гармонии с социальными и политическими установками общества.
5. Работа, связанная с интересами и увлечениями школьника, его досугом.
Нельзя забывать, что мы живем в мировом информационном изобилии, следовательно, первейшая задача воспитания – научить ребенка различать, выделять, что существенно и что имеет смысл, а что нет.
Какие выбрать для этого формы?
Вопрос классификации форм воспитательной работы является не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С. Д.Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе».
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.
У формы одно ключевое назначение:
она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей.
Количество форм колеблется от 1200 до 4000 – (по данным С.А. Шмакова и В.А. Караковского),
От устоявшихся форм воспитания – к новым вызовам времени
Если говорить о вызовах (от государства – законополушный гражданин, от родителей – заботливый ребёнок, от общества (школа + соцсети) – активный гражданин, то традиции и мейнстримы на одной линии…
В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которое оно предъявляет к людям, значительно меняются. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу в соответствии с ней.
Мы научились проводить массовые акции, флешмобы, квесты, квизы, но не научились одному – уметь оценивать результаты этих действий. Значительная часть детей от этих акций не получает нужных мировоззренческих установок.
Сегодня практически отсутствует принцип оценки действий со стороны школьника, очень мало у нас мероприятий в виде дискуссий, полемики, где бы высказывалась любая точка зрения ребенка, даже если она идет вразрез с какими-то установившимися нормами. Наши дети не умеют давать оценки, отстаивать свои убеждения, свои интересы либо интересы других.
Почему это происходит? Наши педагоги сами не всегда готовы к открытой дискуссии со школьниками. Гораздо проще заставить детей что-то делать, чем прислушаться к их мнению. Проще провозгласить установку, чем найти точку пересечения интересов. А уж создать проблемную ситуацию, которая предполагает возможную поведенческую ошибку со стороны ребенка и самостоятельный поиск им пути исправления ситуации, – это доступно единицам! Мы должны уметь слушать, понимать и показывать возможные пути, к которым может привести та или иная установка школьника. Массовые мероприятия практически не дают детям возможности развивать свои мысли, речь, давать оценки, отстаивать убеждения.
Развитие современного общества возможно при соблюдении демократических, цивилизованных норм взаимодействия и росте активности и ответственности его членов. Наиболее точной моделью подобных отношений является существующий в Европе и Америке подход к образованию, который носит название "школьное сообщество".
Он базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу и применяется как к результатам, так и к процессу обучения (то есть получения знаний учащимися) и преподавания (то есть деятельности учителя).
Важнейшей характеристикой школ, действующих на уровне "школьного сообщества", является равноправное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения - администрацией школ, учителями, учениками и родителями - в их стремлении жить по законам "сообщества". "Школьное сообщество" предполагает сотрудничество, взаимосвязь учеников и учителей в творческом решении проблем. Именно в ситуации «школьного сообщества» реально возможной становится проявление активной жизненной позиции школьников.
Социальная активность школьника в настоящее время выражается, в основном, в трех основных средах – в школьной среде, виртуальной и уличной. Как правило, в школьной среде самоорганизуются детские и молодёжные общественные организации, а в уличной и виртуальной среде – неформальные объединения.
В нашей стране исторически сложилось так, что дети нередко участвуют в решении «взрослых» проблем, объединившись в сообщества. Примером социальной активности могут служить герои книги А. Гайдара «Тимур и его команда», где группа детей проявляет активную жизненную позицию, став настоящим сообществом со своими правилами.
Волонтёры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами: «доброволец» исконно русского происхождения, а «волонтёр» – заимствование из французского языка с тем же значением.) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.
Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.
Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтёрством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.
Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
VOLONTER.RU — это проект Ассоциации НКО «Союз волонтерских организаций и движений». Проект создан в 2013 году, чтобы облегчить людям поиск возможностей стать волонтерами. Сервис позволяет найти и выбрать текущие волонтерские мероприятие в своем городе.
Только организуя совместную деятельность с ребёнком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.
Опираясь на подход к классификации форм совместной деятельности Л. И. Уманского, С. Д. Поляков выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной деятельности:
«защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».
«Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.
«Эстафета» - совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.
«Бой» - соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),
«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Классификацию форм воспитательной работы по Н.Е. Щурковой
простые (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения;
кратковременные и длительные;
традиционные (вошедшие в практику школы);
творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);
спонтанно возникающие в ходе воспитательной деятельности и специально организованные, спланированные.
Типы форм воспитательной работы
(по Афанасьеву С. П., Коморину С. В.)
1. Формы воспитательной работы типа «представление»
В типе «представление»выделяются три группы форм:
- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление);
- представления-ритуалы (линейка - содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации);
- представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).
2. Формы воспитательной работы типа«созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:
- развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа - соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер»);
- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
- развлечение - коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
3.Формы воспитательной работы типа «путешествие»
В типе «путешествия» три группы форм:
- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
- путешествие - развлечение (поход, прогулка);
- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).
Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Если организовывается активный отдых на природе, то сценарий дополняется поисковыми и творческими заданиями, интеллектуальными играми, различными аттракционами, ориентированием на местности и т.п.
Также игры проводятся и в городе, что дает участникам массу новой и интересной информации, порой даже про свой родной город. Большое разнообразие и качество заданий позволяет показать игрокам город с той стороны, которую большинство из них никогда не замечало.
Квест представляет собой активную, приключенческую игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект, смекалку, силу, должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию за определенное время.
Игра включает в себя последовательность точек и заданий, объединенных общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и так до финиша. Количество точек (уровней) и их сложность определяется для каждой игры в отдельности. Некоторые этапы игры содержат так называемые Check Point (контрольные точки). Это пункты проверки присутствия команды на уровне или месте нахождения кода.
Event квест - это игра-приключение с элементами командообразования на ограниченной территории (база отдыха, территория санатория). В холодное время года квест может быть проведен в помещении.
Team Building квест – это командообразование, поданное в формате игры. Их называют «развлечения для взрослых». Все мероприятия проводятся в игровой форме и чаще всего на природе (в холодное время года - в помещении). Целью таких игр является нахождение какого-то предмета, набора очков, решение логических и творческих задач, преодоление каких-либо препятствий и т.д.
Квест-туризм - совмещенные игра и туристическая экскурсия, в которой впечатления от посещения новых мест усиливаются азартом игры и приятным чувством победы.
Веб-квест (webquest) в педагогике (впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета США- проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.
Работа над веб-квестом помогает
• организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность
• способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем
• дает возможность осуществить индивидуальный подход
• тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного)
Таким образом, можно сказать, что в технологии веб-квеста заложен деятельностный подход.
Разработка воспитательного Web-квеста предполагает интеграцию разнообразных видов внеурочной деятельности учащихся: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, проблемно-ценностное общение, социальное творчество. Следует отметить, что сформированное умение проводить критическую оценку труда одноклассников и собственной творческой деятельности, является показателем воспитательных результатов и эффектов.
Примеры:
Межрегиональный веб-квест «ЛингвоРегата» (познаём родной русский язык),
Международный веб-квест «Лингвистические сезоны» - основополагающий вопрос «В чём богатство русского языка?» (гордость за нашу Родину, наш великий и могучий русский язык, за нашу культуру - именно русский язык вместе с духовными традициями сформировал народ России как единую нацию).
«Я в гости к Пушкину спешу»,
«Профессия дальнего действия» (история появления профессии учитель, можно ли назвать учителя инженером человеческих душ? Какие впечатления подарит вам один день в роли учителя?
Эффективное использование Интернета выходит далеко за рамки поиска информации. Развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной деятельности учащихся.Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной, воспитательной среды.
Образовательная платформа для создания веб-квеста, викторины, онлайн-игры https://www.learnis.ru/ поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно.Не нужно устанавливать на компьютер программы или владеть навыками программирования. Просто выберите уже готовые квесты из каталога и адаптируйте задания для своего предмета.
Сформировать активную жизненную позицию личности – это значит не только привить ей совокупность моральных взглядов и представлений, а выработать такое единство черт сознания и поведения, которое позволило бы выразить ее отношение к обществу, к группе, к окружающим людям.
Информационные формы
«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у ребят о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между ребятами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.
«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.
Таким образом, главная задача педагогов состоит в том, чтобы войти в пространство, где ребенок проводит значительную часть свободного времени, активно взаимодействовать и направлять, используя в качестве средств воздействия молодёжные технологии (обобщенное понятие инновационных форм, методов, способов, приемов, используемых в молодежной среде и принятые ею, для объединения молодежных групп, налаживания между ними коммуникативных связей).
К таким относятся
Флешмобы
Троллинг
Социальные ролики
Социальные сети
Блоги, блоговолны
Дебаты
Социальные акции
SMM (маркетинг в социальных сетях)
Аутрич-работы
Форумы и другие.
Социальные сети… Какую роль они играют в воспитании?
Среди школьников разного возраста, наверное, нет уже тех, кто не зарегистрирован в каких-либо соцсетях. Наибольшую популярность (мейнстрим) составляет ВКонтакте.
С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.
Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.
Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).
Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.
Люди тратят много времени, проводя его в виртуальной реальности. Но сами социальные сети как явление уже вторичны, на первый план сейчас выходят мейнстримы, то есть преобладающие течения. Что сейчас модно?
Сейчас представители молодого поколения, следуя мейнстриму в соцсетях, начинают вести здоровый образ жизни, следить за своим питанием, перестают курить, начинают учиться, потому что это все модно, в социальных сетях доказано.
Социальные сети – изобретение, без которого современному человеку не обойтись. Он проводит в них свое свободное время: общается, слушает музыку, смотрит фильмы, играет. Они воспитывают человека!
Большинство людей хотят быть в курсе нынешних тенденций и учувствовать в их развитии (мейнстрим - это то, что хорошо для большинства).
Конечно, надо минимизировать негативные последствия, нужно придерживаться определенных правил поведения в виртуальном пространстве, следить за количеством времени, которое тратится на соцсети. Желательно, чтобы оно не превышало 2-3 часов в день, остальное время лучше потратить с пользой - например, разобрать непонятую тему, сделать работу по дому или просто погулять на свежем воздухе. Нельзя заменить реальную жизнь виртуальной, ведь реальность гораздо интереснее.
Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, — уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский.
Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности.
Как защитить ребенка от жестокости в Интернете? С самого детства надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Прививать ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. Аккуратно и корректно надо контролировать, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивать время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.
Обращаясь к современной публицистике, к опыту коллег, можно найти немало примеров успешного взаимодействия учителя с учениками в социальных сетях.
Действительно, не все особенности направленности личности подростка можно диагностировать непосредственно в школе, и социальная сеть как дополнительный метод наблюдения за жизнью воспитанника позволит вовремя заметить его состояние и наметить план индивидуальной воспитательной работы. Очень важно, чтобы воспитатель делал это открыто, от своего имени стремился «подружиться» с обучающимися. В этом случае ему будет доступен постоянный мониторинг виртуальной жизни воспитанника, где можно будет своевременно выявить позитивные и негативные стороны его поведения.
Встаёт вопрос, каковы должны быть действия учителя в случае, если на странице воспитанника находится социально деструктивная информация? Совершенно очевидно, что нужно незамедлительно оказать подростку психолого-педагогическую помощь и поддержку, прежде всего, предложив избавиться от «вредного» содержания с подробным анализом и разъяснением последствий.
Одной из значимых задач процесса воспитания, обозначенных в ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», является создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Очевидно, что использование социальных сетей как средства воспитательного взаимодействия в современной школе выступает одним из таких условий. Учитывая то количество времени, которое проводит большинство подростков в системе Интернет и непосредственно в социальных сетях, необходимо использовать их в качестве педагогического инструментария, и тогда обучающиеся в привычной среде найдут полезное содержание. Рассмотрим более подробно воспитательные возможности Интернет-ресурсов на примере социальной сети «ВКонтакте».
Педагог инициирует виртуальную «дружбу» с учащимися. В этом случае страница подростка в социальной сети предстанет перед воспитателем как своеобразный портрет его личностных характеристик. Отслеживание информации, размещённой на личной странице, а также информационных сводок со всех страниц учеников, расположенных в хронологическом порядке в ресурсе «Новости» позволит своевременно выявить негативные тенденции в оценке значимых социальных событий российской действительности, настроения и гражданские убеждения подрастающего поколения.
В этой связи особенно полезной является функция «Диалог», позволяющая организовывать своеобразные онлайн-конференции в режиме реального времени, когда все учащиеся могут оставлять сообщения в общем потоке отзывов, ответов и мнений. С помощью «Диалога» можно поднимать острые вопросы гражданско-патриотической тематики, приглашая подростков к обсуждению. Данный ресурс может оказаться полезным для получения и обобщения первичных ассоциаций по проблеме.
Вобсуждении, закрепленном в группе, происходит высказывание полной и завершенной мысли. Таким образом, возможно поднятие острых социальных тем: «Что значит любить Родину?», «В чем сила России?», «Истинный и ложный патриотизм». Каждый ученик в удобное для него время на странице общего обсуждения может оставить свой аргументированный ответ, который будет уже более развернутым, чем в сообщениях. К ответу могут быть прикреплены аудио-, фото- и видеоматериалы. Воспитателю необходимо подвести итоги группового обсуждения, резюмируя мнения всех участников группы, высказывая собственные суждения, подкреплённые разнообразными «культурными образцами».
Группа предполагает ведение «Стены», представляющую собой хронологическую сводку публикаций администратора. Ресурс предоставляет возможность настроить публикации от лица «Администратора», то есть воспитателя, и в этом случае «Стена» будет представлять собой целесообразно подобранный перечень информации, аудио- и видеоматериалов, призванных оказать позитивное воспитательное воздействие на подростков. Плюсы использования данной методики в том, что воспитанник сможет в любое удобное для него время вернуться к сообщению педагога, оценить его, сохранить его на «Стену» личной страницы.
Таким образом, можно выделить следующие положительные аспекты использования социальных сетей в воспитательных целях: индивидуализация процесса общения; воспитатель и воспитанники преодолевают стереотипы стандартного стиля взаимодействия, что повышает коммуникативный интерес; получение разноплановой полезной информации различными способами; свободный обмен мнениями; расширение опыта социальных контактов.
Использование данных форм взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности позволяет:
1.Создавать сильнейшее поле эмоционального заряда, когда ребёнок приобретает опыт эмоциональных переживаний.
2.Концентрировать внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивать социально-культурные ценности личности.
3.Формировать умения взаимодействовать с самим собой и окружающими.
«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Рефлексия
Закончить нашу работу я хотела бы, используя приём «Незаконченные предложения»
«Я буду использовать в своей работе предложенные формы воспитания, потому что…»
« Буду изучать такие формы воспитательной деятельности, как …»
«Для меня было новым…».
Источники информации
Ресурс https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
Материалы сайта https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/551015-obnovlenija-sistemy-vospitanija-vyzovy-2023-2
Н.Е. Щуркова. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М., Центр «Педагогический поиск», 2004.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Игровые методики. – М., Педагогическое общество России, 2008.
Н.Е. Щуркова, М.Ю. Мухин, А.В. Желаннова. Новое воспитание в новой школе. – М., АРКТИ, 2012.