Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект
открытого занятия по теме
«Спорт любить – здоровым быть»
Воспитатель Халатян В.С.
пос. Совхозный
Славянский район
15.03.2022
Тема: «Спорт любить – здоровым быть»
Цель: формирование у несовершеннолетних потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
образовательная:актуализироватьпредставления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни;
развивающая:развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
воспитательная:воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни; осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Оборудование:наглядно–дидактическое пособие «Виды спорта», тематическая презентация.
Форма проведения:познавательная беседа.
Ход занятия.
Вводная часть
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! «Здравствуйте», говорим мы, когда приветствуем, друг друга, а значит, желаем здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги. Его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью. «Здоровье сбережёшь – от беды уйдёшь», – гласит народная мудрость.Как вы понимаете это?
Ответы детей.
Воспитатель: Тема нашего занятия сегодня «Спорт любить – здоровым быть». Мы с вами поговорим о том, почему необходимо заниматься спортом. Вы узнаете, как спорт влияет на ваше здоровье, укрепляет организм.
Здоровье и спорт взаимосвязаны. Здоровье – бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех ее проявлениях. Разрушить свое здоровье легко, восстановить очень сложно, порой невозможно. Больной человек не сможет быть полноценным членом общества, воплотить в жизнь свои мечты, идеи, планы. Сохранить и сберечь здоровье вам поможет спорт, о нем мы сегодня и поговорим.
Основная часть
Воспитатель:Как вы думаете, спорт и здоровье является нашей основой жизни?
Ответы детей.
Воспитатель:Физкультурой и спортом занимаются далеко не все молодые люди, многих освобождают по медицинским показаниям. Таким образом, в современном обществе существует ряд проблем, связанных со здоровьем подрастающего поколения, в частности с умением и возможностью молодежи осознанно и целенаправленно вести ЗОЖ. Организм человека – единая сложная саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей внешней среды.
Здоровье – понимается в широком смысле этого слова. Это не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, морально-нравственного, психо-эмоционального, социального, интеллектуального благополучия.
Здоровый образ жизни – единственно возможный способ сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимые составляющие ЗОЖ: двигательная активность, положительные эмоции, трезвость, личная гигиена, режим дня, рациональное питание, закаливание, позитивность мышления.
Воспитатель:Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен приобретает много качеств. Это – выносливость, сила, ловкость, меткость, грациозность, быстрота, стройная фигура, правильная осанка.Однако не все знают, чтобы добиться всех этих качеств, спортсмены очень и очень много тренируются. Изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Не каждый способен на такое, да и здоровье не всем позволяет.
Но это совсем не означает, что вы не должны дружить со спортом. «Да, это мне не под силу», – скажет кто-то. А вот и нет! Вы хотите быть ловкими, меткими, выносливыми?
Ответы детей.
Воспитатель: Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействуя на функции всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил о «мышечной радости» после выполнения физических упражнений.
Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, способствуя успешной трудовой и профессиональной деятельности.
С детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности.
Дети, которые занимаются спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые спортом не занимаются. Они выше ростом, имеют необходимый вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше.
В школьном возрасте происходит формированиеосновных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок.
В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов. Большая подвижность детей и подростков благоприятно воздействует на их головной мозг и способствует развитию умственной деятельности.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшения обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Активностьдетей в играх зависит от целого ряда условий: содержание игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Систематические занятия делают мышцы сильными, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее. Повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Физкультминутка «Для здоровья и настроения».
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз.
На носочки поднялись.
То приселит, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.
Воспитатель:Я хочу прочитать вам одну притчу. Послушайте ее.
Когда-то очень давно жил воин, который любил всем показывать свою силу. С кем только у него не было боев: и с мастерами боевых искусств, и богатырями. Одерживал победу у всех. Прослыли однажды слухи о том, что недалеко поселился монах, который был мастером боевых искусств, но лучше всего владел рукопашным боем. Воин пошел на его поиски, а когда нашел, то сильно смутился и был ошарашен. Когда он шел на поиски, то представлял, что встретит огромного, могучего богатыря. А в действительности, оказалось, что это монах-старик, который тренировался около своей хижины. Но это было не самое странное. Старик упражнялся древнему искусству вдохов и выдохов. Долго воин думал, подходить к старику или нет. И все же решил спросить.
– И ты тот боец, который является мастером боевых искусств? Я думаю, что люди погорячились, назвав тебя великим бойцом. Ты ведь хилый и не сможешь даже валун, сдвинуть, который стоит рядом. А я могу его поднять и с горы кинуть, – говорит воин.
– Ну, если ты знаешь, кто такой я, то зачем пришел сюда? Кто ты я знаю. И еще хочу сказать, что внешность может быть обманчива. Вот каждый день я спускаюсь вниз за каменными глыбами, приношу к хижине и разбиваю их головой. Но вот ты подоспел во время, пока, я не разбил камень, покажи мне свое мастерство ты, сделай такой пустяк. Если ты разобьешь камень, то я с тобой стану драться, - ответил воину монах.
Богатырь, раззадорившись, разогнался, и что было мочи, ударился головой о камень, упал и не шелохнулся.
Монах смог вылечить воина. Потом он долгие годы учил богатыря редчайшему искусству, что иногда нужно побеждать умом, а не применять только силу.
Воспитатель:Расскажите, какой смысл несет данная притча?
Ответы детей.
Воспитатель:Ребята, что, по-вашему, означает здоровый образ жизни и как за ним нужно следить?
Ответы детей.
Воспитатель:Здоровый образ жизни – это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.
Правильное питание – это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.
Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Воспитатель: Можно ли считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?
Ответы детей.
Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Воспитатель: Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.
Воспитатель: Как вы думаете, какие факторы мешают заниматься здоровьем?
Ответы детей.
Заключительная часть
Воспитатель:Наше занятие подошло к концу, и я хотел бы его закончить одной легендой.
Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.
Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.