Адаптивная система обучения как средство повышенияэффективности преподавания английского языка в начальной школе детям с РАС.
Алексеева Л.В, Каменских А.С., Пономарева И.Р.
Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:
- управляет самостоятельной работой всех учащихся;
- работает с каждым учеником индивидуально;
- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Таким образом, адаптивная система дает больше возможностей для педагога в обучении детей с разными образовательными потребностями. В данной статье мы хотим рассмотреть различные подходы в обучении английскому языку детей с РАС.
Для начала рассмотрим характерные особенности данной группы детей. По классификации DSM –VРАС определяется как «спектр психологических характеристик,описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях,а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов».Основная трудность в обучении таких детей объясняется тем,что аутизм имеет самые разнообразные формы и степени проявления:от низкофункциональных аутистов,плохо владеющих речью до высокофункциональных,обладающих развитой речью,памятью и мышлением.Формы аутизма включают в себя «полную отрешенность от происходящего,активное отвержение,захваченность аутистическими интересами,чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия» (Никольская 2000). «Дети с РАС с трудом усваивают новые навыки,но зато прочно и умело используют их в границах усвоенного,однако в ряде случаев не способны трансформировать усвоенный навык и применить его в новой ситуации (генерализации)» (Никольская 2000). Ученые выделяют 4 основные степени аутизма,и в ряде случаев они «пересекаются»в одном ребенке.Их объединяет сложность в организации адекватной коммуникации с детьми и со взрослыми,т.к.они в ряде случаев плохо «отслеживают»реакцию собеседника и не всегда понимают,что следует сказать
или сделать в ответ.Как отмечают исследователи аутизма,одной из характерных особенностей восприятия информации является то,что они воспринимают и хранят ее блоками,не перерабатывая и не применяя в новой ситуации (Никольская 2000). В связи с этим,как и нейротипичных детей,на начальном этапе целесообразно обучать их речевым «клише»английского языка,которые они могли бы использовать в дальнейшем при разговоре с собеседником для успешного построения диалога:слова приветствия,прощания,извинения,благодарности и т.д.Для детей всехгрупп характерным является чувство языка,общая языковая одаренность,сопровождающая стереотипную, «заштампованную»речь.У многих детей аутизм сопровождается эхолалией (механическим повторением слов и предложений без их осмысления),им свойственна негибкость мышления и фрагментарное восприятие картины мира.Ученые отмечают,что при отсутствии реакции на внешнюю обращенную речь,а также при отсутствии самой внешней речи сохраняется и развивается внутренняя и полученная информация,которая усваивается ими со временем в той или иной мере.Таким образом,грамотное обучение таких детей иностранному языку способствует развитию у них навыков внимания,мышления,памяти,а также навыков коммуникации.
Учитывая множественные трудности детей с аутизмом в коммуникации и взаимодействии с окружающим миром, восприятии и переработке информации, нами были выделены общие рекомендации по организации учебного процесса.
Обучение детей с РАС проходит эффективнее,если оно структурировано.Идеальный урок должен быть разделен на небольшие отрезки времени и включать смены деятельности,т.к.дети с РАС в ряде случаев затрудняются надолго концентрировать внимание на одном объекте.Каждый этап занятия должен быть схематично обозначен на карточке,чтобы
ребенок сразу видел всю структуру:что планируется сделать сначала,что потом,что завершает занятие (например,использовать такие команды как let's sing, let's play repeat и т.д.),что также будет способствовать запоминанию команд и повторению их.Рекомендуется использовать пиктограммыне только с целью прояснения инструкций,но и в ходе самого занятия для улучшения понимания.В целях поддержания мотивации к занятиям необходимо использовать подкрепление (вознаграждение),которое может быть предметным (игрушка,любимый предмет, стикер),социальным (одобрение,похвала),активностным (выбор интересного,приятного занятия в качестве вознаграждения).Поскольку у детей с расстройствами аутистического спектра затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать наглядноенапоминание правил поведения на уроке. Правила должны быть достаточно крупного размера. К каждой фразе можно добавить символ для того, чтобы постепенно убирая текст, оставались только символы. Как правило, такие напоминания располагают сбоку от доски. По прошествии некоторого адаптационного периода, когда основные нормы поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила, которые можно расположить на парте ученика.
Так как дети-аутисты оперируют собственной системой общения и часто бывают замкнуты, необходимо постараться узнать о том, что интересно конкретному ребенку, и говорить об интересующих его вещах, а также составлять задания с учетом этой информации. Таким образом, ребенок может раскрыться и легче пойдет на контакт.
Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, или простые изображения, чтобы доносить до них информацию (например, правила чтения, правила грамматики).Большое количество зрительных опор (картинок, схем, таблиц) позволит ребенку сконцентрировать внимание на учебной информации.
Специалисты в области инклюзии рекомендуют соблюдать языковое постоянство, то есть всегда говорить одними и теми же фразами. Например, при построении диалога не изменять фразу приветствия. Так же лучше использовать простые фразы и конструкции, больший акцент делать на ключевые слова.Упражнения на подстановку слов способствуют развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность к анализу и логическому мышлению.
Домашнее задание должно быть индивидуальным. Несмотря на то, что требования программы одинаковы для всех учеников класса, учитель, как уже говорилось ранее, имеет возможность предложить интересное и адекватное способностям ребенка с РАС домашнее задание.
Возможно,некоторым детям дополнительно потребуется сопровождающий (тьютор),который будет объяснять ребенку задания и помогать их выполнять.Занятия следуетпроводить в одно и то же время.Место для проведения занятия должно быть организовано так,чтобы ребенка ничего не отвлекало.Зарубежные специалисты подчеркивают,что адаптация среды для обучения ребенка с РАС является одним из важнейших педагогических методов в его обучении,и при этом необходимо соблюдение индивидуального подхода,что обеспечит предсказуемость и поможет предотвратить возможные проблемы в поведении.Специалисты в области аутизма рекомендуют держать на столе только те предметы,которые необходимы для проведения конкретного занятия.Инструкции
должны быть простые,четкие и понятные.При необходимости их нужно повторить и убедиться в понимании ребенком сказанного.
Также хотелось бы привести некоторые рекомендации О.Ю.Амурской по обучению детей с РАС чтению, письму, говорению. Так, для увеличения словарного запасаможноиспользовать упражнения,не направленные на изучение тематической лексики,но,например,на освоение вопросов (Where is..?, How many?), инструкций (find…). Такие задания как «Прищепки», «Развешивание белья», «Нахождение спрятанного объекта», «Нахождение желаемых предметов»,целью которых является не только тренировка координации и навыков мелкой моторики,но и освоение новой лексики.Данная лексика будет прочнее запоминаться,так какребенок будет непосредственно вовлечен в процесс.
Специалисты отмечают,что аутичные дети воспринимают информацию «блоками»,поэтому им не всегда подходит слоговой метод обучения чтению,они воспринимают слово как единое целое и могут научиться узнавать слова в напечатанном виде (Никольская, 2011). Поэтому для обучения их чтению предлагается методика «глобального чтения»,при которой предметы подписываются целыми словами,таккакданным детямсвойственно запоминать слово как графическоеизображение,как картинку.Для обучения детей с РАС английскому алфавиту можно использовать ресурсы сайта,предназначенного для обучения нейротипичных детей (как англоязычных,так и русскоязычных)того же возраста или младше (http://supersimplelearning.com/abcs/).На нем можно найти онлайн-игры для обучения алфавиту,материалы для скачивания (карточки,материалы с заданиями),а также популярные в англоязычной культуре детские песни,которые можно успешно задействовать на занятиях.Несомненным преимуществом данного сайта является то,что некоторые песни можно также слушать на сайте и работать с ними на занятии.Например, Phonics song 2, которая позволяет соединить в сознании звучание самой буквы и звука,который она передает,а также запомнить некоторые предметы,начинающиеся с определенной буквы и тем самым расширить свой словарный запас. Мы также отмечаем,что использование песен в работе с аутичными детьми позволяет расширить базу их знаний,стимулировать развитие речи,способствовать успешному включению в класс.
При обучении детей с РАС письму на английском языке рекомендуется использовать их способности к копированию,подражанию и визуальному запоминанию.Ему предшествует изучение английского алфавита.Следует помнить,что детям с РАС гораздо легче печатать на компьютере,чем писать от руки,но в целях развития мелкой моторики следует тренировать оба навыка.
Известно,что одной из трудностей детей с РАС является неумение распознавать и «считывать»эмоции другого человека,а также вербально их выражать, поэтому данныйаспект является наиболее сложным для освоения.Все же исследования показывают,что дети с РАС являются очень чуткими по отношению к эмоциональному состоянию близких людей.Изучение обозначений эмоций на английском языке рекомендуется свести к некоторым наиболее характерным лексемам (например, happy, sad, smiling, crying, scared, shocked и т.д.).
Как показывает опыт, обучение английскому языку имеет очень много важных преимуществ для учеников с РАС. Оно дает детям возможность целенаправленно изучать разговорные навыки с помощью ролевых игр, интересных диалогов и наблюдения. Также помогает тренировать такие языковые навыки как регуляция громкости, скорости и интонации устной речи. Изучение грамматики иностранного языка помогает улучшить понимание таких аспектов языка, как структура предложения. Заучивание фраз и разговорных клише даст возможность расширить существующий словарный запас не только чужого, но и родного языка. В некоторых случаях изучение иностранного языка входит в узкий круг интересов ребенка с РАС и становится его увлечением на всю жизнь или даже перерастает в будущую профессию (программист, переводчик и другие).
Используемая литература:
Никольская О.С.,Баенская Е.Р.,Либлинг М.М.Аутичный ре-
бенок:пути помощи. - М.:Теревинф, 2000. - 336 с.
Применение компьютерных технологий в обучении детей с расстройством аутистического спектра:учеб.-метод.пособие / авт.сост.О.Ю.Амурская .- Казань:Казан.ун-т, 2017.- 32 с.
Баскаулова П.А. Особенности преподавания английского языка во 2 классе обучающимся с расстройствами аутистического спектра. Выпускная квалификационная работа.-Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2018.
https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/1827
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/adaptivnaya-sistema-obucheniya-as-granic.19975762394/?ysclid=lxj0d3akx4729503550