Статья «Активные методы обучения как способ формирования и развития креативного мышления на уроках русского языка».
Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности.
В.А. Сухомлинский
Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.
Креативное мышление не противопоставляет интеллект и воображение, логику и творчество, а сочетает в себе и то и другое. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:
умение обозначить проблему;
способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
умение видеть нестандартные варианты решения;
способность углубить идею, дополняя детали;
способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.
Так как же развивать и формировать креативное мышление на уроках русского языка?
Чтобы у детей постоянно происходило развитие креативного мышления, я использую различные методы и приемы.Это могут быть: творческие задания, лингвистические игры, конкурсы, викторины, проектные работы на заданную тему, дебаты, беседы, защита творческих работ.
Главная цель моей работы с детьми - научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Поэтому в своей работе я использую современные педагогические технологии, одна из которых - активные методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, строятся на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению.
Появление в ХХ в. феномена активных методов обучения и его интенсивная разработка в науке и практике обусловлены двумя группами предпосылок:
1) научно-теоретическими, в качестве которых, по А. А. Вербицкому, выступают:
● теория деятельности, разработанная советскими психологами и педагогами Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевыми др.;
● разработка и внедрение в образовательную практику деятельностного, культурологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов, что вызвало смену всей образовательной парадигмы;
2) социальными (внешними, внеобразовательными), к которым следует отнести:
● социальный заказ на формирование творческой, мобильной, самостоятельной и инициативной личности, способной к ответственному выполнению основных социальных ролей и функций;
● потребность рынка труда в специалистах, способных «выполнять не только типовые задания, но и решать задачи высокой степени сложности и неопределенности, управлять гибкими, краткосрочными, межотраслевыми проектами».
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
-организацию совместных действий;
-распределение начальных действий и операций;
-общение, без которого невозможны распространение, обмен и взаимопонимание;
- обмен методами действий по решению проблемы;
-рефлексию, посредством которой устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Для ученика эффективным будет тот урок, который насыщен интересными заданиями, предполагает взаимодействие с одноклассниками, создание какого-то общего продукта – предмета гордости учеников.
В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Планово-подготовительный этап: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
Информационно-оперативный этап: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.
Рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Организации релаксации и подведения итогов.
4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов»,
5. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
6. Организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Креативные письменные задания, проекты, творческие работы максимально активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения. Для учеников 5-6 классов, например, использую игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия),
На этапе актуализации знаний учащихся эффективным является такой прием, как «Кластер». Данный метод позволяют учащимся активизировать уже имеющиеся знания по определенным темам
Основные принципы составления кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
Стратегия «Ассоциативный ряд».
Данный прием является наиболее эффективным при изучении лексических тем на уроках русского языка. Суть этой стратегии состоит в том, что педагог предлагает учащимся написать за определенное время слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать.
Прием «Верно-Неверно»
Данный прием удобно применять при повторении пройденного материала. На этом этапе важно освежить в памяти все, что ученикам известно по теме урока и те знания, умения и навыки, которые пригодятся на уроке.
Объявляется тема
Учитель зачитывает вопросы и предложения
Учащиеся фиксируют ответы с помощью значков «+» и «-»
Как показывает практика, креативность, как качество личности, формируется в процессе обучения и проявляется в деятельности; является одним из компонентов учебно-познавательной компетенции школьников. Применение активных методов обучения позволяет не только повысить и развить креативный уровень мышления учеников, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.