Статья для педагогов «Качество организации образовательного процесса»
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников.
Качество образования - ряд свойств и характеристик, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника.
Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной.
Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта.
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно.
Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал. Не секрет, что общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса.
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования.
Одних устраивает просто питание, присмотр и наличие каких либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень занятий и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок. Впрочем, все родители без исключения стремятся иметь как можно меньше затруднений при переходе ребёнка к следующей ступени образования, т.е. им хочется, чтобы ребёнок был подготовлен к обучению в школе.
Анализ нормативных документов 1990–2000х годов в сфере дошкольного образования позволяет сделать следующий вывод: в официальной точке зрения долгое время доминировало суждение, что качество определяется созданными в ДОУ условиями. Кроме того, качество дошкольного образования, предоставляемого конкретным ДОУ, оценивалось через ЗУНы, полученные детьми в ходе процедуры диагностики выбирается эталон, и достигнутое качество сопоставляется с ним.
В соответствии с этой законодательной нормой «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Определениекачества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте.
В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам.
Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований:
– к структуре основных образовательных программ;
– к условиям реализации основных образовательных программ;
– к результатам освоения основных образовательных программ.
Определениекачества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте.
Соответствует – значит, образование качественное. Соответствует в какой то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.
Современнаяконцепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор,ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства.
При этом требования к структуре основных образовательных программ (ООП) тоже могут быть отнесены к указанным условиям. Кроме того, оценка качества любого объекта (системы) осуществляется на основе сравнения его фактического состояния с состоянием потребным, и здесь не обойтись без чёткого понимания, что, есть потребное состояние, к которому система в целом и каждый ребёнок в отдельности должны прийти в результате процесса образования.
Таким образом, без определения планируемых результатов дошкольного образования образовательный процесс не может быть квалифицирован как качественный.
1.Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанникас целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так икачества дошкольного образования в целом.
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?
Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).
Деятельность сотрудников ДОУ направлена на качественное осуществление функциональных задач детского сада, но на каждом уровне управления она имеет свои особенности.
Для воспитателя это обеспечение качества развития детей, для руководителя – обеспечение управления качеством образования.
Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
2.Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования. | |
1)Соответствие психолого-педагогических условий реализации ООП ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 1.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО. 1.2.Вариативные формы дошкольного образования. 1.3.Сетевое взаимодействие. 1.4.Реализация ИОМ. 1.5.Имеются условия для перехода ребенка на следующий уровень образования. 1.6.Создание доступной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. |
2)Соответствие кадровых условий реализации ООП ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 2.1.Укомплектованность педагогическими кадрами. 2.2.Укомплектованность руководящими кадрами 2.3.Укомплектованность иными кадрами. 2.4.Уровень квалификации кадрового состава. 2.5.Профессиональный уровень кадрового состава, образовательный ценз педагогических кадров 2.6.Непрерывность профессионального образования 2.7 Использование ИКТ-технологий педагогическими кадрами. 2.8.Наличие педагогов дополнительного образования 2.9.Наличие наград, премий, поощрений педагогических кадров, самого Учреждения 3.0.Удовлетворенность родителей реализуемыми в Учреждении ООП ДО |
3)Соответствие развивающая предметно-пространственная среда реализации ООП ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 3.1.Учет национально-культурных, климатических, возрастных особенностей воспитанников в Учреждении. 3.2.Соответствие РППС требованиям ФГОС ДО. |
4)Соответствие материально-технических условий для обеспечения реализации ООП ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 4.1.Состояние и содержание территорий, зданий, помещений 4.2.Пожарная безопасность 4.3.Охрана здания и территории. 4.4.Оснащенность помещений для работы медицинского персонала. 4.5.Контроль организации питания. 4.6.Материально-техническое обеспечение реализуемых в Учреждении ООП ДО. 4.7.Информационное обеспечение. 4.8.Оснащенность информационно-коммуникативными средствами, используемыми в целях образования. |
5)Соответствие финансово-экономических условий для обеспечения реализации ООП ДО требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | 5.1.Количество освоенных средств для обеспечения реализации ООП ДО. |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации (далее - ФГОС ДО), определивший новую парадигму управления образовательным процессом, вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее - дошкольных организаций). Одним из таких вопросов был и продолжает оставаться вопрос о том, почему во ФГОС ДО отсутствуют нормативы развития. Почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не точных итоговых и промежуточных характеристик развития? Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций?
Второй вопрос, волнующий участников образовательных отношений в сфере дошкольного образования, - как же оценивать качество работы образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивать детей запрещается? Третий наиболее часто задаваемый вопрос - как оценивать работу дошкольной организации в условиях существования вариативных образовательных программ? Во время существования единой и единственной типовой образовательной программы, оценивать организации и сравнивать их результаты между собой было легко. Но теперь, когда ФГОС ДО утверждает вариативность и многообразие в качестве базовых ценностей, то как - и возможно ли вообще – объективно оценить качество работы организации независимо от того, какую программу она реализует?
В такой ситуации неопределенности существует реальная опасность
распространения той привычной практики, при которой органы управления и надзора российского образования ради упрощения процедуры контроля будут возвращаться к оцениванию качества на основе типовых форм, привычных и знакомых им со времен действия типовой программы. В этих условиях основные идеи и базовые ценности ФГОС ДО не смогут быть реализованы и пострадает инновационное развитие всей системы в целом. Нельзя забывать, что одной из основных задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ, организационных форм дошкольного образования (пункт 1.6. 7 ФГОС ДО).
Выход из этой ситуации может быть только один: необходимо разработать новую систему оценки на основе ФГОС ДО.
В контексте проблемы оценки качества дошкольного образования на основе стандарта трудно переоценить важность публикации одного из самых авторитетных международных современных инструментов оценки, апробированного во многих странах и хорошо зарекомендовавшего себя на практике, - шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Шкалы ECERS-R прошли апробацию в российских дошкольных организациях, которая подтвердила полную применимость этого инструмента в условиях современного дошкольного образования России.
Коллектив экспертов, участвующий в адаптации и апробации шкал ECERS-R в российских условиях, убежден в том, что они позволяют наиболее точно оценить соответствие образовательной деятельности
дошкольной организации требованиям ФГОС ДО.
При внимательном знакомстве со шкалой оказывается, что области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предлагаемые в ней, очень близки, практически идентичны ценностям, принципам и основным положениям ФГОС ДО.
Шкала ECERS-R входит в группу шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS (EarlyChildhoodEnvironmentRatingScales) и представляет собой инструмент оценки качества образования детей дошкольного
возраста.
Для дошкольного образования, как и для других образовательных уровней, устанавливается ФГОС, состоящий из трёх групп требований.
Система оценки 1
1. Внимательно прочтите всю шкалу, включая <<Показатели,>, <<Пояснения,> и <<Вопросы,>. Для обеспечения точности оценивания все оценки должны основываться на индикаторах, представленных в показателях шкалы, настолько точно, насколько возможно.
2. Необходимо обеспечить доступность шкалы и частое обращение к ней в течение всего времени наблюдения, чтобы удостовериться в точности выставленных баллов.
3. Примеры, которые отличаются от приведенных в отдельных индикаторах, но представляются сопоставимыми, могут использоваться в качестве основы для оценивания соответствующих индикаторов.
4. Оценки должны основываться на результатах наблюдений за текущей ситуацией, а также на сведениях, полученных
от персонала, а не планах на будущее. При отсутствии информации, полученной в ходе наблюдений, для выставления
баллов вы можете использовать ответы персонала на ваши вопросы, полученные в отведенное для этого время.
5. Оценивая тот или иной показатель, всегда начинайте с уровня 1 (неудовлетворительно) и продвигайтесь вверх до тех пор, пока не достигните корректной оценки.
1 В тексте используются следующие обозначения: Д (да); Н (нет); НП (неприменимо).
6.Оценки выставляются следующим образом:
• оценка1ставится в том случае, если по любому из индикаторов, размещенных под цифрой 1,получен ответ <<Да,>;
• оценка 2 ставится при наличии ответов <<Нет•> по всем индикаторам,т размещенным под цифрой 1, и наличии ответов
<<Да,> как минимум для половины индикаторов под цифрой 3;
• оценка 3 ставится в случае ответов <<Нет,> по всем индикаторам под цифрой 1 и ответов <<Да,> для всех индикаторов
под цифрой 3;
• оценка 4 ставится при наличии ответов <<Да,> по всем индикаторам под цифрой 3 и ответов <<Да,> как минимум для
половины индикаторов, перечисленных под цифрой 5;
• оценка 5 ставится при наличии ответов <<Да•> по всем индикаторам под цифрой 5;
• оценка 6 ставится при наличии ответов <<Да,> по всем индикаторам под цифрой 5 и ответов <<Да•> как минимум для
половины индикаторов под цифрой 7;
• оценка 7 ставится при наличии положительных ответов по всем индикаторам под цифрой 7;
• оценка НП может выставляться для индикаторов или показателей в целом только в тех случаях, когда она явно предусматривается в шкале и в оценочном листе. Те индикаторы, которые получают оценку НП, не учитываются при
определении оценки для соответствующего показателя, а показатели, оцененные как НП, не учитываются при расчете
результатов по подшкалам и шкале в целом.
7. Для расчета средних оценок по каждой подшкале следует сложить баллы по каждому оцененному показателю в подшкале и разделить на количество таких показателей. Итоговая средняя оценка по всей шкале рассчитывается как сумма баллов по всем показателям шкалы, получившим оценку, разделенная на количество этих показателей.__
* Пояснения
Показатель 9. Если вы наблюдаете обращение только :к нескольким детям при приветствии (или прощании), учитывайте это при оценке.
1.1. Оценка «Да>> ставится тогда, когда персонал обычно (в 75 % случаев) не реагирует вербально или невербально, положительно или нейтрально при появлении детей в помещении группы или вскоре после их прихода (через 1-2 минуты).
3.1. <<Большинство,> предполагает доброжелательное приветствие :как минимум 75 % детей, при этом новые сотрудники также приветствуют детей.
5.1. Очень внимательно следите за процессом приветствия, чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (напр., персонал смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается :к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или задает ему вопросы).
5.3. Чтобы дать положительную оценку, не обязательно увидеть во время наблюдения <<доброжелательное приветствие,> :каждого из родителей, тем не менее должно быть очевидно, что в целом (примерно в 75 % случаев) :к родителям обращаются именно таким образом.
5.3, 7.3. Если дети не приводятся в дошкольную организацию родителями,ставьте НП в индикаторах 5.3 и 7.3, а общение родителей с персоналом оценивайте в показателе 38 «Условия для родителей,>.
7.3. Для положительной оценки получение информации от персонала всеми родителями при приветствии и прощании не является обязательным, тем не менее следует убедиться, что в целом взаимодействие с родителями происходит именно так.
Вопрос
Могли бы вы описать, что происходит :каждый день, :когда дети и родители приходят и уходят?
* Пояснения
Показатель 11. Оценка НП по данному показателю выставляется в группах, в которых дети находятся по 4 часа или менее, где время для сна или отдыха не предусмотрено. При более продолжительном рабочем дне время для сна/ отдыха должно выделяться с учетом возраста и индивидуальных потребностей
детей.
1.1. «Неподходящий,> распорядок означает, что время для сна/ отдыха выделяется либо слишком поздно, либо слишком рано (напр., дети устают задолго до времени для сна или не готовы спать), или же дети спят либо остаются в своих кроватках слишком долго (более двух с половиной часов), что может нарушить принятый в семье режим сна.
3.2. <<Не переполненный,> означает, что при отсутствии сплошной перегородки кроватки/ маты находятся на расстоянии не менее 45 см друг от друга. Детские постельные принадлежности должны храниться
отдельно друг от друга, так, чтобы личные вещи не соприкасались, а кроватки/ маты должны быть покрыты материалом,
позволяющим с легкостью их мыть и дезинфицировать.
3.3. <<Достаточное наблюдение,> означает присутствие достаточного количества персонала для обеспечения безопасности детей в случае чрезвычайной ситуации и помощи детям, которые проснулись или нуждаются в ней. В помещении всегда должен находиться хотя бы один дежурный педагог.
7.2. Положительная оценка ставится в тех случаях, когда дети могут спокойно читать книгу или тихо играть на своих кроватках.
Вопросы
Опишите, как организован сон или отдых детей.
3.3. Каким образом в это время осуществляется присмотр за детьми?
3.4, 7.2. Что вы предпринимаете, если дети устали до времени, отведенного для сна, слишком возбуждены, чтобы уснуть, или просыпаются рано?
5.3. На каком расстоянии друг от друга находятся кроватки или маты?
В нашем детском саду условия реализации образовательных программ дошкольного образования соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а что нет, то мы будем работать над этим
Для релизации задач
В нашем учреждении созданы все условия для реализации Основной образовательной программы.
Повышения качества образования зависит от создания условий
Организации развивающей предметно – пространственной среды (далее – РППС) в учреждении осуществляется в соответствии с требованиями построения среды (п.п.3.3. ФГОС ДО).
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Для реализации Программы также имеются медиа - библиотека, развивающий кабинет
Музыкальнофизкультурный зал Библиотека методической литературы, шкаф для ис-
пользуемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего
материала, музыкальный центр, проектор, экран,
Ноутбук, пианино, разнообразные музыкальные ин-
струменты для детей, подборка аудиокассет, дисков с
музыкальными произведениями, различные виды те-
атров, ширма для кукольного театра, детские взрос-
лые костюмы
Шары цветные, ребристая доска, гимнастические ска-
мьи, обруч малый, флажки, шведская стенка, мячи
большие резиновые, мячи резиновые средние, мячи
малые резиновые, гимнастические палки, маты
,скакалки, фишки-ориентиры, коврик , насос с игол-
ками, кегли
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки)
На территории ДОУ имеются спортивные площадки,
способствующая полноценному физическому разви-
тию, укреплению здоровья ребенка и содействию все-
стороннего развитию его личности.
Медицинский кабинет
Осуществление медицинской помощи
Профилактические мероприятия.
Шкафы для хранения медикаментов, холодильники,
медицинские столы, кушетки, бактерицидные лампы,
комплекты шин, жгуты, ростомеры, весы, тонометры,
ширмы металлические на колесах, емкости для дез-
инфекции инструментария и использованного матери-
ала. Установлены водонагреватели, приобретены
плантограф, аппарат Ротта, оториноскоп с воронками,
спирометр сухой, термоиндикатор и др.
Методический кабинет
Осуществление методической
помощи педагогам (библиотека пе-
дагогической и методической лите-
ратуры, библиотека периодических
изданий, пособия для занятий, опыт
работы педагогов, материалы кон-сультаций, семинаров, семинаров –практикумов, демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми, иллюстративный материал
Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
Библиотека педагогической и методической литературы, библиотека периодических изданий, пособия для занятий, опыт работы педагогов, материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов, демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми, иллюстративный материал,ноутбук, принтер, медиатека для педагогов.
Территория Учреждения включает четыре прогулочные площадки с верандами для каждой
возрастной группы. На каждой площадке в достаточном количестве имеется безопасного, яркого,
образного оборудования для сюжетно – ролевых игр, игр и развлечений детей, а также закрепления
основных движений: качалки, брусья, дуги для подлезания и т.д.
Отдельно сооруженная спортивная площадка для спортивных игр оснащена гимнастическим
комплексом, гимнастическими бревнами, ямой для прыжков в длину с разбега и дорожкой для раз-
бега. На территории Учреждения имеется гараж для хранения крупногабаритного спортивного ин-
вентаря (велосипеды, самокаты, лыжи и др.)
На территории ежегодно оформляются газоны, цветочные клумбы, широко представлены растения
Южного Урала; разбит огород, поле, растут ухоженные кустарники и деревья различных пород.
В Учреждении имеется современная информационно–техническая база: электронная почта,
доступ к сети Интернет с помощью локальной сети, технические средства обучения, музыкальные
центры, магнитофоны, копировальная техника. В пользовании педагогов - ноутбук, дающие воз-
можность выполнения современных требований по делопроизводству, документоведению, органи-
зации педагогической деятельности. Разносторонне используются возможности мультимедиа и
слайд проектирования.
«Центры приобщения к региональному искусству» в группах, включают в себя:
элементы уральской художественно - эстетической культуры живописи, литературы, музыки, театра;
предметы народного и профессионального декоративно - прикладного искусства Урала: литье из чугуна, гравюру, изделия камнерезного искусства, расписные уральские доски, ложки, изделия из уральского фарфора, вышивку и др.;
альбомы с образцами декоративно - прикладного искусства Урала, представленными в музеях страны;
уголки тематических выставок («Урал–земля золотая», «В гостях у Хозяйки Медной горы» и
др.) представителей животного мира Южного Урала, народных музыкальных инструментов и т. д.
картотеки мультимедийных презентаций («Камнерезное искусство», «Чугунное литье» и т.д.);
«мини-мастерские», содержащие чертежи по изготовлению поделок-изделий, пооперационные карты, незавершенные композиции, готовые образцы, иллюстративный материал для рассматривания, материалы для продуктивной деятельности детей;
детские работы как элемент украшения пространства группы.
3.2.Программно – методическое обеспечение по всем образовательным областям
3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.