Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. Статья "Физиологическая адаптация организма спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам в баскетболе"

Статья "Физиологическая адаптация организма спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам в баскетболе"

Если у спортсмена высокий уровень психофизиологической подготовки, то он с легкостью может добиться спортивного мастерства, высокой работоспособности, его организм с легкостью привыкнет к соревновательным и тренировочным нагрузкам.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Физиологическая адаптация организма спортсменов к

тренировочным и соревновательным нагрузкам в баскетболе

В большой советской энциклопедии даётся следующее определение адаптации – это процесс приспособления строения и функций организма и их органов в условиях среды.

Физиологическая адаптация – это совокупность физиологических реакций, которые лежат в основе приспособления организма к изменению окружающей среды, которая направленна на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Тренировочная нагрузка, как правило, определяется пятью основными факторами:

1) фактор координационной структуры применяемых упражнений,

2) фактор интенсивности,

3) фактор длительности,

4) фактор условия чередования упражнений с отдыхом,

5) фактор количества повторений упражнений.

При правильном, в методическом отношении, сочетании этих факторов происходят благоприятные изменения в организме спортсмена, то есть эффективно формируется долговременная адаптация.

Целенаправленная тренировочная деятельность приводит к разным изменениям в организме спортсмена, тем самым увеличивая их работоспособность. С биологической точки зрения, тренировка является длительным процессом адаптации спортсмена к разной степени нагрузки. Из этого следует, что упражнения, задания, да и сама тренировка являются стимулом для адаптации.

Некоторыми учеными было установлено, что, приспособление спортсменом к увеличивающимся нагрузкам обусловлено 3 факторами:

  1. Величина воздействия;

  2. Специфика;

  3. Приспособляемость спортсмена.

Следуя закону адаптации, можно выявить тот факт, что тренировочная деятельность должна обеспечить оптимальный набор этих 3 факторов, что в свою очередь, определит прогресс над работоспособностью спортсмена.

Тренировочная деятельность вызывает реакцию спортсмена и служит стимулом для адаптации. Величина регулируется тремя факторами:

1) Объём нагрузки;

2) Интенсивность нагрузки;

3) Новизна упражнений.

Важно знать, уровень подготовки возрастает только тогда, когда достаточна величина воздействия.

Суть принципа перегрузки такова, что для увеличения уровня подготовки, требуется применение воздействия, величина которого превышает привычный уровень.

Следуя принципу перегрузки, величина нагрузки имеет первостепенное значение и должна тщательно программироваться и оцениваться.

С древнейших времен, самым простым способом увеличения нагрузки считается в увеличении объёма тренировок. С 1930 года, во многих видах спорта, у высококвалифицированных спортсменов, количество тренировок составляло 2 – 3. С 1960 года увеличилось до 8 раз, а в 1980 достигло 14. С тех пор это число осталось на том же уровне. Очень долго ученые и медики ограничивали увеличение нагрузок физиологическими и социальными факторами. Физиологи считали, что уже достигнут верхний предел резерва человека; социологи беспокоились о том, что кроме спорта, человеку необходима учеба, профессия и личная жизнь. Несмотря на все высказывания и недовольства, объём тренировочных занятий стремился к увеличению. Объём уменьшился и стабилизировался только в течение двух прошедших десятилетий. Но, в любом случае, увеличение тренировочных занятий приведет к личному прогрессу каждого спортсмена.

Следующим важным аспектом тренировочной деятельности является интенсивность. Интенсивность рассматривается в двух аспектах:

  • меряет уровень мощности относительно максимума;

  • составляющая общего объема тренировочной нагрузки, который выполняется с увеличенной мощностью.

Интенсивные упражнения вызывают у спортсмена более видимую реакцию. Интенсивность оценивается внешними показателями: мощность, скорость, поднятыми весами, а также реакцией организма. К примеру, ЧСС является распространенным показателем физиологической реакции.

Следующий аспект тренировочной деятельности – специфичность. Она характеризуется переносом выполнением вспомогательного упражнения на основное упражнение. Тренеры обычно используют широкий набор упражнений, который делится на две группы:

  • упражнения для совершенствования физических качеств (выносливость, сила, быстрота и др.);

  • упражнения для совершенствования техники.

Так же, эти упражнения комбинируют для того, чтобы улучшить взаимодействие физических качеств и технических навыков. Полезность каждого упражнения зависит от того, как оно повлияет на выполнение соревновательной деятельности.

Принципы адаптации могут быть представлены в такой последовательности:

  • Принцип величины воздействия. Тренировочная деятельность с адекватной рабочей нагрузкой, вызывает желаемые реакции в организме спортсменов;

  • Принцип аккомодации. Реакции вызывают прогресс

приспособления, который приведет к увеличению работоспособности и экономному реагированию на нагрузки;

  • Принцип специфичности. Увеличенный уровень

работоспособности отразиться на выполнении соревновательного действия в соответствии с тренировочными результатами, которые перенесены с различных упражнений на главное – соревновательное.

Если нарушить эти связи, то понизится тренировочный эффект.

Наверное, многие задавали вопрос, а что же происходит в организме в момент физической нагрузки? Как уже говорилось ранее, организм принимает физическую нагрузку как раздражитель. Первой на такой раздражитель реагирует центральная нервная система, она подает организму сигнал «тревоги». После полученного сигнала, организм – выбрасывает адреналин. Далее, учащается частота сердечных сокращений, увеличивается частота дыхания, это приводит к увеличению минутного объема крови и дыхания. После стадии тревоги, организм поступает в следующую стадию – стадию устойчивого состояния. Как говорилось ранее, в данной стадии нормализуется выброс адреналина. Так происходит до тех пор, пока энергосберегающие системы не удовлетворят энергетический запрос. Далее наступает фаза истощения. В данной фазе запускается режим самосохранения, в котором происходит отказ от работы.

Механизм адаптации, описанный выше, происходит при каждом однократном воздействии физической нагрузки на организм.

В результате регулярных физических нагрузок, тренированность организма повышается, он сохраняет устойчивое состояние (удовлетворяет энергетический запас) длительное время и при более высокой интенсивности нагрузок.

Практическое применение адаптации организма к тренировочным нагрузкам заключается в соблюдении тренировочных принципов: регулярность, доступность и постепенность.

Если управлять процессом адаптации, то это позволит существенно сократить сроки её протекания.

Адаптация существует в качестве состояния (адаптированность), процесса (приспособление) и свойства личности (адаптивность).

Адаптивность является фактором адаптации, от благополучности которой зависит состояние адаптированности. Адаптированность определяется двумя группами критериев:

  1. Характеристики и успешность деятельности – объективные;

  2. Удовлетворённость и эмоциональное состояние – субъективные.

Факторы, которые влияют на успешность протекания адаптационных процессов, делят на 2 группы: объективные (среда обитания) и субъективные (личностные).

Объектные условия имеют двойное воздействие на адаптацию:

опосредованное и непосредственное.

Если применять их к соревновательной деятельности, то можно разделить их на 2 группы объективных факторов: условия соревнований и условия деятельности.

Личностные качества играют роль ведущего регулятора адаптации. Психическая адаптация человека определяется выраженностью и особенностями связей стабильных характеристик личности.

Многими специалистами было проведено немало исследований в области адаптации спортсменов к соревнованиям. Исследования были направлены на выявление основных факторов и критериев адаптации спортсмена к соревнованиям, их социальных и личностных характеристик, характера влияния на успешность соревновательной деятельности.

Исследователи разработали анкеты, тесты, с помощью которых изучали субъективные критерии, такие как:

  • оценка условий соревновательной деятельности;

  • предстартовое состояние;

  • прогноз успешности выступления;

Объективные критерии:

  • успешность умственной деятельности, информационного поиска, который обусловлен комплексным проявлением всех психических

процессов;

  • оценка адаптивности поведения спортсмена на соревновании.

Психологические факторы личности, которые изучали исследователи:

  • Сила нервной системы к торможению и возбуждению;

  • Мотивация достижения;

  • Подвижность, пластичность;

  • Эмоциональность;

  • Настойчивость, стремление к борьбе;

  • Самоконтроль и др.

Структура адаптации представляется субъективными и объективными компонентами.

К субъективным относят: предстартовое психическое состояние, прогноз успешности в соревновании, оценка условий происходящего самим спортсменом.

Субъективные компоненты, в основном, определяют удовлетворенность и успешность соревновательной деятельности.

Адаптация спортсменов к соревновательной деятельности вызвана совокупностью объективных, внешних и внутренних субъективных факторов.

К объективным факторам относят условия соревновательной деятельности и социальные характеристики спортсменов.

Самое большое значение в плане повышения адаптированности имеют волевые и мотивационные качества личности.

Адаптированность спортсмена влияет на его результативность во время игры в её количественном и качественном аспектах.

Если ускорить оптимизацию адаптированности, то это приведет к возможности повышения успешности соревновательной деятельности спортсмена. При таком повышении, необходимо воздействовать на внутренние психологические и их обуславливающие факторы.

При повышении уровня развитий качеств личности, которые влияют на успешность деятельности и опосредуют адаптацию к соревнованиям, приведет к возрастанию приспособления спортсмена к условию и содержанию соревновательной деятельности.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Если у спортсмена высокий уровень психофизиологической подготовки, то он с легкостью может добиться спортивного мастерства, высокой работоспособности, его организм с легкостью привыкнет к соревновательным и тренировочным нагрузкам.
0 ₽