Статья. Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся в ходе повторения и подготовки к ГИА.
Государственная итоговая аттестация учащихся является критерием независимой объективной оценки учебных достижениях учащихся, а также оценки результатов деятельности образовательных учреждений. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся в ходе повторения и подготовки к ГИА.
Системная подготовка к ГИА по химии предполагает обобщение и повторение изученного материала, что в свою очередь будет способствовать не только повышению уровня имеющихся знаний у учащихся – осужденных, но и формированию ключевых компетенций. Ключевые компетенции предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым к постоянному учению и переучиванию. А значит моей задачей при подготовке к ГИА по химии является не только теоретическое наполнение материала, но и такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся – осужденных, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой.
Современной школе необходимы такие методы, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные действия, формировали бы компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Именно такими являются активные методы обучения, которые необходимо использовать для эффективной подготовки учащихся – осужденных к ГИА.
Активные методы обучения –это такие методы, при которых деятельность учащегося носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Такое обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащихся. Как бы ни старался учитель, если учащиеся - осужденные не работают, процесса познания нет. Главное – приучить и научить учащихся - осужденных трудиться самостоятельно. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, развить умение пользоваться полученными знаниями. Поэтому формирование ключевых компетенций средствами предмета химии с помощью активных методов, в условиях подготовки учащихся - осужденных к экзаменам, является залогом успешного прохождения ГИА.
Активные методы применяю на всех этапах урока. Наиболее эффективными активными методами обучения на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок, выяснения целей, ожиданий, опасений.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Организации релаксации и подведения итогов.
Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий.
Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Элементы — «изюминки».
Реализация личностно ориентированного и индивидуально — диффе-ренцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности учащихся и самостоятельной работы учащихся - осужденных.
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-конференции, уроки-исследования.
Игровые моменты.
Приведу некоторые примеры таких активных форм обучения.
Роль учителя - в основном сопровождающая, он вооружает учащихся технологией деятельности и соответствующими способами работы.
1) Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок, выяснения целей, ожиданий, опасений.
Например, на уроках использую такие ситуации:
а) ситуацию неожиданности. Например, при ознакомлении учащихся - осужденных с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей необычностью.
При повторении темы «Состав воздуха» учащимся сообщаю следующий факт: в Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет.
б) ситуации предположения - когдатребуется доказать справедливость предположения или высказывания. Например, при повторении темы «Кислород» предлагаю объяснить смысл общеизвестной народной поговорки: «Биться как рыба об лед».
Приведу примеры использования загадок, тайн для эмоционального настроя на урок:
1. «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс);
2. Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. «Фосфор» - 9 класс.
При повторении темы «Карбоновые кислоты» в 12 классе использую кроссворд«Карбоновые кислоты»:
Ответив на вопросы кроссворда, расшифруйте слово, раскрывающее понятие специфических свойств карбоновых кислот.
Вопросы кроссворда:
1. Органические вещества, образующие кислотную среду при диссоциации и меняющие окраску индикаторов.
2. Карбоновая кислота, входящая в состав коровьего (сливочного) масла.
3. Межмолекулярная химическая связь, за счет которой низшие карбоновые кислоты существуют в виде димеров.
4. Основной продукт реакции нейтрализации между карбоновыми кислотами и основаниями.
5. Вещества, образующиеся в результате реакции этерификации.
6. Кислота, которая содержится в южном фрукте.
7. Вещества, окислением которых получают карбоновые кислоты.
8. Кислота, широко применяемая в качестве консерванта.
1К | И | С | Л | О | Т | ы | |||||||||
2М | А | С | Л | Я | Н | А | Я | ||||||||
Р | |||||||||||||||
Б | |||||||||||||||
3В | О | Д | О | Р | О | Д | Н | А | Я | ||||||
К | |||||||||||||||
4С | О | Л | Ь | ||||||||||||
5Э | Ф | И | Р | Ы | |||||||||||
6Л | И | М | О | Н | Н | А | Я | ||||||||
Ь | |||||||||||||||
Н | |||||||||||||||
7А | Л | Ь | Д | Е | Г | И | Д | Ы | |||||||
8У | К | С | У | С | Н | А | Я |
Такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно вступление о том, что будем повторять на уроке.
Деятельность учащихся - осужденных наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация). Эмоциональная реакция учащихся - осужденных является дополнительным мотивационным фоном для формирования интереса к учебного материала и повышение качества знаний.
2) Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
При подготовке к ГИА использую проблемный подход в обучении учащихся - осужденный, основой которого является создание проблемной ситуации. Основная движущая сила проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих и исследовательских заданий, которые ставятся перед учениками. Проблемная ситуация, проблемное задание может планироваться как при повторении, так и при закреплении учебного материала. Учащиеся - осужденные выдвигают свои гипотезы решения данной конкретной проблемы (задачи, вопроса). Подобный подход к изложению учебного материала укрепляет у учащихся - осужденных интерес к химии, рождает множество вопросов. На уроке создается своеобразная «ситуация ожидания», когда ученики настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к усвоению изучаемого материала.
Например, на уроках химии я использую следующие способы создания проблемных ситуаций:
1. Показ двойственности свойств соединений (амфотерность) или возможности
проявления одним и тем же веществом окислительных и восстановительных свойств.
В 12 классе при изучении темы «Свойства оксидов и гидроксидов металлов»при исследовании свойств гидроксида цинка учащиеся - осужденные обнаруживают, что данное вещество способно проявлять свойство кислоты. Эта информация рождает проблемнуюситуацию.
2.Создание условий, когда учащиеся - осужденные на основе известных им закономерностей должны моделировать процессы, которые невозможно осуществить экспериментально. Например, в 9 классе при изучении темы «Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства, применение»можно предложить «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». А для создания проблемной ситуации предлагаю проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди (П)?».На основе ряда напряжений металлов учащиеся - осужденные могут сделать ошибочный прогноз о характере реакции щелочного металла с раствором сульфата меди.И при дальнейшем обсуждении ученики приходят к пониманию сущности протекающих процессов.
3.Выявление противоположных свойств у веществ или процессов, принадлежащих к
одной группе или типу.
Тема «Свойства оксидов»Изучение свойств оксида фосфора и оксида кальция, взаимодействие их с водой, исследование продуктов реакции формируют проблемную ситуацию, решающую вопрос о классификации оксидов.
4.Предложение решить экспериментальную задачу. При этом известен набор реактивов и
конечный результат, но не известны способы решения.
Например, в 10 - 11 классах при изучении тем: «Генетическая связь между классами углеводородов», «Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с другими классами органических соединений» я использую аналогичную проблемную ситуацию.
5.Напоминание учащимся - осужденным о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснитьна основе имеющихся у них знаний.
Например, в 12 классе перед повторении материала на уроке по теме «Водородные соединения неметаллов» прошу учащихся – осужденных объяснить следующее явление: При обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание. Чем можно объяснить образование пены? Ученики не могут объяснить причин этого явления. Этонезнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.
6.При повторении свойств аммиакав 9 классеучащиеся - осужденные вначале характеризуют строение атомов элементов водорода и азота, строение молекулы аммиака, определяют степени окисления атомов азота и водорода в аммиаке, а затем рассматривают химические свойства этого соединения.
Здесь решается несколько проблем. Даже на самом первом этапе урока при изучении состава аммиака можно не просто информативно сообщить, что его формула NH3, а связь между атомами полярная, а предложить учащимся установить связь между составом соединения и строением образующих его атомов. При изучении химических свойств аммиака возможна постановка проблемного вопроса «За счёт чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?»
Приведу примеры проблемных вопросов на уроках повторения:
1. Тема «Глюкоза» - 11 класс. Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?
2. Тема «Амфотерность аминокислот» -11 класс. «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте»
3. Тема «Спирты» -11 класс. Как получить резиновые калоши из спирта?
Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учащихся – осужденных формируются ключевые компетенции, которые помогают эффективно подготовиться к ГИА по химии
Исследовательские работы по химии.
Например, при выполнении практической работы в 11 классе по теме «Идентификация органических соединений» перед учащимися учитель ставит следующие исследовательские задачи:
1. Продумайте ход эксперимента, составьте план выполнения каждого из трех заданий.
2. Распределите обязанности внутри группы.
3. Составьте список необходимого оборудования.
4. Заполните карточку – задание по практической работе.
5. Сформулируйте цель вашего эксперимента.
6. Оформите отчет в тетради.
7. Подготовьте сообщение и выступите с ним.
Карточка – задание по выполнению практической работы:
Что делаем | Наблюдения | Уравнения реакции, что образовалось | Вывод | |
Задание 1. Даны вещества а) метаналь (муравьиный альдегид, формалин), б) глицерин (трехатомный спирт), в) этанол (этиловый спирт). Определите, в какой пробирке находится каждое из них. | ||||
а) | Исчезает______________________окращивание. После нагревания в растворе сначала образуется__________осадок, а затем_______________цвета. | В пробирке находится ____________________________________________________________________________ | ||
NaOH a H ONa желтыйосадок 2 Красныйосадок | ||||
б) | Осадок растворяется и образуется _____________________ раствор | В пробирке находится _________________________________________________________ | ||
CH2 OH HO СH2 OH HO CH2 Темно-синий раствор | ||||
в) | Появление _________________ окрашивания раствора фуксинсернистой кислоты | В пробирке находится __________________. | ||
C Этанол ацетальдегид | ||||
Задание 2. Даны 3 пробирки с растворами, в одной из них находится крахмал. Как определить в какой из пробирок крахмал? | ||||
а) | Появляется ____________________________________________________ | В пробирке находится ______________________________________. | ||
(C6H10O5)n +I2 - cинее окрашивание | ||||
Что делаем | Наблюдения | Уравнения реакции | Вывод | |
Задание 3. Даны вещества а) уксусная кислота, б) муравьиная кислота в) олеиновая кислота. Как различить эти вещества? | ||||
а) | Идет выделение __________________________ | В пробирке находится ___________________ |
2 | ||||
б) | Раствор постепенно ___________________ | В пробирке находится ___________________ | ||
5 муравьиная оксид кислота углерода (IV) | ||||
в) | Раствор бромной воды _______________________ | В пробирке находится ______________________________________ | ||
С олеиновая кислота | ||||
Вывод | 1)__________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________ 3)________________________________________________________________ |
При организации повторения по теме «Азотная кислота. Строение. Свойства. Соли азотной кислоты» в 9 - классе также использую элементы исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование химических свойств веществ; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент (демонстрация видеоопытов). Для систематизации повторяемого материала учащиеся заполняют таблицу: «Азотная кислота. Соли азотной кислоты»:
План повторения | Теоретический анализ | Прогнозирование | Эксперимент |
1.Строение азотной кислоты | |||
2.Свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами | |||
3.Специфические свойства азотной кислоты | |||
4.Соли азотной кислоты | |||
5.Способы получения солей азотной кислоты |
Задания исследовательского характера при организации подготовки к ГИА позволяют продолжить формирование у учащихся - осужденных навыков работы с учебником и дополнительной литературой.
4) Дискуссия на уроке.
Например, в 10 классе на уроке повторения по теме «Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова» перед проведением дискуссии учащимся - осужденным предлагаю самостоятельно повторить материал используя учебник и карточку – инструкцию:
Инструкция по изучению теории «Теория строения органических веществ. Изомеры»
1.Прочитайте текст учебника (§ 2) и выделите следующие смысловые группы материала.
1)химическое строение по А.М.Бутлерову - это последовательность соединения атомов в молекулы, порядок их взаимосвязи и взаимного влияния;
2)атомы в молекулах соединяются согласно их валентности.
СОВЕТ. Данное положение обработайте на шаростержневых молекулах состава С4Н10
ПОМНИТЕ! Углерод в органических соединениях четырехвалентен, водород - одновалентен.
3)свойства веществ зависят не только от количества и качества атомов, входящих в составмолекулы, но и от последовательности соединения атомов, от их влияния друг на друга.
СОВЕТ. Для иллюстрации данного положения используйте сведения о температурекипения бутанов и пентанов.
4)вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но отличающиеся различным строением и поэтому обладающие различными свойствами, называются изомерами
СОВЕТ. На модели молекулы С4Н10, которую вы изготовили ранее, изучите данное положение. Перестройте модель так, чтобы у вас получилась следующая структура
НзС-СН-СНз
СН3
После самостоятельного повторения материала учащимся – осужденным предлагается дискуссия по теме «научное и практическое значение теории А. М. Бутлерова».
При проведении дискуссии учащиеся – осужденные вовлекаются в активную познавательную деятельность. Они учатся четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других. В процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, которое учит учащиеся - осужденных разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность. Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит учащихся учиться.
5) Организация самостоятельной работы учащихся.
При подготовке к ГИА организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Использую карточки-задания для самостоятельной работы учащихся - осужденных с целью восприятия и осмысления знаний по определенной теме без предварительного объяснения их учителем.
Здесь есть свои требования:
1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Например, в 12 классе при повторении темы «Нефть, состав, свойства, переработка», предлагаю учащимся - осужденным самостоятельно рассмотреть материал по дидактической карточке. Изучить предложенную таблицу, проанализировать ее данные, ответить на вопросы и сделать вывод и приготовиться к обсуждению.
Термический крекинг | Каталитический крекинг |
Расщепление молекул углеводородов протекает при сравнительно высокой температуре (470 – 5500С). Процесс протекает медленно, образуя углеводороды с неразветвленной цепью атомов. В бензине, полученном в процессе термического крекинга, наряду с предельными углеводородами содержитсямного непредельных углеводородов. Поэтому этот бензин обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин прямой перегонки. В бензине термического крекинга содержится много непредельных углеводородов, которые легко окисляются и полимеризуются. Поэтому этот бензин менее устойчив при хранении. При его сгорании могут засориться различные части двигателя. Для устранения этого вредного воздействия к такому бензину добавляют антиокислители. | Расщепление молекул углеводородов протекает в присутствии катализаторов и при более низкой температуре (450 – 5000С). По сравнению с термическим крекингом процесс протекает значительно быстрее, при этом происходит не только расщепление молекул углеводородов, но и их изомеризация, т.е. образуются углеводороды с разветвленной цепью атомов углерода. Бензин каталитического крекинга по сравнению с бензином термического крекинга обладает еще большей детонационной стойкостью, потому что в нем содержатся углеводороды с разветвленной цепью углеродных атомов. В бензине каталитического крекинганепредельных углеводородов содержится меньше, и поэтому процессы окисления и полимеризации в нем не протекают. Такой бензин более устойчив при хранении |
Вопросы для анализа:
Какие углеводороды содержит бензин термического крекинга?
Какие углеводороды содержит бензин каталитического крекинга?
Бензин, какого крекинга обладает большей детонационной стойкостью? Почему?
Бензин, какого крекинга более устойчив при хранении? Почему?
Самостоятельная работа способствует развитию у учащихся – осужденных навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Таким образом, формирование ключевых компетенций происходит на каждом этапе повторения и подготовки к ГИА. Используя для проведения этой работы активные методы обучения, стремлюсь развивать мыслительную деятельность учащихся – осужденных. У каждого ученика свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача учителя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого учащегося - осужденного для эффективного усвоения учебного материала и успешной сдачи ГИА.