Классный руководитель в школах России и Германии (сравнительный анализ)
23 апреля 2021
Работа классного руководителя в школе требует времени и усилий. Большинство классных руководителей считают свою миссию важной и чрезвычайно полезной и поэтому оставляют на ниве этой работы немалые время и силы.
Какие задачи и функции выполняет классный руководитель, зависит от ряда условий и особенностей образовательной организации. В данной статье рассматривается деятельность классного руководителя на примере двух стран: России и Германии.
Как известно, работа классного руководителя тесным образом связана с организацией и проведением воспитательной работы с детьми в школе. Так, по мнению Н.С. Гаркуша, «в российской образовательной практике известно несколько вариантов организации воспитательной работы в школе:
педагог имеет полную учебную нагрузку и классное руководство в одном классе (традиционный вариант);
классный руководитель выполняет только воспитательные функции («освобожденный» классный руководитель);
классный руководитель занимается только воспитательной работой в нескольких классах (параллели);
педагог-воспитатель разновозрастной группы (в малокомплектной школе);
тьютор – может иметь минимум учебной нагрузки, назначается тогда, когда обучающиеся готовы взять на себя ряд организационных функций педагога;
педагог-психолог-координатор занимается созданием благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника, помогает ему осознать основные социальные ценности».
Разнообразие вариантов организации воспитательной работы в школе говорит о том, что классное руководство – необходимый для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитанников в условиях первичного детского коллектива. Тем не менее, цель деятельности педагога-воспитателя в «Примерном положении о классном руководстве» в независимости от вариантов организации им воспитательной работы определена как «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе».
К задачам деятельности классного руководителя относят: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психологопедагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; привитие толерантности; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
На современном этапе развития образования в России классный руководитель назначается директором образовательной организации. Основные функции классного руководителя сформулированы в Примерном положении о классном руководстве и представлены в Уставе школы.
Что касается деятельности классного руководителя в школе Германии, то его задачи и функции, как правило, регулируются Законом о школе. Каждая из 16 федеральных земель имеет свой Закон о школе.
Как показывает анализ законов о школе 16 федеральных земель Германии, действия классного руководителя в них представлены не совсем детально. В законах отмечается лишь то, что классный руководитель выполняет административные функции, принимает участие в родительских собраниях, конференциях; является представителем учащихся и выступает в качестве председателя конференции класса.
Министерство образования, молодежи и спорта каждой федеральной земли (Ministerium für Bildung, Jugend und Sport der Länder), разрабатывая нормативно-правовые документы или рекомендации для школ, уточняет служебные обязанности классных руководителей с акцентом на такие функции как консультирование, информирование, исполнение административных поручений и организацию различных мероприятий. В рекомендациях отмечается, что классный руководитель должен консультировать родителей и опекунов детей по школьным вопросам, оказывать помощь в организации учебной деятельности, при необходимости посещать семьи детей. Кроме того, классный руководитель отвечает за подготовку и проведение конференций, поддерживает связь с руководством школы. Он отвечает за организацию школьной жизни своих воспитанников. Классный руководитель выполняет административные поручения в соответствии с нормативными документами и организует различные мероприятия, как в учебное время, так и на каникулах. В обязанности классного руководителя входит сбор информации об успеваемости и поведении учеников. Для этого решающее значение имеет сотрудничество со всеми учителями предметниками и руководством школы.
На основе Закона о школе федеральной земли и нормативных документов Министерства образования, молодежи и спорта руководство школы разрабатывает общие служебные предписания для учителей, в том числе для классных руководителей, т. е. «Общие положения для учителей» (Allgemeine Dienstordnung für Lehrerinnen und Lehrer).
В этом документе указывается, что в каждом классе должен быть руководитель класса, который отвечает за воспитательную и профессиональную работу с учениками. Он берет на себя ответственность в организации и реализации учебной и общественной деятельности учащихся. В данном документе также отмечаются административная, информационная и консультационная функции классного руководителя; партнерское сотрудничество со всеми субъектами школы и общественности; руководство коллективом класса. Подготовка экспертных отчетов или проведение конференций являются частью обязанностей классного руководителя. Кроме того, к обязанностям классного руководителя относятся организация и проведение специальных мероприятий и школьных поездок.
Данные нормативные требования не отражают всю полноту деятельности, роли и задач классного руководителя в немецкой школе. По мнению немецких исследователей деятельности классного руководителя L. Martin, T. Leu «несмотря на то, что классные руководители несут всю полноту ответственности за образование и обучение, воспитание и за школьную жизнь обучающихся, за многочисленные административные, информационные, консультативные и другие задачи, они не отражают всю полноту работы классного руководителя»
В работу каждого классного руководителя, по их мнению, входит также поддерживать свой имидж и быть образцом для подражания. Поэтому наряду с вышеназванными задачами классного руководителя, например, Л. Мартин (L. Martin) видит еще эмоциональную и социальную составляющую части деятельности классного руководителя.
Он полагает, что роль классного руководителя как педагогического лидера состоит в эмоциональном и социальном развитии учеников, что будет способствовать повышению эффективности их обучения. Обоснованием такой роли учителя считается то, что классному руководителю необходимо приложить эмоциональноволевые усилия и сформировать такую учебную группу, которая будет демонстрировать положительную динамику в обучении.
Выполняя такую роль, классный руководитель в немецкой школе должен продемонстрировать знания возрастных особенностей учеников, учитывать традиции и правила школы федеральной земли и осознавать стоящие перед ним задачи.
Согласно «Общим положениям для учителей» классный руководитель в немецких школах занимается следующими организаторскими мероприятиями в классе: подготовка списка класса и характеристики на учеников класса; ознакомление с расписанием уроков и графиком каникул учащихся и родителей; ознакомление с правилами порядка в школе и инструкцией по технике безопасности, путями эвакуации из школы. Классный руководитель в немецкой школе своего рода «староста класса». Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников класса в основном осуществляется по почте, на родительском собрании или конференции. Функция классного руководителя в данном случае – держать в курсе школьных событий детей и их родителей, опекунов.
Классный руководитель в немецких школах, так же как и в российских школах, назначается директором школы. «Классный руководитель в школе не относится к категории учителей, имеющих особое задание. Он ответственен за учебно воспитательный процесс в своем классе, его успеваемость, представляет интересы класса в учительской аудитории и отчитывается за всё происходящее в нем перед директором и учительской конференцией».
В старших классах вместо классного руководителя может выступать тьютор, учитель-консультант, школьный психолог. В некоторых школах Германии классом могут руководить два полноправных классных руководителя. В некоторых школах для классного руководителя отсутствует определение, например в школах федеральной земли Баден-Вюртемберг. Считается, что не каждый класс должен иметь классного руководителя и некоторые права и обязанности могут быть не закреплены в школьном законе.
Проанализировав педагогическую литературу и документы, регламентирующие деятельность классного руководителя, можно выделить следующие задачи классного руководителя в немецкой школе:
контроль школьного обязательного обучения;
воспитательное воздействие на учеников (что касается дисциплинарных мер, то он имеет такие же полномочия, как и учителя-предметники);
подготовка и оформление аттестата (свидетельства) об образовании;
обсуждение промежуточных и годовых результатов успеваемости, перевода в другой класс и рисков не перевода;
осуществление связи между школой и родителями;
ведение классного журнала;
осуществление функции контактного/ответственного лица для других учителей в делах класса;
руководство классными собраниями, конференцией;
участие в классной конференции;
согласование школьных образовательных правил с учителями предметниками (например, объем домашней работы, дисциплинарные взыскания);
контакты с представителями школьного и родительского комитета;
организация школьных поездок;
управление финансами класса;
разрешение споров;
подготовка совместных проектов, экскурсионных дней;
анализ результатов урока;
организация производственных и социальных практик.
Следует отметить, что общая информация, предоставленная в служебных предписаниях для учителей, Законе о школе и в материалах Министерства образования, молодежи и спорта федеральных земель Германии, в определенной степени помогает классному руководителю. Но эмоциональная и социальная составляющая части деятельности классного руководителя в них практически не упоминается. Тот факт, что эти компоненты имеют решающее значение для оправдания того времени, которое тратится классным руководителем на учащихся, нельзя оспаривать.
Изучение психолого-педагогической литературы и нормативных документов по данной проблеме в России («Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», «Примерное положение о классном руководстве», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») показало, что к функциональным обязанностям классного руководителя можно отнести следующие: организационно координирующие; коммуникативные; аналитические и социальные функции.
Анализ функций классного руководителя, выявленных ранее авторитетными учеными Р.А. Ереминой, Н.Е. Щурковой, Р.Х. Шакуровой и другими [Еремина, 2008; Щуркова, 2012] позволяет констатировать тот факт, что деление функций очень условно. Ввиду этого можно сделать вывод о том, «что деятельность учителя воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов, классов, уровней. На основе данного определения можно выделить такие функции педагога-воспитателя, как:
диагностическая;
прогностическая;
организаторская;
коммуникативная;
коррекционная;
рефлексивно-аналитическая».
Таким образом, «спектр функций классного руководителя обусловлен различными факторами. Прежде всего, условиями организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, особенностями воспитательной системы учебного заведения и класса, а также валеологическими возможностями школы и родителей; психовозрастными особенностями школьников; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состоянием здоровья и физического развития, подготовленности педагогов к организации вне учебной работы».
Известно, что деятельность классного руководителя осуществляется при активном социально-педагогическом взаимодействии с другими участниками учебно-воспитательного процесса, а именно: 1) учителями-предметниками; 2) педагогом-психологом; 3) социальным педагогом; 4) педагогом дополнительного образования; 5) родителями обучающихся. Соответственно, этот факт также влияет на выполняемые им функции.
К основным должностным обязанностям классного руководителя в России чаще всего относят:
организацию деятельности классного коллектива;
организацию учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся;
организацию внеучебной жизни класса;
изучение личности и коррекцию воспитания школьников;
социальную защиту школьников;
работу с родителями.
Тем не менее, ученые Р.А. Еремина, В.П. Сергеева, Н. Е Щуркова, М. И. Рожков и другие [Классное руководство: учебное пособие, 2014; Рожков, 2000] расходятся в определении основных направлений деятельности классного руководителя из-за особенностей типа образовательной организации; особенностей воспитательной системы; уровня воспитанности школьного коллектива, его организованности, обученности; подготовленности классного руководителя к организации воспитательной деятельности; общей культуры личности педагога, его педагогической культуры. Несмотря на это, ученые считают, что ведущее направление деятельности классного руководителя состоит в формировании у школьников научной картины мира, воспитании их в духе общественной морали, работе по созиданию нравственной убежденности обучающихся.
Другими словами, «классный руководитель в России должен исполнять роль проводника по образовательным маршрутам и координатора учебной и общей нагрузки школьника в течение всей рабочей недели».
Подводя итоги, следует отметить, что задачи и определяющие функции классного руководителя в Германии являются общими в Законе о школе, дополняются в Общих служебных предписаниях для учителей в немецких школах в зависимости от типа школы и образовательной политики в школах и эмоционально окрашиваются самой личностью классного руководителя. Что касается задач и основных функций классного руководителя в России, то они также регламентируются нормативными документами и определяются рядом условий. Педагог-воспитатель выступает носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.