Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Статья "Мы верим в тебя, у тебя всё получится!"

Статья "Мы верим в тебя, у тебя всё получится!"

Статья посвящена методам и приёмам мотивации школьников начальной школы к обучению. Представлен опыт работы автора в учебной и внеурочной деятельности. В арсенале современного педагога всегда найдутся методы и приёмы для мотивации обучающихся. Главное, уметь их использовать в нужное время и в нужном месте!

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Статья "Мы верим в тебя, у тебя всё получится!"

В последнее время родители младших школьников  и педагоги сталкиваются с отсутствием мотивации к учебе у детей, хотя   дошкольники хотят идти в школу и учиться отлично. В начале организации учебного процесса  перед учителем возникает проблема,  как сделать так, чтобы у обучающихся появился внутренний стимул познавать новое, независимо от усилий, которые надо будет для этого приложить, и какие выбрать мотивационные факторы к обучению у ребёнка, который считает, что учиться в школе неинтересно?

Мотивация – это побуждение к действию, мотивы – это направленность учащихся на отдельные стороны учебной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к учебе [2].  В настоящее время у школьников всё чаще проявляется тенденция: отсутствие желания и интереса учиться и получать знания. Не каждый ребенок с раннего детства  может осознать, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. 

У одних детей мотивация  к учебному процессу исчезает, как только встречаются первые трудности при обучении в 1 классе, у других утрачивается со временем. Почему так происходит? Психологи говорят, что мотивация к обучению формируется еще в детстве в домашних условиях. На этом этапе родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно заставить себя получать знания и применять их на практике, что в дальнейшем ведет к неуспеваемости и снижению уровня интеллекта, а дальше к отклонениям в поведении. Учитель должен четко представлять, какие способы мотивации  будут эффективными в его деятельности (рис. 1).  Театр начинается с вешалки, а обучение начинается с классной комнаты. Уютное, красиво оформленное помещение - важный фактор для создания определённого эмоционального фона на уроке, настраивающего на благоприятное восприятие изучаемого материала.   

Рис.1. Способы формирования мотивации школьников

Из опыта работы могу отметить, что повышение мотивации к обучению младших школьников  во многом зависит от взаимного сотрудничества учителя начальных классов    с родителями. Ребенок чувствует поддержку родителей, если с ним часто  разговаривают о важности получения им образования, ежедневно спрашивают о том, как прошел день в школе. Интересуются, какое домашнее задание ему нужно выполнить. Если дома говорят о его успехах и обсуждают пути преодоления школьных неудач, поощряют, поддерживают, оказывают дополнительную помощь, не сравнивают ребенка с другими детьми, любят и уважают как личность, т.е. принимают таким, какой он есть, то ребенок  становится более уверенным, ему хочется узнавать новое, у него повышается мотивация к обучению [3]. Ребёнок должен слышать слова: «Мы верим в тебя, у тебя всё получится!» 

На формирование мотивации обучающихся большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношения педагога с учащимися. Как отмечают психологи, авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения и задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога способствует внутренней мотивации, а либеральный стиль снижает и формирует мотив «надежды на успех». В.А.Сухомлинский отмечал: «Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» [1].

Очень важно показывать достижения в развитии личности детей, проявлять доверие к силам и интеллектуальным возможностям учащихся.  Проявление личного позитивного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения, выстраивание доверительных отношений с учащимися  создаёт предпосылки  для формирования положительной мотивации. Учитель должен подбирать такие формы подачи учебного материала, чтобы вызвать у детей позитивные эмоции, актуализировать развитие познавательных психических процессов, учитывать в своей работе группы мотивов, выделять среди них приоритетные.

Проявление учителем  эрудиции, заинтересованного отношения к предмету, высоких деловых качеств  мотивируют учащихся к изучению любого предмета.  И я стараюсь оправдывать эти ожидания моих учеников. На уроках использую различные средства обучения: учебные презентации и видеофильмы; обучающие карточки с пропущенными словами или изображениями; образовательные фотографии или коллажи с заданиями по теме урока; коллекции семян, плодов, грибов и т.п.  Как показывает мой опыт работы, наиболее эффективными в плане развития мотивации являются познавательные викторины, ребусы, загадки, рассказы с фантастическими сюжетами, путешествия во времени. Данные игры и упражнения задействуют все сферы интеллектуальной деятельности ребёнка, поэтому и приносят ожидаемый эффект (фото 1).

Успешно организованные дидактические игры, в которых ученик имеет возможность самостоятельно добывать знания или контролировать приобретённые умения и навыки, дают возможность использовать ИКТ для развития мотивации к обучению. Незаменимыми помощниками здесь являются сайты:  https://learningapps.org/ (создание филвордов и кроссвордов; интерактивных упражнений, викторин); https://etreniki.ru/ (тренажёры и обучающие игры);   генераторы ребусов и кроссвордов - http://rebus1.com/http://kvestodel.ru/generator-rebusov , https://cross.highcat.org/ru_RU/ ; создание обучающих карточек -  https://childdevelop.ru/   и др.

Важна  организация дружеских взаимоотношений в ученическом коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Моим учащимся очень нравится выполнение творческих работ, оформление стенгазет, листовок, плакатов (фото 2). Совместная работа не только объединяет, но и приносит радость! Проявление инициативы, самостоятельный выбор темы, условий оформления творческих работ, достигнутый результат, одобрение этих результатов сверстниками и взрослыми – это очень важные в психологическом плане мотивы  для успешного обучения.

Повышение уровня мотивации достигается не только в учебной, но и  во внеурочной деятельности в совместной проектной и исследовательской работе, часто вместе с родителями и педагогами школы. Дети видят заинтересованность и поддержку взрослых,    имеют возможность методами проб и ошибок достигать поставленных целей.  Так, организация исследовательской деятельности для учащихся класса привела к социально- значимым результатам по выращиванию лесных культур (фото 3). Выращенные своими руками сеянцы дубков, елей, сосны сибирской использовались для посадки в школьном дендрарии и микрорайоне школы. А выращивание кристаллов из насыщенных растворов солей удовлетворило природное любопытство детей, задумавшихся над вопросом «Как получить кристаллы разных веществ в домашних условиях?» (фото 4).  В том и другом случае достижение поставленной цели является важным мотивационным фактором для следующих исследовательских работ  обучающихся.  

Следовательно, в арсенале современного педагога всегда найдутся методы и приёмы для мотивации обучающихся. Главное, уметь их использовать в нужное время и в нужном месте!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В публикации представлен материал о достижениях одного из выпускников МБОУ "Карагайская СОШ № 2" в области экологического образования. Работая в экологическом отряде, ученик получил навыки исследовательской и проектной работы. Применяя их на практике, подготовил исследовательские работы и успешно защитил их на конкурсах.
0 ₽
Статья посвящена итогам экологической деятельности выпускника школы, который активно принимал участие в мероприятиях разного уровня: муниципальные и краевые конкурсы «Лидер в экологии», проект «Береги энергию дома и в школе», муниципальные и краевые этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии и лесоведению, региональный конкурс исследователей окружающей среды, конкурс исследовательских работ «Время, вперед» и многие другие.
0 ₽
Статья посвящена методам и приёмам мотивации школьников начальной школы к обучению. Представлен опыт работы автора в учебной и внеурочной деятельности. В арсенале современного педагога всегда найдутся методы и приёмы для мотивации обучающихся. Главное, уметь их использовать в нужное время и в нужном месте!
0 ₽