Религиозные деятели — патриоты. Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии
Как показывает отечественная история, религия помогла нашему народу выдержать агрессию врага и одержать над ним победу. Например, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с монголо-татарами и послал в ряды русского войска двоих сподвижников из числа иноков Троицкой лавры — Пересвета и Ослябю. Видя их в своей среде, русское воинство убеждалось, что молитвы Сергия сопровождают их на поле битвы.
Спустя несколько веков, в дни вторжения великой армии Наполеона, на части Российской империи, которая сейчас является территорией Республики Беларусь, распространялась пропаганда о денежном вознаграждении для населения, которое будет оказывать помощь неприятелю. Тогда весьма почитаемый в тех краях раввин Шнеур Залман объявил, что всё еврейское население Российской империи за русского царя и против Наполеона. Раввин говорил следующее: «Если победит Наполеон, евреи станут богаче, но тогда их сердце отойдёт от Господа».
В годы Великой Отечественной войны православная церковь, как и другие конфессии, переживала несчастье, обрушившееся на миллионы советских граждан. В январе 1943 года патриарх Сергий призвал к пожертвованиям на танковую колонну. В стороне не осталось ни одного храма, ни одной православной общины. Свою танковую колонну русская церковь посвятила имени великого патриота — Дмитрия Донского.
Основатели мировых религий также учили в своих проповедях трудолюбию. Будда наставлял своих последователей, что начинать дело нужно с малого, так как кувшин наполняется капля за каплей. «Никто не получает всё в одночасье. Счастлив тот, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин».
В исламе есть понятие «аль-амалюль салих», то есть праведные дела. Пророк Мухаммед наставлял последователей: каждый поступок человека, совершённый в поисках мирского обогащения, будет взвешен, и каждому воздастся по заслугам. Это означает, что работа должна выполняться на совесть и честно.
Рис. 3. Иисус Христос и его ученики
Иллюстрация / pixabay.com
Важное место ценности труда отводится в христианстве. Однажды Иисус Христос рассказал притчу своим ученикам. В одном селении господин, уезжая в далёкую страну, призвал к себе слуг и каждому из них дал таланты (так назывались тогда денежные единицы). И каждому он дал талант по мере своих сил, способностей и возможностей. Первому он дал 3 таланта, то есть 3 денежки. Второму дал 2 таланта — 2 денежки, и третьему он дал 1 талант. И отправляясь в дальний путь, сказал им: «Когда я вернусь, вы должны будете эти таланты мне возвратить, а сейчас я отдаю вам их на сохранение», — и уехал. Первый отдал свои таланты торговцам и приумножил то достояние, которое дал ему господин, и у него получилось уже не 3 таланта, а целых 6! Второй поступил точно так же. Третий поступил совершенно иначе. Он взял свой талант — денежную монету — и зарыл в землю, тем самым спрятав. Когда вернулся этот господин, он позвал к себе слуг. Первый слуга дал ему 6 талантов и получил за это благодарность. Второй отдал 4 таланта и тоже был вознаграждён. Третий же принёс тот самый талант, который дал ему господин, и тот стал его ругать: «Ты посмотри на пример своих собратьев, которые приумножили своё достояние и вернули мне в два раза больше, нежели я дал им. А ты принёс то, что я дал тебе!» И повелел забрать тот талант и отдать тем двоим, так как они могут это достояние умножить. Сейчас талант — это дарование, и только труд развивает человека и не даёт ему зарыть свой талант в землю. Не случайно христианство учит, что таланты, способности и дарования даются Богом, чтобы мы отдавали их окружающим людям.